Магическое мышление. Почему заговор кремлеботов – это чушь? Избавление от иллюзий

Магическое мышление в определенной мере, является, с одной стороны, результатом нарушения процесса деидеализации, и защиты от угрожающей действительности, с которой не выстроены надежные связи, с другой.

Магическому мышлению характерны завышенные нереалистичные ожидания, как от себя, так и от других людей. Магически мысля, человек хватается за идею всемогущества, вместо того, чтобы укреплять связь с реальностью. Источником многих негативных психологических состояний, таких как агрессия или депрессия, является именно магическое мышление. Не зарываясь в историю, изучаемого вопроса, которая несомненно интересна и имеет большую ценность, попытаюсь кратко описать суть феномена и его эффектов.

В качестве главного источника магического мышления можно назвать экзистенциальное одиночество в раннем опыте ребенка и недостаток опыта доверительных контактов с другими людьми (прежде всего с матерью).

Формальные отношения с другими усложняют дифференциацию собственного образа и образа других людей. В этом случае вместо человеческой сложности существует два крайних и примитивных, связанных с такими же недифференцированными аффектами, образа – хороший и плохой, беспомощный и всемогущий.

В качестве еще одного источника может быть названа материнская сверхвключенность , выражающаяся в чрезмерной слежке за потребностями ребенка и стремлением удовлетворять еще до того, как ребенок самостоятельно осознал и выразил эти потребности.

При таких «предвосхищяющих» коммуникациях формируется ожидания, что люди способны видеть, понимать твои потребности, догадываться о желаниях и состояниях, без каких либо сообщений с твоей стороны.

Магическое мышление нередко выражается и в идее собственного всемогущества, например, в представлениях о силе возможностей собственных мыслей и действий, которые могут непосредственно влиять на события. В таких феноменах выражается потребность в контроле и власти, компенсирующая характерное этим людям состояние собственной беспомощности.

Люди с преобладанием тревожного аффекта и соответствующим ему избегающим поведением мучимы мыслями, о том, что другие люди способны узнать об их «никчемности», прямо и непосредственно увидеть их внутреннюю ничтожную суть и станут смеяться и издеваться над ними. Такие люди испытывают затруднения в межличностных контактах, ввиду того, что чувствуют себя выставленными в наготе своего позорного убожества на всеобщее обозрение. Таким образом, тревога магии мышления склоняет человека к уединению, избеганию контактов и отношений.

Нередко может возникать параноидная настроенность – «меня используют, узнают мои мысли, я потеряю контроль и пр.». Часто, можно встретить убеждение: «Если некто враждебен по отношению ко мне, то он способен силой своих мыслей повредить мне, разрушить что-то ценное, дорогое сердцу». Так радующаяся мать, сын которой поступил в институт, не распространяется об этом важном событии, так как зависть других людей может все испортить.

Ипохондрические страхи также связаны с магическим мышлением, в этом случае часто можно столкнуться верой в порчу, сглаз и в сверхъестественную силу собственных предчувствий.

У пограничных и нарциссически организованных личностей, со свойственным им аффектом ярости, с легкостью возникает агрессия и даже всеобъемлющая ненависть, если их потребности не были угаданы и что-то идет не так, как они ожидали. В этом случае магическое мышление проявляется в убежденности, что другой человек все знает относительно их желаний и намерено не удовлетворяет их из враждебных, издевательских мотивов. Эти чувства могут проявляться по отношению к близким людям, которые чего-то не смогли предугадать (не подарил цветы, не позвонил и пр.). У пограничной личности в близких отношения постоянно происходят скандалы, причиной которых становятся такие мелочи как: не позвонил, не догадался, не подумал, и т.д. Такие личности убеждены, что другой человек должен заботиться об их удобствах и знать о том, как их создать таким образом, чтобы создать абсолютный комфорт. Близкие такого человека становятся жертвами его магического мышления, постоянно попадая под упреки и недовольство. Попытки «поговорить», «обсудить» успехом не увенчиваются, так как незыблемым, не поддающимся коррекции убеждением магического мышления, является убежденность, в том, что «ты сам (а) должен (а) был (а) понять, догадаться, увидеть, почувствовать и пр.».

Аналогичные чувства, от раздражения до ярости могут проявляться и по отношению к психотерапевту, который вместо того, чтобы быстро догадаться обо всем и скорее помочь, докучает и донимает расспросами.

Магическое поляризованное мышление выражается в фантазиях о собственном всемогуществе, которые обычно отличают нарциссических личностей. Так, часто вместо построения реалистичных планов, связанных с карьерным ростом, или профессиональным самосовершенствованием, постепенного погружения в какое-то дело, могут иметь место постоянные метания или вовсе отказ от деятельности.

Главный соблазн магического мышления и один из мощных секретов его власти состоит в возможности обрести все и сразу вместо долгой и упорной работы, исход которой не никогда не гарантирован. Магическое мышление искушает, а отрыв реальности увеличивается. Человек все больше и больше находится в плену иллюзий и фантазий.

Магическое мышление затрудняет реалистичное отношение и к процессу психотерапии. Такой клиент ждет, что психотерапевт, взмахнув волшебной палочкой, поможет ему повысить свою эффективность до уровня своих желаний и не способен осознать, что именно в нереалистичности его желаний и коренятся истоки его жизненного коллапса. Клиент такого типа твердо уверен, что существуют методы и средства, с помощью которых психотерапевт может превратить его в героического сверхчеловека. Часто именно магическое мышление, заставляет таких клиентов ходить от терапевта к терапевту, обесценивая одного за одним, когда они не оправдывают его магических упований. С этим тесно связана, концепция «материальных мыслей» и построение не ее основе различных «психотехник» исполнения желаний и взлома барьеров. Например, существует очень известная методика, когда люди становятся в круг, крепко держащихся за руки. В центре круга стоит один человек, задача которого вырваться из круга. Предполагается, что таким способом человек учится взламывать внутренние преграды и вырываться на свободу. Это магическое упование на освобождение: Если я делаю это, выполняя ритуал, то решу и реальные сложности своей жизни. Этот метод на самом деле разработан для того, чтобы человек почувствовал себя освобожденным и свободным. Однако если человек на не прочувствует той боли, которая его ограничивает на деле то подобный ритуал может способствовать кратковременному сбросу напряжения, который вряд ли затронет жесткую систему защит.

Это же касается различных аффирмаций и созданий картин будущего. Так, девушка длительное время создающая различные успешные «картины будущего», в один момент, узнав об успешной жизни своей бывшей одноклассницы, сначала впала в ярость, а затем в субдепрессивное состояние от вторжения «картины реального настоящего».

Обсессивно-компульсивному типу личности характерна большая потребность во всемогущем контроле, который является своеобразным щитом от тревоги. Подавленная агрессия или сексуальное желание, которые направлены на близких, не осознаются в силу их непереносимости для сознания. Тогда они находят свое выражение в беспокойстве, что с ними самими и их близкими может произойти что-то ужасное. Собственным мыслям и действиям приписывается магическая сила – если плохо подумаю, то мои близкие могут заболеть, умереть, погибнуть и пр., но если при этом, по дороге на работу, сосчитаю десять автомобилей красного цвета, смогу предотвратить это.

Формула «все ясно без слов» трансформируется в перманентную проекцию на окружающих своих тревог, враждебности и потребности во всемогущем контроле и удовлетворении потребностей, что сказывается на качестве межличностных контактов и порождает в них множество проблем и конфликтов.

Назрела потребность поговорить о магическом мышлении, как «прикладном применении» и мировоззрения. У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причем в разнообразнейших формах и вариациях - от религиозных до политических.

Итак, определимся: магическое мышление — это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.

Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность. В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей — не бывает. Поэтому, если происходит что-то неожиданное — это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти все, что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой — лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идет человек по дороге, наступает на муравья — и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство — результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьев будет лучше, если бы гибель их сотоварища была бы признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.

Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колесами автомобилей — они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы, или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах — их спасла Высшая сила, или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал — Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» ее. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического — повышение ощущения безопасности организуется за счет подбора правильной интерпретации, а не за счет конкретных практических действий (в случае с муравьями — сменить маршрут, по которому они бегают).

Еще один аспект первой базовой установки — вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста. Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили и пенек получился». Люди сделали мир — это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности — все в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально дает испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

Вторая базовая установка - вера в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую — то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошел с ума. Но как раз наше восприятие — крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) — у всех у нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К.Джерома, который, читая медицинский справочник, нашел у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» - совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), и очень далеким от истинности (там, где непосредственного опыта — нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.

Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир . Если добавить еще классический магический принцип «симпатии» - «подобное притягивает подобное», плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить все верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли — все плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте... Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной — не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь — накличешь смерть... И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.

Не думай о смерти — и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом - станешь незаметным для родителей, или для всяких страшилок... Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берет свое начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождем, деревья — плодоносить, врагов — заболеть страшной болезнью...

Помимо трех базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.

Вера в особую значимость символов и событий . Если в мире нет ничего случайного, и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение — это не совпадение, а некий знак. Сигара — это всегда что-то еще, кроме простой сигары. Сон — обязательно несет в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера — не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не подскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?».

Сильная зависимость мышления от красивого мифа . Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д.Миллер.

«Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира...
Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в ползу этих гипотез...».
Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было нескучно... Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью»
(Д.Миллер, пер.А.Маркова).

Я уверен, что вторая история будет восприниматься как более привлекательная. Когда начались баталии сторонников Дарвина с церковью, одним из главных «аргументов» против идеи того, что человек и обезьяна имеют общего предка, был именно нравственно-эстетический - «неужели вам нравится считать себя произошедшим от обезьяны?!». Это не очень красивая история, верно. Идея о том, что ты - от некой высшей силы, или что в тебе кроются неведомые резервы организма, намного привлекательнее. А эмоции, как уже известно, оказывают серьезное влияние на ход наших мыслей.

Красивых и завораживающих историй, которые при этом сильно льстят нашему самолюбию, существует в современном мире немало. К.Кастанеда с его Доном Хуаном, истории про «мудрость толтеков», друидов, фильм «Секрет», трансерфинг В.Зеланда и многое-многое другое. Но мне интересно следующее: многие ли из тех, кто с увлечением читал Кастанеду и верил ему, серьезно задавал себе вопрос о том, правду ли вообще писал данный автор, существует ли на самом деле Дон Хуан и его учение, или это — талантливое литературное произведение? И не более? Когда я слышал о «мудрости толтеков», я интересовался тем, что знает рассказчик про этих самых толтеков/тольтеков, каковы первоисточники данной информации, какие тольтекские тексты он читал? То же самое спрашиваю про знатоков «ведических тайн» - "откуда дровишки", если в четырех известных Ведах ничего подобного не содержится? Известно ли читающему книгу про знания друидов о том, что до нас не дошло НИ ОДНОГО текста, написанного друидами ни в целом, ни о своем учении — в частности?

Но это все частности, главное — красивая история, рассказанная, что очень важно, уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем ученый, который постоянно делает те или иные оговорки и 100% гарантий не дает. Красивая история дополняется двумя последующими особенностями магического мышления.

Вера в наличие «тайного знания» . Дон Хуан обладал тайным знанием, как и тольтеки. В Каббале зашифровано тайное знание. Г.Гурджиев написал свои тексты крайне непонятно для того, чтобы уберечь свое тайное знание от профанов. Мудрецы в Гималаях сидят в пещерах, и владеют тайным знанием. Монахи Шао-линя обладают тайным знанием. Египетские жрецы — те вообще рекордсмены по тайным знаниям и способам их зашифровки. Психологи и психотерапевты — люди, обладающие тайным знанием:)). Тамплиеры, масоны, секретное мировое правительство... Все обладают секретным тайным знанием. Примечательно, что о содержании этих тайных знаний почему-то хорошо осведомлен тот, кто про них рассказывает. Авторы нашумевшего магического по содержанию фильма "Секрет" уже названием своим намекали на тайное знание, и в самом начале прямо заявили, что они им владеют и сейчас откроют слушателям.

Эклектика . Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично. Карма уживается с торсионными полями, шаманские практики — с христианским постом, современная фармакология — с гомеопатией, современные психотерапевтические практики — с религиозной философией. Я уже видел объявления в стиле «психотерапевт, таролог, рунолог» (т. е. он использует в своей практике карты Таро и руны, причем действительно разбавляет ими обычную психотерапевтическую работу). Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приемов, надерганных из различных систем по принципу «мне нравится» или «оно так работает».

Вера в наличие чудесного спасителя-мага . Им может быть кто угодно — от психолога до сотрудников ЖКХ, которые вот вдруг возьмут и начнут добросовестно исполнять свои обязанности (как по волшебству, без наших усилий). Психотерапевт Д.Бьюженталь написал про эту очарованность, желание поверить в мага-волшебника в психотерапии: «Несколько лет назад один молодой человек, живущий на другом конце континента, написал мне о том воздействии, которое оказала на него моя книга, и о своих надеждах на изменение и рост. Мы обменялись несколькими письмами, а затем он прислал мне письмо, где сообщил, что собирается в Лос-Анджелес и хочет встретиться со мной. Мы договорились о времени его визита в мой офис... Войдя ко мне, молодой человек с порога сказал, что предполагает бросить работу и переехать, чтобы проходить у меня терапию. Но уже через пятнадцать минут он расплакался. Он плакал от того, что разочаровался во мне. Я имею в виду, что он разочаровался во мне как в человеке...». Очарованность чем-либо и кем-либо неизбежно приводит к разочарованности.

Но наибольшей силой обладают все-таки «чудесные спасители» - колдуны, маги, гадалки. Если человек не видит способов решения своих проблем, то он, в силу второй великой веры магического мышления, считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов нашего обыденного познания.

Главное идея магического мышления: этот мир управляем и предсказуем, я — значимая часть этого мира и способен управлять частью реальности посредством мысли и некоторых ритуалов (магии). Если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают большими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему. За стенами данных установок прячется дикий, хаотичный и до конца никогда не предсказуемый мир. Мир, в котором нет всемогущества, всесильных фигур, мир ограничений и самоограничений.

Я нередко встречал людей с таким мышлением во время работы. Они в своих мыслях нередко наделяют психолога некими могущественными силами и ждут, когда же он скажет волшебные слова, после которых все станет ясно и понятно, и все переживания уйдут. «Но вы же психолог и я же плачу вам деньги!» - говорит клиент, если начинает понимать, что чуда не будет, и что перед ним — живой человек, а не шаман. А чуда — хочется. Ведь сущность чуда в контексте самопомощи — это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае — при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала или мантры.

Назрела потреность поговорить о магическом мышлении, как «прикладном применении» мифологического и религиозного мировоззрения. У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причем в разнообразнейших формах и вариациях – от религиозных до политических.

Итак, определимся:

Магическое мышление - это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.

Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность. В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей - не бывает. Поэтому, если происходит что-то неожиданное - это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти все, что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой - лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идет человек по дороге, наступает на муравья - и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство - результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьев будет лучше, если бы гибель их сотоварища была бы признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.

Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колесами автомобилей - они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы, или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах - их спасла Высшая сила, или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал - Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» ее. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического - повышение ощущения безопасности организуется за счет подбора правильной интерпретации, а не за счет конкретных практических действий (в случае с муравьями - сменить маршрут, по которому они бегают).

Еще один аспект первой базовой установки - вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста . Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили и пенек получился». Люди сделали мир - это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности - все в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально дает испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

Вторая базовая установка – вера в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую - то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошел с ума. Но как раз наше восприятие - крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) - у всех у нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К.Джерома, который, читая медицинский справочник, нашел у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» – совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), и очень далеким от истинности (там, где непосредственного опыта - нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.

Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир . Если добавить еще классический магический принцип «симпатии» – «подобное притягивает подобное», плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить все верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли - все плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте… Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной - не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь - накличешь смерть… И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.

Не думай о смерти - и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом – станешь незаметным для родителей, или для всяких страшилок… Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берет свое начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождем, деревья - плодоносить, врагов - заболеть страшной болезнью…

Помимо трех базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.

Вера в особую значимость символов и событий . Если в мире нет ничего случайного, и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение - это не совпадение, а некий знак. Сигара - это всегда что-то еще, кроме простой сигары. Сон - обязательно несет в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера - не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не подскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?».

Сильная зависимость мышления от красивого мифа . Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д.Миллер.

Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира…

Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали - лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который, в конце концов, взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в пользу этих гипотез…».

Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы - бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было нескучно… Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью» (Д.Миллер, пер. А. Маркова).

Я уверен, что вторая история будет восприниматься как более привлекательная. Когда начались баталии сторонников Дарвина с церковью, одним из главных «аргументов» против идеи того, что человек и обезьяна имеют общего предка, был именно нравственно-эстетический – «неужели вам нравится считать себя произошедшим от обезьяны?!». Это не очень красивая история, верно. Идея о том, что ты – от некой высшей силы, или что в тебе кроются неведомые резервы организма, намного привлекательнее. А эмоции, как уже известно, оказывают серьезное влияние на ход наших мыслей.

Красивых и завораживающих историй, которые при этом сильно льстят нашему самолюбию, существует в современном мире немало. К.Кастанеда с его Доном Хуаном, истории про «мудрость толтеков», друидов, фильм «Секрет», трансерфинг В.Зеланда и многое-многое другое. Но мне интересно следующее: многие ли из тех, кто с увлечением читал Кастанеду и верил ему, серьезно задавал себе вопрос о том, правду ли вообще писал данный автор, существует ли на самом деле Дон Хуан и его учение, или это - талантливое литературное произведение? И не более? Когда я слышал о «мудрости толтеков», я интересовался тем, что знает рассказчик про этих самых толтеков/тольтеков, каковы первоисточники данной информации, какие тольтекские тексты он читал? То же самое спрашиваю про знатоков «ведических тайн» – «откуда дровишки», если в четырех известных Ведах ничего подобного не содержится? Известно ли читающему книгу про знания друидов о том, что до нас не дошло НИ ОДНОГО текста, написанного друидами ни в целом, ни о своем учении - в частности?

Но это все частности, главное - красивая история, рассказанная, что очень важно, уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем ученый, который постоянно делает те или иные оговорки и 100% гарантий не дает.

Красивая история дополняется двумя последующими особенностями магического мышления.

Вера в наличие «тайного знания». Дон Хуан обладал тайным знанием, как и тольтеки. В Каббале зашифровано тайное знание. Г.Гурджиев написал свои тексты крайне непонятно для того, чтобы уберечь свое тайное знание от профанов. Мудрецы в Гималаях сидят в пещерах, и владеют тайным знанием. Монахи Шао-линя обладают тайным знанием. Египетские жрецы - те вообще рекордсмены по тайным знаниям и способам их зашифровки. Психологи и психотерапевты - люди, обладающие тайным знанием:)). Тамплиеры, масоны, секретное мировое правительство… Все обладают секретным тайным знанием. Примечательно, что о содержании этих тайных знаний почему-то хорошо осведомлен тот, кто про них рассказывает. Авторы нашумевшего магического по содержанию фильма «Секрет» уже названием своим намекали на тайное знание, и в самом начале прямо заявили, что они им владеют и сейчас откроют слушателям.

Эклектика. Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично. Карма уживается с торсионными полями, шаманские практики - с христианским постом, современная фармакология - с гомеопатией, современные психотерапевтические практики - с религиозной философией. Я уже видел объявления в стиле «психотерапевт, таролог, рунолог» (т. е. он использует в своей практике карты Таро и руны, причем действительно разбавляет ими обычную психотерапевтическую работу). Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приемов, надерганных из различных систем по принципу «мне нравится» или «оно так работает».

Вера в наличие чудесного спасителя-мага. Им может быть кто угодно - от психолога до сотрудников ЖКХ, которые вот вдруг возьмут и начнут добросовестно исполнять свои обязанности (как по волшебству, без наших усилий). Психотерапевт Д.Бьюженталь написал про эту очарованность, желание поверить в мага-волшебника в психотерапии: «Несколько лет назад один молодой человек, живущий на другом конце континента, написал мне о том воздействии, которое оказала на него моя книга, и о своих надеждах на изменение и рост. Мы обменялись несколькими письмами, а затем он прислал мне письмо, где сообщил, что собирается в Лос-Анджелес и хочет встретиться со мной. Мы договорились о времени его визита в мой офис… Войдя ко мне, молодой человек с порога сказал, что предполагает бросить работу и переехать, чтобы проходить у меня терапию. Но уже через пятнадцать минут он расплакался. Он плакал от того, что разочаровался во мне. Я имею в виду, что он разочаровался во мне как в человеке…». Очарованность чем-либо и кем-либо неизбежно приводит к разочарованности.

Но наибольшей силой обладают все-таки «чудесные спасители» – колдуны, маги, гадалки. Если человек не видит способов решения своих проблем, то он, в силу второй великой веры магического мышления, считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов нашего обыденного познания.

Главное идея магического мышления: этот мир управляем и предсказуем, я - значимая часть этого мира и способен управлять частью реальности посредством мысли и некоторых ритуалов (магии).

Если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают большими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему. За стенами данных установок прячется дикий, хаотичный и до конца никогда не предсказуемый мир. Мир, в котором нет всемогущества, всесильных фигур, мир ограничений и самоограничений.

Я нередко встречал людей с таким мышлением во время работы. Они в своих мыслях нередко наделяют психолога некими могущественными силами и ждут, когда же он скажет волшебные слова, после которых все станет ясно и понятно, и все переживания уйдут. «Но вы же психолог и я же плачу вам деньги!» – говорит клиент, если начинает понимать, что чуда не будет, и что перед ним - живой человек, а не шаман. А чуда - хочется. Ведь сущность чуда в контексте самопомощи - это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае - при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала или мантры.

Кирилл Алферов, 2014

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ТЕМА // Мышление на Миллиард Упражнение на Рсширение Денежного Сознания / #ИгорьМерлин

    Мышление, поведение, качества

    Как использовать свой мозг на все 100. Мысли как Эйнштейн!

    Субтитры

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3-5 лет и представителей «примитивных» культур .

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand même… )

  • Мы путаем магическое мышление с позитивным. Нам приятно думать, что силой мысли мы способны изменить мир вокруг. На самом деле мы меняем отношение к окружающим и они отвечают взаимностью.
  • Магическое мышление свойственно детям. Они пока не могут отличить реальность от фантазии.
  • Иллюзия контроля над миром, которую порождает магическое мышление, мешает реалистично оценивать ситуацию.

«Ты не получаешь того, чего желаешь, просто потому, что не научилась мыслить позитивно, - втолковывает мне приятельница, которая третий год посещает тренинги позитивного мышления. - Чтобы избавиться от одиночества, нужно мысленно «попросить», чтобы кто-то одарил тебя любовью. А если с другим человеком возник конфликт, представь, как помещаешь своего обидчика в пузырь или в кокон - и он перестанет вызывать у тебя негативные чувства».

Полагая, что применяет уроки позитивной психологии, на самом деле моя подруга погрузилась в мир магического мышления.

«Очень часто позитивное мышление мы путаем с магическим, - комментирует гештальт-терапевт Нифонт Долгополов, - однако между ними существует огромная разница. Магическое мышление - это иррациональная вера в то, что силой своих мыслей мы можем изменить реальность, повлиять на других людей, предметы или события.

В логике магического мышления достаточно представить, вообразить то, к чему мы стремимся, и все устроится само собой, без каких-либо усилий с нашей стороны. В то время как в позитивном мышлении есть одно существенное дополнение: наши мысли и наш позитивный настрой меняют не окружающий мир, но наши действия. И только через них уже оказывают влияние и на окружающий мир».

Настраиваясь на то, что сможем найти общий язык с собеседником, мы начинаем себя вести доброжелательно, внимательно, дружелюбно - и разговор получается. Здесь нет никакого волшебства. Так же не оказывают непосредственного влияния на мир и негативные мысли - зато они делают нас более уязвимыми, мы теряем веру в себя.

Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, - результат магического мышления

«На сверхпопулярных тренингах или курсах позитивного мышления на самом деле обучают принципам магического мышления, - соглашается юнгианский аналитик Лев Хегай. - Интерес к нему понятен: гораздо проще «ловить волну удачи», «мыслить прекрасными перспективами развития Земли», «посылать в мир волны любви и принятия» в надежде дождаться взаимности, нежели учиться выстраивать отношения с другими людьми, понимать их чувства, выражать свои эмоции, справляться с потерями».

Иллюзия всемогущества

Магическое мышление - естественный способ мышления маленьких детей, которые еще не в состоянии отличить фантазии от реальности. Им кажется, что «хотеть» и «сделать» - одно и то же.

«Для младенца мир и его собственное «Я» составляют единое целое, - объясняет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс в книге «Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе». - Это означает, что источник всех событий он воспринимает как внутренний: если ему холодно и мать, заметив это, его согревает, у ребенка возникает переживание магического добывания тепла им самим. Ребенок еще не в состоянии осознать, что контроль находится вне его самого - в других (отдельных от него) людях».

Однако, взрослея, ребенок примиряется с тем, что ни он, ни какой-либо другой человек не обладает неограниченными возможностями. След магического мышления остается и в зрелом возрасте. Благодаря этому ощущению всемогущества, пережитому в раннем детстве, мы испытываем чувство собственной компетентности, ощущаем свою эффективность.

Часто магическое мышление «пробуждается» в нас в те моменты, когда мы ощущаем свою вину за то, что случилось с кем-то из знакомых нам людей. Например, когда уходит из жизни человек, которого мы не любили. Мы чувствуем свою вину, словно наши мысли могли спровоцировать его смерть. Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, тоже результат магического мышления. Но мы не боги, чтобы творить мир лишь силой своего желания.

Защита от страха

Вера в то, что силой мысли можно влиять на явления природы, людей или события, была свойственна всем первобытным людям. В течение долгого времени антропологи полагали, что бизоны и лошади, изображенные в пещерах Ляско и Альтамиры (Франция), воспроизводят сцены реальной охоты.

Сегодня они уверены в том, что рисунки животных - свидетельство магического мышления древних людей (так называемая охотничья магия). С их помощью предки пытались задобрить судьбу, чтобы она оказалась благосклонной и обеспечила им обильную добычу на охоте. Первым такое предположение в начале ХХ века сделал французский археолог Саломон Рейнак.

«Магическое мышление защищало древних людей от страхов перед непонятным и опасным миром, - объясняет Нифонт Долгополов. - Они верили в то, что могут его контролировать, влиять на ход событий. Мечты и фантазии помогают и нашим современникам «скрыться» от своих экзистенциальных страхов, от страха смерти, потери близких, и в этом смысле магическое мышление защищает».

Судьба... или все-таки невроз?

Но магия первобытного мышления опасна: она создает иллюзию контроля над миром и лишает возможности реалистично оценивать ситуации, людей и самих себя. Еще Зигмунд Фрейд заметил, что некоторые люди все время находятся в плену драматических жизненных сценариев, живут так, словно их преследует какой-то неумолимый рок.

Они влюбляются - партнер их бросает без видимой причины. Они женятся - жена умирает, потому что страдала от неизлечимой болезни. Друзья их предают, дела приходят в упадок. Все происходит так, как будто некая сила или рок подталкивает их к неприятным ситуациям или сводит с такими людьми, которых следовало бы избегать.

Позитивное мышление и отличается от магического тем, что состоит в трезвой оценке всех вариантов развития событий

Для психоаналитиков в этих жизненных историях нет никакой черной магии. Эти люди страдают от «невроза судьбы»: бессознательное чувство вины подталкивает их к тому, чтобы наказывать самих себя. Бесполезно идти к колдуну, который снимет заклятие. Рок будет преследовать человека до тех пор, пока он не осознает, какие желания или поступки кажутся ему такими «преступными», что вызывают настолько сильное бессознательное чувство вины. И, несомненно, помочь здесь может не колдун, но хороший психотерапевт или психоаналитик.

Избавление от иллюзий

«Недавно по пути в аэропорт я попала в пробку и, если бы не упражнение, которому научилась на тренинге, могла опоздать на самолет, - рассказывает мне моя позитивно мыслящая подруга. - Я представила себе шоссе и изо всех сил сконцентрировалась на мысли, что сейчас машины наконец поедут быстрее».

Слушая рассказ приятельницы, которая все же успела на самолет за пять минут до окончания регистрации, я думала о том, что гораздо позитивнее было бы не ехать в час пик через весь город на такси либо выехать хотя бы на полчаса раньше.

«Подлинное позитивное мышление как раз и отличается от магического тем, что состоит в реалистичном отношении к жизни и к собственным возможностям, в трезвой оценке всех (и неприятных) вариантов развития событий, - уверен Лев Хегай. - Но часто очень сложно отказаться от детской веры в то, что мы можем добиться желаемого, влияя на людей или события. Трудно признать факт, что жизнь полна неопределенности и тревог, что нужно принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Но именно такое отношение к жизни действительно позитивно».

Вверх