Концепции общенародного государства и развитого социализма. Научный коммунизм - развитое социалистическое общество

Общество развитого социализма. Советский народ — новая историческая общность

В начале 60-х годов СССР вступил в стадию развитого социалистического общества. На этапе развитого социализма, когда, как записано в Конституции СССР (1977 г.), «социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

При развитом социализме создаются небывалые еще в исто-

Главный конвейер Павлодарского тракторного завода

рии возможности для развития производительных сил. На основе научно-технического прогресса почти полностью реконструируется и перевооружается новой техникой промышленность и сельское хозяйство. Экономика зрелого социализма характеризуется более гармоничным развитием всех отраслей народного хозяйства, сближением в темпах развития тяжелой (группы «А») и легкой (группы «Б») промышленности.

Резко возрастают капитальные вложения и основные фонды. Казахстан — составная часть единого народнохозяйственного комплекса СССР — наглядный тому пример. В Казахской ССР в 1961—1965 гг. объем капиталовложений (17809 млн. руб.) почти равнялся сумме капиталовложений за все предыдущие пятилетки (18 752 млн. руб.), восьмая же и девятая пятилетки превзошли капитальные вложения за все предшествующие годы Советской власти почти в полтора раза. Также стремительно росли и основные фонды: в 1961—1965.гг. их было введено на сумму 16323 млн. руб. против 15002 млн. в четвертой, пятой и шестой пятилетках, а в девятой — на сумму 29 679 млн. руб.

Важнейшей характерной чертой экономики зрелого социализма является то, что рост промышленного и сельскохозяйственного производства достигается главным образом не экстенсивным путем (расширением производственных площадей, вводом новых мощностей, увеличением числа рабочей силы), а путем интенсификации, за счет технического прогресса и повышения производительности общественного труда: прирост промышленной продукции за счет повышения производительности труда в Казахстане возрос с 48 проц. в седьмой пятилетке до 61 проц. в восьмой пятилетке и до 76 проц. в девятой пятилетке.

Интенсификация обусловливала высокую динамичность развития промышленности. Если 1940 г. принять за единицу, то через 20 лет, в 1960 г., общий объем промышленной продукции республики как части Союза ССР вырос в 7,3 раза, а через 15 лет (1976 г.) в условиях развитого социализма — в 26,7 раза, а по некоторым отраслям еще более (например, производство электроэнергии в 1960 г. выросло в 28,6, а в 1975 г. — в 150,6 раза). При этом динамизм развития определяется не только по процентам прироста, но и с учетом абсолютного значения 1 проц. прироста продукции: в восьмой пятилетке он составлял 81 млн. руб., а в девятой — 126 млн.

Качественные изменения происходят и в сельском хозяйстве. В период зрелого социализма идет процесс интенсификации производства зерна, технических и овощных культур, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции на основе внедрения достижений науки и техники, механизации и химизации, мелиорации земель. Крупные капиталовложения, сплошная электрификация, приток высокопроизводительных машин и механизмов, увеличение производства минеральных удобрений, сооружение больших и малых каналов, водохранилищ способствовали постепенному перерастанию труда в сельском хозяйстве, прежде всего в полеводстве, в разновидность труда индустриального, дальнейшему стиранию различий между городом и деревней.

Экономика развитого социалистического общества в СССР неразрывно связана с хозяйственным организмом всей мировой социалистической системы, прежде всего со странами СЭВ. Социалистическая интеграция, специализация и кооперация в масштабе СЭВ, совместная работа по решению важных народнохозяйственных задач и научных проблем содействуют более высоким темпам развития всех членов содружества. Советский Казахстан принимает активное участие в экономической интеграции и культурных связях с братскими странами социализма.

Развитому социализму с его мощным экономическим потенциалом соответствует зрелость социалистических производственных отношений. Ко времени вступления советского общества в полосу развитого социализма в нашей стране существовала социалистическая общественная собственность в двух формах: государственной (общенародной) и групповой (кооперативноколхозной). При развитом социализме происходит дальнейшее совершенствование обеих форм собственности с преимущественным ростом удельного веса и роли государственной собственности, повышается уровень обобществления производства и труда в обеих формах социалистической собственности.

В 1960 г. в Казахстане 76 проц. основных фондов находились в государственной собственности, 9 проц.— в кооперативно-колхозной и 15 проц. — в личной собственности граждан. В конце девятой пятилетки государственная собственность составила уже 92,2 проц., кооперативно-колхозная — 4 и личная —3,8 проц., хотя в абсолютном выражении основные фонды колхозов и личная собственность граждан значительно выросли: первые по сравнению с 1965 г. в 2,8 раза (в стоимостном выражении), вторые — на 20 проц.

Если в 1960 г. в республике было 879 совхозов и 1355 колхозов, то в конце девятой пятилетки совхозов стало 1864, а число колхозов сократилось до 422. Удельный вес колхозно-кооперативной формы собственности, таким образом, значительно снижается, но идет процесс дальнейшего совершенствования колхозной социалистической собственности, сближения ее с государственной (общенародной).

Процесс совершенствования производственных отношений идет по линии дальнейшего обобществления производства путем создания производственных объединений, создающих условия и предпосылки для специализации, кооперирования, комбинирования и концентрации производства, наиболее полного использования достижений научно-технического прогресса.

К середине 70-х годов в Казахстане действовало 120 таких объединений (против 32 в 1970 г.), которые дали 42 проц. объема реализации всей промышленной продукции и 55 проц. прибыли. Важным показателем всемерного роста уровня обобществления колхозной собственности является неуклонный рост неделимых фондов в основных и оборотных средствах колхозов: с 1960 г. до конца девятой пятилетки они выросли (без рыболовецких) с 1358,6 млн. руб. до 2043,6 млн. руб.

Еще более убедительным показателем повышения уровня обобществления колхозного производства, углубления общественных отношений, дальнейшего сближения двух форм социалистической собственности является специализация, концентрация сельскохозяйственного производства на базе межколхозной кооперации и агропромышленной интеграции по производству продуктов земледелия, животноводства, по строительству, производству строительных материалов и т. д. Успешно действует «Казмежколхозстрой». Получили распространение спецхозобъединения по откорму животных.

Мощный подъем народного хозяйства, рост экономического потенциала развитого социализма зиждется на растущем энтузиазме трудящихся, проявляющемся в социалистическом соревновании.

Зрелый социализм характеризуется дальнейшим совершенствованием социальной структуры общества. На основе классового и национального равенства, общности духовных интересов и единой идеологии происходит ускоренное сближение рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции.

В конце девятой пятилетки городское население составило 54 проц. Особенно быстро росли отряды рабочих, связанные с отраслями индустрии, игравшими решающую роль в научно-технической революции — электроэнергетике, химической промышленности, машиностроении, металлургии и других. Непрерывно повышается квалификация, образовательный и культурный уровень рабочих. Идет процесс сближения образовательного и культурно-технического уровня рабочего класса, инженерно-технических работников.. Рабочие активно участвуют в общественной и политической жизни. Серьезные изменения происходят в условиях развитого социализма в колхозном крестьянстве. Численность колхозников значительно сокращается, причем в Казахстане быстрее, чем по Союзу в целом: в 1973 г. колхозники, занятые в материальном производстве, по стране составили 14,1 проц., а в Казахстане еще в 1971 г. — всего 5,5 проц. В таких областях, как Карагандинская, Джезказганская, Маигышлакская, колхозное крестьянство к 70-м годам полностью влилось в ряды аграрного отряда советского рабочего класса. Одновременно происходит все большее сближение колхозного крестьянства с рабочим классом. Научно-технический прогресс, насыщение села современной техникой, проникающей во все сферы сельскохозяйственного производства (механик-электрик, инженер стали в колхозе такой же необходимой и обычной фигурой, как агроном, доярка, ветеринар), общий рост культуры (всеобщее среднее образование, разветвленная сеть библиотек, домов и дворцов культуры, клубов, кинотеатров), успехи здравоохранения, строительство благоустроенных квартир со всеми удобствами, рост бытового обслуживания на селе, наращивание и совершенствование средств связи и транспорта, повсеместное распространение радио и телевидения значительно ускорили преодоление существенных различий между городом и деревней.

Ускорению сближения рабочего класса и колхозного крестьянства способствовали также и изменения в сфере общественного распределения — в системе гарантированной оплаты труда и организации пенсионного обеспечения колхозников. Повысилась также политическая активность колхозного крестьянства.

Интенсивно растут в условиях развитого социализма ряды советской интеллигенции. По численности и удельному весу в составе населения она вышла на второе (после рабочего класса) место.

«Этот процесс закономерен, — отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду. — Он является результатом политики партии, направленной на всемерное ускорение научно-технического прогресса, на дальнейшее повышение культуры и образованности народа».

Таким образом, в условиях развитого социализма происходит процесс дальнейшего укрепления единства и сближения всех социальных групп и слоев нашего общества. Одновременно идет процесс максимального подъема и расцвета всех советских национальных республик и сближения всех наций и народностей СССР. «Подводя итог героическим свершениям истекшего полувека, — заявил Л. И. Брежнев в докладе о 50-летии СССР в декабре 1972 г., — мы имеем все основания сказать, что национальный вопрос в том виде, в каком он достался нам от прошлого», решен полностью, решен окончательно и бесповоротно. Это —достижение, которое по праву можно поставить в один ряд с такими победами в строительстве нового общества в СССР, как индустриализация, коллективизация, культурная революция».

Советский Казахстан называют лабораторией решения национального вопроса, кузницей дружбы народов, ибо в республике братской семьей живут, работают, строят коммунизм люди более ста наций и народностей. Коллективы всех заводов, фабрик» строек, совхозов, колхозов, институтов, техникумов, школ, училищ в Казахстане многонациональны.

Интернациональное единство и общность проявляются прежде всего в сфере производственной, но не только в ней. Неоценима и поныне значение бескорыстной помощи братских народов, особенно великого русского народа, в развитии науки и культуры» в подготовке национальных кадров, как и помощь Казахской ССР всем советским республикам.

Нерушимое социально-политическое и идейное единство советского общества, всех его слоев, полное равенство, правовое и фактическое, обеспечившее небывалый расцвет экономики, жизненного уровня и культуры всех наций и народностей, братская дружба и интернациональная сплоченность, совместный труд и общность целей всех трудящихся привели к тому, что в СССР сложилась новая историческая общность людей — советский народ. В основе этой общности лежат не этнические, расовые или религиозные признаки, а социальная однородность, правовое и экономическое равенство, общность марксистско-ленинской идеологии и общая цель и идеалы — строительство коммунизма.

Советский народ имеет общую для всех республик экономику, единую, общесоюзную территорию и общий язык межнационального общения — русский. Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев подчеркивал, что «русский язык стал постепенно вторым родным языком казахского народа», что «этот процесс закономерный, и он должен происходить параллельно с расцветом национальных языков».

В соответствии с огромными социально-экономическими изменениями в ходе поступательного развития страны и утверждением общества развитого социализма эволюционировало и советское государство. Возникшее как орган диктатуры пролетариата, оно в результате изменений в социальной структуре советского общества и глубоких экономических преобразований стало государством общенародным, выражающим интересы всех членов общества. Вместе с тем сохраняется ведущая роль рабочего класса, занимающего ключевые позиции в экономике, наиболее организованного, конденсировавшего в себе богатейший опыт классовых битв, политической борьбы, хозяйственного и государственного; строительства.

В девятой пятилетке укрепление советского государства, совершенствование его аппарата продолжалось. «Проводя эту работу, — сказал Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС, — партия, ее Центральный Комитет исходили и исходят из того, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, постепенно перерастающее в коммунистическое, из того, что наше государство является общенародным государством, выражающим интересы и волю всего народа. Мы исходили и исходим из того, что у нас сложилась новая историческая общность — советский народ, в основе которой лежит нерушимый союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции при ведущей роли рабочего класса, дружба всех наций и народностей страны».

Значительно расширились права и материальные возможности местных Советов. Были приняты законоположения об охране природы, о здравоохранении. Большое значение в поднятии роли и авторитета избранников народа имел Закон о статусе депутата.

Продолжалось дальнейшее расширение прав и компетенций союзных республик, усилилась их роль в решении главнейших экономических, социальных, правовых вопросов внутри республик и участие в управлении всем Союзом. Казахстан, как и другие республики, представлен во всех высших законодательных и исполнительных органах страны и Верховном суде СССР.

В 1974 г. в обстановке большого трудового и политического подъема прошли выборы в Верховный Совет СССР, куда от республики был избран 71 депутат. Из них 61 депутат вошел в состав Президиума Верховного Совета, постоянные комиссии и в Комитет Парламентской группы СССР. Старший чабан-наставник С. Ш. Жаксыбаев избран заместителем председателя Совета национальностей.

В Верховном Совете Казахской ССР, избранном в нюне 1975 г., было представлено 490 депутатов, половину из них составляли рабочие и колхозники, более трети — беспартийные, 35,5 проц. депутатов— женщины. Из 121 тыс. депутатов в местных Советах Казахстана свыше 84 тыс. рабочих и колхозников, более 57 тыс. женщин.

Концепция развитого социализма – идеология застоя.

Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом.

Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Таковым стали концепция «развитого социализма » и теория перманентного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.

В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции (1967) впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на вполне реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. Это, в свою очередь, вело к формированию у руководства КПСС благодушного и самоуспокоенного восприятия окружающей действительности. Не подрывая веры в коммунизм , эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости (как этого требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем, чем сложнее становилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях.

Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя».

Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал, по существу, из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которым обосновывалась в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Теперь же обновленный тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать ограничения в духовной жизни. Эти идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.
Однако реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала «развитой социализм». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовало «уточнений» в идеологии. В 1982 г. Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.

УЧЕБНИК «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Марксистская теория, ставшая фундаментом советской государ­ственной идеологии, основывалась на очень простых и широко распрост­раненных представлениях: можно построить справедливое общество, где в отношениях между людьми не было бы корысти, насилия и эксплуатации. Источниками всех этих бед объявлялись частная собственность и государ­ство. Таким образом, путь к идеалу должен был лежать через уничтожение всех признаков государства и через ликвидацию прослойки, обслуживаю­щей государственную власть, - бюрократии.

Однако вся история социализма в СССР вступала в вопи­ющее противоречие с выводами марксизма об отмирании госу­дарства. Со смертью Сталина исчезли последние препятствия для превращения бюрократии из «обслуги» государственной власти в самостоятельную общественную и политическую силу, претендующую на полное овладение этой властью. Положение осложнилось еще и тем, что внутри правящей верхушки прои­зошло выделение отдельных групп на основе различных госу­дарственных ведомств и структур. В сознании людей советское государство все больше связывалось не с коммунистическими идеалами, а с интересами бюрократии.

Энергетический заряд, содержавшийся в марксистско- ленинской идеологии, оказался во второй половине 60-х гг. на грани исчезновения. Это проявилось в очевидном спаде массово­го трудового энтузиазма, росте социальной апатии, все более широком распространении «идейно чуждых» явлений и т.п. Главной задачей в идеологии становится формирование у трудя­щихся веры в возможности советского строя.

В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологичес­кая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на XXI съезде КПСС) знаменует новый длительный период - стадию «развитого социализма», в ходе которой в полной мере реализуются преимущества социалис­тического строя. Вступление в коммунизм откладывалось на неопределенный срок. В 1967 г. о построении в СССР «раз­витого социализма» было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окон­чательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г.

Концепция «развитого социализма» призвана была, во- первых , «примирить» фундаментальные положения марксист­ско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, само­го государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обос­новать отход от прежних грандиозных проектов (экономичес­кая реформа 1965 г. - один из них) к более спокойному, ста­бильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность - сама по себе цен­ность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость.


Новая Конституция

Новая концепция развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала отвечать поставленным задачам. Например, первая статья Конституции называла СССР «государством рабочих и крестьян», вторая статья говорила о «завоевании диктатуры пролетариата», что никак не увязыва­лось с декларированием «подлинной» демократии. К тому же в сложившемся образе государственной власти уже практически не было «пролетарских» черт. Необходимо было новое определе­ние политической системы, социальной структуры, характера экономического, межнационального развития СССР.

В феврале 1976 г. на XXV съезде КПСС было решено приступить к практической подготовке принятия новой Консти­туции СССР. Подготовка велась под лозунгом совершенствова­ния социалистической демократии, и как реальное подтвержде­ние этого с мая 1977 г. было организовано всенародное обсуж­дение проекта. Проект Конституции был опубликован в газетах, и граждане получили возможность предлагать к нему поправки.

Таким образом, видимость демократического процесса была со­блюдена. Окончательный текст Конституции был утвержден 7 октября 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР. Важнейшей статьей в ней стала статья 6, которая гласила: «Руководя­щей и направляющей силой советского общества, ядром его по­литической системы, государственных и общественных органи­заций является Коммунистическая партия Советского Союза». Это привело к еще большему усилению значения партийного аппарата во всей властной пирамиде, окончательно устанавлива­ло членство в партии как обязательное условие для любой карьеры. Вместе с тем сам факт появления в Конституции осо­бой статьи о КПСС говорил об ослаблении идейного влияния партии. Ранее в формальном закреплении ее роли руководящей силы просто не было надобности.

Государство объявлялось «общенародным», т.е. отныне оно должно было в равной степени представлять интересы всех общественных слоев. Это положение должно было стать обосно­ванием торжества «подлинной» демократии в Советском Союзе.

По-новому трактовалась сложившаяся в СССР социаль­ная структура: советское общество объявлялось однородным. По-прежнему сохранялись классы - рабочий и колхозное крестьянство и «социальная прослойка» - интеллигенция, но их отличия объявлялись незначительными.

На самом деле советское общество не только не являлось однородным, но его структура становилась все более иерархичной, напоминая некую социальную пирамиду.

Главным признаком социального положения было то, какое место гражданин занимает по отношению к власти. Важнейшее место в характеристике общества «развитого социализма» занимал в новой Конституции вопрос о состоянии и развитии межна­циональных отношений. Провозглашалось, что в результате сближения на­ций и народностей в СССР сложилась «новая историческая общность - со­ветский народ». Но при этом не объяснялось, по каким критериям одни национальности носят конституционный статус нации, а другие - народности, почему одним разрешено иметь государственность в форме союзной республики, другим - лишь автономной, а третьи не имели даже этого.

Изначально лежал постепенный переход к коммунистическому обществу, однако за все годы его существования добиться поставленной цели так и не удалось. Зато смело можно сказать, что в СССР построили социалистическое общество, отвечающее практически всем основным принципам, заложенным в понятии. Изначально подобный вид общества считался лишь небольшой ступенью, ведущей к светлому коммунистическому будущему, но со временем стал вполне обособленным понятием.

Зарождение социализма

Для того чтобы понять что такое общества, первым делом стоит отвергнуть его как понятие, появившееся исключительно в XX веке. История обращает наше внимание по крайней мере на существование двух государств, которые в своей основе имели отголоски социализма.

  1. Древняя Месопотамия, которая стала одним из первых государств, возникших на Земле. В его основе лежала власть храмов, вокруг которых и собирались простые жители. Полноводные реки дали толчок к активному развитию сельского хозяйства, и как результат территория разделилась сразу на несколько небольших государств. Однако до нашего времени дошли многочисленные клинописные таблички, позволяющие узнать экономическую сторону: всю выращиваемую продукцию отправляли на склад, откуда они раздавались каждому рабочему, а землей в то время не могли обладать на праве собственности.
  2. Империя инков до периода завоевания тоже напоминала социалистическое общество: практически никто из жителей этого государства не имел в своей собственности имущества, да и понятие частной собственности или денег как таковых не существовало. Торговля не считалась весомым занятием. Все контролировалось царем, так что вся территория считалась государственной собственностью и выдавалась в пользование.

Углубившись в историю, можно найти огромное множество подобных примеров как в Средневековье, так и в Новое время.

Суть социалистического общества

Существует множество понятий, которые ученые вкладывают в понятие социализма. Однако база - это политико-экономическая система управления государством, основой которой является преобладание общества над всем. Все производство и распределение доходов ложится на плечи не отдельных лидеров, а простых людей в своей массе.

Считается, что в развитом социалистическом обществе вместо частной собственности, преобладающей в капитализме, главную роль играет именно общественная собственность, а личность и само государство отходит на второй план. Во главу угла становится именно коллектив.

Основы политической модели

На протяжении веков идея социалистического общества постепенно видоизменялась. В итоге получились такие данного вида государства:

  • полное упразднение частной собственности и передача контроля над личностью коллективной бюрократической власти;
  • уничтожение не только собственности, но и самих институтов брака, религии и семьи (долгое время в основном понятии лежал даже обмен женами и детьми).

Подобная модель предлагалась лишь теоретически, и на практике никогда не осуществлялась даже в ранние века. Существуют огромные различия между теоретической и практической моделью социализма.

Идеи, заложенные в социализме

Сейчас общепринято социалистическое общество считать феноменом XX века, которое появилось в противовес капитализму на Западе или возникло на основе поведения жителей арабских или африканских стран.

Однако исходя из истории, можно понять основную идею, которую ученые заложили в социализм. Они считают, что человек изначально предрасположен для коллективного труда, поэтому за выполненную работу он смело может получать долю от получаемого всем общества блага. Но при этом трудоспособные граждане также должны обеспечивать слои населения вроде инвалидов или пенсионеров, которые не могут позаботиться о себе, с помощью равномерного распределения.

Сама идея подобного общества, где все люди полностью равны, а классового неравенства не существует в принципе, многим кажется невероятно привлекательной. Все нужды обычных граждан удовлетворяются полностью бесплатно: обучение, медицина, отдых, культура. Предполагается, что отдельная личность полностью довольна тем, что получает и не желает добиться большего или самореализоваться.

Принципы

В основу социалистического государства всегда встают в первую очередь принципы всеобщей справедливости и равенства между любыми членами общества вне зависимости от выполняемых ими задач. Основные позиции заключаются в следующем:

  • приоритет общества над отдельной личностью: любой человек полностью зависит от коллектива и все его действия направлены на его благо;
  • полная ликвидация любого классового неравенства;
  • коллективизм: все люди, входящие в общество, связаны между собой близкими узами братства;
  • замена частной собственности общественной;
  • плановое хозяйство - вся экономика полностью регулируется самим государством.

При этом обязательно следует принять во внимание, что существуют различные виды социалистического общества: утопическое, крестьянское, марксистское и другие. Каждое из них в приоритет может возводить ряд иных признаков, однако перечисленные выше являются базой для любого.

Утопический социализм

Все идеи социалистического общества строились именно на основе утопии. Томас Мор в своем произведении об идеальном государстве в основу преобразований общества не заложил законы общественного развития. Поэтому утопический социализм резко критиковал капиталистическое общество и мечтал уничтожить его, но при этом не предлагал и реального выхода из ситуации.

В основу этого вида социализма ложилось равенство и братство людей, которое проповедовалось ранними христианами, резкая критика буржуазии и признание государственной власти в качестве главного стимулятора развития социалистического строя общества. Мор предлагал построить социальную систему абсолютно совершенного вида - полная свобода, равенство и братство для любого человека.

Марксистский социализм

Впервые превращать теоретическую утопическую модель социализма в науку, которую возможно хоть немного применить на практике, начали Маркс и Энгельс. Они считали, что в ходе нормального исторического развития после классовой борьбы пролетариата, который призвал всех трудящихся людей к себе, может быть построено социалистическое общество.

В марксистской теории социализм считался всего лишь одной из ступеней, с помощью которой, капиталистическое государство может стать коммунистическим. То есть на него возлагалась только вспомогательная роль. Оба экономиста признавали, что подобный тип общества обязан обладать некими чертами капитализма, а потому все полученные результаты труда должны были распределяться согласно тому, какой вклад сделал индивидуальный трудящийся. В основу этого вида социализма был положен принцип эквивалентности, но при этом в личной собственности не может быть ничего, кроме индивидуальных продуктов потребления. А частное предпринимательство должно быть уголовно наказуемым.

Этапы развития

В современной литературе существует достаточно противоречивой информации о том, как же должно происходить построение социалистического общества. Однако два основных этапа выделить все же можно:

  • диктатура пролетариата;
  • общенародное общество.

Особого этапа, во время которого непосредственно происходит перестроение общества в общенародное, выделять не принято. Это до сих пор является поводом к многочисленным спорам между учеными. Ибо некоторые из них выделяют третий этап - перерастание.

Построение развитого социалистического общества в СССР

На практике в Советском союзе долгое время пытались построить социалистическое государство, однако сделать это изначально не являлось возможным. Написание фразы «СССР - развитое социалистическое общество» в Конституции вовсе не делает страну таковой. Цели, поставленные социализмом, являются излишне утопическими. Управление государством невозможно огромной массой людей - обязательно нужен лидер. В России ими стали Сталин, Хрущев и многие другие, которые повели за собой коллектив.

На данный момент принято считать что несмотря на построение модели социализма на основе всех ее догм, на практике подобное государство существовать попросту не могло, поэтому и произошел распад. Однако при этом стоит обратить внимание: социализм в стране находился на начальном этапе и претерпел множество деформаций.

В итоге нельзя сказать, что он стал самым отвратительным из существующих общественных строев. Однако можно утверждать, что социализм в СССР имел множество недостатков, поэтому реально таковым считаться не мог.

Концепция «развитого социализма», противоречия в развитии художественной культуры, советский спорт, ростки «антисистемы».

Концепция «развитого социализма».

Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Поначалу отход от демократических начинаний Хрущева объяснялся необходимостью борьбы с его «субъективизмом и волюнтаризмом».

Весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Им стали концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.

В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. У руководства КПСС эти взгляды стали основой благодушного восприятия действительности. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости (к 1980 г., как это требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена.

Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.

Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Обновленный его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни.

Из речи Л. И. Брежнева

Нам необходимо всегда и повсюду... хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии.

Обе идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г. Однако жизнь людей все меньше походила на жизнь при «развитом социализме». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю.В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.

Противоречия в развитии художественной культуры.

Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей - очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности - с другой. Данная позиция прозвучала и в отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма).

Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Из письма в ЦК КПСС детей репрессированных Сталиным коммунистов. 1967 г.

Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма, дискредитирует нашу систему, возводит в закономерность гибель миллионов невинных людей. Любые попытки обелить страшные дела Сталина таят в себе опасность повторения страшной трагедии нашей партии, всего нашего народа и коммунистического движения в целом.

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвященных этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.

Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий. На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х - начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.

Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев.

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.

Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.

Все это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре - официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила достичь новых мировых успехов советским спортсменам. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А. Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами - сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В. Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров.

Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Пахомовой и А. Горшкова. Советская шахматная школа дала в эти годы чемпионов мира по шахматам Т. Петросяна, Б. Спасского, А. Карпова, Г. Каспарова.

Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам. Три золотые медали на ней завоевал выдающийся пловец В. Сальников, признанный одним из трех лучших пловцов XX в. К середине 80-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов. Все это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения.

Ростки «антисистемы».

Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалев, JI. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 - начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.

В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян. Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.

Вверх