История карнавала. Исторический словарь Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Отмечаемый перед Великим постом . Аналогичен восточнославянской Масленице или Мясопусту у славян-католиков (см. Жирный вторник). Распространён в основном в католических странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X веках. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Власть факта. Карнавал

Субтитры

Этимология

Происхождение слова «карнавал» однозначно не выяснено, предполагается связь либо с итальянским словом «carne» (мясо), либо с «carrus» (повозка) [ ] .

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст).

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC).

Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

См. также

Введение

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. На данном этапе социокультурного развития при организации массовых праздников широкое распространение получило использование карнавала как формы праздничной культуры. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Особое внимание к праздникам карнавального типа обусловлено также и тем, что они выступают в качестве эффективной и доступной формы развития креатосферы современного общества, поскольку содержат широкий круг возможностей для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников.

Что такое карнавал

Карнавамл -- праздник, связанный с переодеваниями, маскарадными и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом. Аналогичен восточнославянской Масленице или Мясопусту у славян-католиков. Распространен в основном в католических странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX--X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии -- Венецианский карнавал, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, позже всего -- в Германии: Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне.

Происхождение карнавала до конца не выяснено, да и этимология самого слова неясна. Большинство исследователей считает, что древний пракарнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Собственно европейский карнавал возник из слияния римских и германских обычаев. Постепенно карнавал превратился в традиционный праздник встречи весны, который повсюду в Европе стал предшествовать главному годовому посту - периоду покаяния и голодания.

Считается, что слово «карнавал» происходит от культовой повозки-корабля на колесах (лат. carrus-navalis - «колесница-корабль», использовавшейся, в частности, во время древних мистерий Мардука, Диониса и др., в ритуалах народов Европы с бронзового века); в средние века и позднее на колеснице во время праздничных процессий вывозили чучело Карнавала.

Есть, правда, и другая версия: итальянское слово «carnevale» - «карнавал» произошло от латинских слов «carne» и «vale» - «прощай, мясо».

В славянской же мифологии образу Карнавала соответствует Масленица.

карнавал культура праздник мифология

Невероятные факты

Как это ни странно, но февраль является самым праздничным месяцем года . Все дело в том, что именно в этом месяце по всему миру проходят самые незабываемые карнавалы, во время которых можно увидеть красочные парады, изобилие еды и все виды развлечений.

Существует множество теорий касающихся происхождения карнавала.

Некоторые считают, что слово "карнавал" произошло от латинского выражения "carne vale ", что означает "прощание с мясом", означающим последние дни, когда можно было есть мясо перед наступлением Великого Поста.

Другие полагают, что празднования отгоняют злых духов и являются способом попрощаться с зимой и встретить весну.

По всему миру проводят сотни карнавалов, среди которых есть самые памятные и красочные:


1. Карнавал в Рио, Бразилия



Карнавал Рио является своего рода эталоном, с которым сравнивают все другие карнавалы. Это еще и одно из самых прославленных художественных событий в мире.

Чуть больше половины миллиона туристов приезжают каждый год в "столицу всех карнавалов в мире", чтобы наблюдать за величайшим разгулом всех времен и народов.

Карнавал начинается с коронования короля Момо, которому передают огромные серебряные и золотые ключи от города. Затем начинаются празднования по всей стране: по всем улицам, скверам, барам и клубам, заканчиваясь Парадом Самбы, когда лучшие школы самбы проходят по Рио-де-Жанейро для того, чтобы завоевать звание лучших в Бразилии.

2. Венецианский карнавал, Италия



Венецианский карнавал является, наверное, вторым по популярности карнавалом в мире. Он начинается за две недели до Пепельной среды и заканчивается в Жирный вторник, называемый Марди Гра по католическим традициям.

Во время карнавала проходят концерты, балы, танцы, парады и другие мероприятия. Участники, как правило, одевают замысловатые костюмы и маски.

Сама традиция ношения венецианской маски появилась на свет потому, что все жители города хотели быть равными, независимо от того, были они богаты или бедны. Сегодня более 30 000 туристов в день приезжают в Венецию на празднование карнавала.

3. Карнавал в Тринидад и Тобаго



Танцоры калипсо, стальные барабаны и бутылки рома являются неизменными атрибутами самого крупного Карибского карнавала. Карнавал в Тринидад и Тобаго является смесью европейского, африканского, индийского, индейского, китайского и ближневосточного влияния.

Позаимствовав лучшие традиции множества культур, этот карнавал по праву называется "величайшим шоу на Земле".

4. Карнавал в Барранкилье, Колумбия



Карнавал в Барранкилье настолько удивителен, что даже ЮНЕСКО назвал его "Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества".

Тысячи туристов наводняют Барранкилью, портовый город на севере Колумбии, чтобы отметить этот праздник, начинающийся за четыре дня до Пепельной среды и достигающий пика во время Batalla de las Flores (боя цветов).

Карнавал в Барранкилье является самым важным фольклорным праздником в Колумбии и одним из крупнейших в мире.

5. Карнавал в Ницце, Франция



Карнавал в Ницце является одним из самых значимых карнавальных событий, наряду с бразильским и венецианским карнавалами.

Во время карнавала, город Ницца превращается в массовую вечеринку, сопровождаемую парадами, фейерверками и кострами, цветочными шествиями и пышными уличными представлениями. В первый день под оглушительный крик толпы на площадь Массена прибывает Король карнавала.

Карнавальная процессия представляет собой более 20 колесниц и 500 "больших голов" из папье-маше. В последний день проходит ночной парад, когда улицы Ниццы зажигаются множеством красочных огней.

6. Карнавал в Санта Крус де Тенерифе, Испания



На сегодняшний день карнавал в Санта Крус де Тенерифе является вторым по популярности, всемирно известным карнавалом, после карнавала Рио.

Гуляния на улицах Санта Крус де Тенерифе начинаются в пятницу великолепным парадом открытия, который достигает пика ночью, когда тысячи людей в карнавальных костюмах танцуют до самого утра.

Карнавал состоит из двух частей: официальный карнавал и уличный карнавал. Карнавал известен своими переодетыми танцорами, ослепительными королевами и музыкальными театрами мурги.

7. Карнавал Марди Гра в Новом Орлеане, США



Марди Гра – это популярный американский праздник, который начали праздновать еще в середине 1800 годов. Костюмированные балы, шумные вечеринки и праздничные парады, делают этот карнавал одним из самых красочных и неистовых событий в Америке.

Жирный вторник – это последний день, когда католики могут потакать своим желаниям перед Пепельной Средой, после чего начинаются недели воздержаний, приходящих с постом. За время карнавала проходит больше 400 колесниц с 15 000 участников, за которыми наблюдают миллионы зрителей.

8. Карнавал на Гоа, Индия



Карнавал – это скорее исключительное и уникальное событие в Индии, которое было введено португальцами, правящими на Гоа больше 500 лет.

Карнавал также проводится в феврале, в течение трех дней и ночей, когда легендарный король Момо берет правление над штатом, и улицы наполняются музыкой и всеми цветами радуги.

Карнавал на Гоа сопровождается танцами, шествиями, балами и знаменитым "красно-черным танцем" который проводится в последний день Национальным клубом столицы Гоа - Панаджи.

9. Кельнский карнавал, Германия



Открытие карнавала в Кельне начинается задолго до главного события, 11 ноября в 11:11 часов дня, а после Нового года карнавал вновь набирает силу.

Уличный карнавал длится с Жирного вторника по Пепельную среду, а сами празднования проходят на улицах, в скверах и пабах. Но самым ключевым моментом уличного карнавала является "розовый понедельник", когда проходит праздничное шествие, во время которого хозяева праздника: Принц, Крестьянин и Дева проходят по городу и раздают сладости.

10. Базельский карнавал, Швейцария



Карнавал в Базеле является крупнейшим в Швейцарии, и каждый год проходит между февралем и мартом. В дни карнавала старый город полностью преображается, наполняясь сотнями горящих фонариков, украшенных иллюстрациями.

По улицам проходят барабанщики и музыканты, играющие на флейтах-пикколо. Согласно местным историкам традиция разбрасывания конфетти появилась в Базеле, а позже распространилась на весь мир.

массовое гуляние, сопровождаемое шествиями, ряжением, театрализованными играми и др. Обычно совпадает с масленицей.


Смотреть значение Карнавал в других словарях

Карнавал — м. католическая масленница; масленные увеселения, ряженье, окрученье. ьный, к карнавалу относящ. ьщик м. -щица ж. карнавальные гуляки.
Толковый словарь Даля

Карнавал — карнавала, м. (ит. carnevale). 1. В романских странах Западной Европы - весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми (соответствующий русской........
Толковый словарь Ушакова

Карнавал М. — 1. Весеннее народное празднество в Италии, позднее во Франции, Испании, Латинской Америке и некоторых других странах с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными........
Толковый словарь Ефремовой

Карнавал — -а; м. [итал. carnevale]
1. В Италии, позднее во Франции, Испании, Германии, Латинской Америке: весенний праздник, сопровождающийся уличными шествиями, маскарадом (соответствующий........
Толковый словарь Кузнецова

Карнавал — (франц. carnaval) - вид народного гулянья с уличными шествиями,театрализованными играми.
Большой энциклопедический словарь

Карнавал — (фр.), вид массового народного гулянья с уличными шествиями, песнями и танцами. В эпоху Возрождения К. являлся олицетворением чувственного начала в жизни городских низов.........
Сексологическая энциклопедия

Карнавал — в низшей мифологии народов Европы антропоморфное воплощение календарного праздника проводов зимы, проходившего накануне великого поста (за сорок дней до христианской........
Энциклопедия мифологии

Карнавал — (carnival) - исторические формы социального ритуала, которые допускают временную отмену социального порядка и в ходе которых нарушаются социальные нормы (например,........
Социологический словарь

Странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Этимология

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст).

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC).

Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Карнавал"

Примечания

Литература

  • Бахтин М. М.
  • Белкин А. А. . - М .: Наука, 1975. - 192 с. - (Институт истории искусств Министерства культуры СССР).
  • Колязин В. Ф. // Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118

Ссылки

  • - сцены народного гулянья. Репортаж Deutsche Welle (недоступная ссылка с 17-02-2016 (1467 дней))

Отрывок, характеризующий Карнавал

– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Вверх