Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение). Эволюция измельчения зерна с древнейших времен до конца XIX в Где делают жернова для ветряных мельниц

М. С. Джураев

ИСТОРИЯ МЕЛЬНИЧНОГО ПРОМЫСЛА: ОТ ПРОСТЫХ ЗЕРНОТЁРОК ДО МЕЛЬНИЧНОГО ЖЁРНОВА

Ключевые слова: история мукомольного промысла, зернотёрка, каменная ступа, ручная мельница, мельничные жернова

В ходе длительной истории человечество выработало простую технологию мукомольного производства способов получения муки из зёрен злаков с помощью водяных мельниц. Уже на ранней стадии первобытно-общинного строя люди употребляли сами зерна в пищу. Установлено, что в эпоху позднего палеолита человек научился размалывать зёрна, вначале просто камнями, а затем появились специально приспособленные каменные орудия труда - ручные зернотёрки. Растирание зерен пшеницы и других злаков ручным способом было трудоёмким процессом, которым были заняты, в основном, женщины. Использование силы потока воды в качестве источника энергии стало важным этапом в хозяйственной деятельности человека. Водяная мельница была одним из первых технических изобретений, в котором сила потока воды заменила мускульную силу.

Зернотёрка. Зернотёрка - это одно из древнейших орудий труда человека, которое сыграло заметную роль в развитии производства. Несмотря на древность происхождения, зернотёрка не вышла полностью из употребления. До сих пор имеются горные селения, где используются эти простые орудия труда. Данный вид орудия труда, изготовленный из прочных камней особых горных пород и имеющий форму простого седла, используется для помола муки. В известном древнегреческом эпосе Гомера вскользь упоминается зернотёрка, а также сообщается о методе использования этого орудия (18, 280).

В археологии Средней Азии зернотёрки являются весьма частыми находками при раскопках земледельческих поселений. Например, на известном памятнике эпохи энеолита и бронзы - поселении Саразм (IV-II тыс. до н.э.) были обнаружены изящные каменные зернотерки различных форм, изготовленные из камней разных горных пород (19, 89).

В качестве сырья для изготовления зернотерок служили плоские камни: овально-удлинённые, ладьевидные, прямоугольные, аморфные. Они различались по форме и весу. Зернотерки, найденные из культурных слоёв Саразма, в основном, были средней величины и больших размеров: длиной 60-70 см, шириной 10-15 см, а по форме

В виде седла и ладьи (17, 30).

В Хорезме были найдены зернотерки размером 15-20 см в длину, 11-11,8 см в ширину, изготовленные из камней твердых горных пород. Данные зернотерки датированы III-II тыс.д.н.э (14, 90). Ладьевидные зернотерки имели на поверхности изгиб с поднятым вверх концом, они хорошо обработаны. В некоторых случаях обрабатывались только поверхностные части зернотерок. Верхние края поверхности зернотёрок обрабатывались абразивной техникой. Рабочая часть зернотерок отделывалась точечным - чеканным способом. Многие зернотёрки имели сильно изношенный вид. Это свидетельствует о том, что они находились в длительном использовании, а в некоторых зернотёрках в результате продолжительного использования образовались канальца и трещины. Тыльная часть больших зернотерок в то же время оставалась выпуклой. Примером этому служат зернотёрки, найденные в 6-ти жилых помещениях Саразма. Некоторые зернотерки Саразма использовались для вторичного помола охры. Некоторые зернотёрки, найденные в поселениях Джайтуне и Алтындепе (от 22 до 45 см длину и 35 см ширину) использовались для вторичного помола зерна (17, 30-31). Зернотерки Саразма изготовлены исключительно из плоских каменных плит, а также булыжника, гранита. Они имели углубленно-продолговатую, чашевидную форму (19, 89). Верхние камни или куранты, имели разные величины. Они изготавливались, в основном, из песчаника. Также они имели эллипсоидную, ладьевидную и дисковидную форму. Эти зернотерки дошли до наших времен только в виде фрагментов. Во время изготовления этих курантов использовалась специальная техника выравнивания

и облицовки. Одна их часть имела плоский или выпуклый вид. Почти во всех курантах граница между краями и рабочей поверхностью имела круглую форму. В результате длительного использования и сильного износа они приобретали гладкую и зеркальную поверхность. Размеры зернотёрок колебались от 15-26,5 см в длину, 9,4-12,4 см в ширину и 12 см в толщину (17,31). Зерно в зернотерках мололось двумя камнями: нижний камень был крупнее, а середина была слегка плоская и имела небольшое углубление. Верхний камень, называвшийся терочник, имел несколько меньший размер и был круглой формы. Камни различались также по весу. С помощью этих двух камней зёрна растирались до получения муки. При помощи этих жерновов мололись также сухофрукты, соль и многое другое. Условия помола муки зернотерками были такими: женщины двумя руками держа зернотёрку, садились рядом с ней и, наклонившись вперёд, надавливали на терку, двигали её вперёд и назад, таким способом размельчая зёрна. В результате длительного использования происходил износ камней и мелкие частицы камня нередко попадали и перемешивались с мукой (19, 569-570).

В 1954-1956 годах А.П. Окладников и Б.А. Литвинский исследовали более 20 поселений Кайраккумской культуры эпохи бронзового века. Археологами были найдены множество орудий труда, в том числе зернотёрки, каменные песты и др. Исследования показали, что эти изделия были получены, в основном, способом выдалбливания разных форм гранита и порфирита (7, 11-12). При раскопках в 16-ти помещениях было обнаружено также множество орудий труда.

В пещерной стоянке Обишир 1 и 5, расположенной в долине реки Сох, археологами были найдены каменные орудия труда, среди которых имелись также мельничные жернова (9, 15). Много зернотёрок были обнаружены также при исследовании памятников древней Уструшаны. Они были изготовлены из песчаника твёрдой горной породы (13, 188).

Зернотёрки высокогорных поселений долины реки Соха назывались «дастос» (9, 60). В горном Вахане и Ишкашиме они использовались и назывались «дос-дос» (1,91).

Скифские племена Причерноморья использовали зернотёрки овальной формы. Они были слегка изогнутые и имели углубления в средней рабочей части (4, 78).

Зернотерки в большом количестве обнаружены также во многих

памятниках эпохи ранней бронзы Дагестана. Их обычно изготавливали из окатанных валунов плотного известняка, а также песчаника. Они почти все имели ладьевидную форму. Такие зернотёрки без малейшего изменения формы использовались вплоть до раннего средневековья, т.е. до тех пор, пока они не были заменены круглыми жерновами (5, 12).

Например, в слоях Дербента Албанского времени было найдено большое количество зернотерок, изготовленных из твердых местных камней песчаника, ракушечника и крупного речного булыжника. По размерам они были различны: самая мелкая имеет 29 см в длину, самая крупная - 52 см, при ширине 10-25 см и толщине 5-10 см (6, 29).

Похожими зернотёрками мололи муку также таджики в горных долинах Афганского Бадахшана. Это объясняется тем, что в горных местностях растили меньше зерна. Основной пищевой рацион этого населения составлял тутовник, который размалывали на каменных зернотерках примитивным способом. Для получения тутовой муки, вернее, пудретов. Большую часть населения Кухистана и Бадахшана таджики соседних кишлаков обзывали тутоедами (3, 207).

Еще до недавнего времени многие культы и обряды горных таджиков были связаны с зернотёрками. Эти обряды символизировали завершение длительного цикла выращивания зерновых злаков и получения муки. Из первой муки готовили праздничное угощение. Например, хуфцы устраивали угощение под названием «алмоф» (1,153).

В ходе археологических раскопок в Кават-Калинском оазисе Хорезма обнаружен очаг и рядом с очагом обнаружены две ямы с обломками зернотерок (14,154). Преднамеренное уничтожение зернотёрок могло быть связано с идеей цикличного обновления природы. Также некоторые зернотерки служили два-три столетия. Они обычно передавались из поколения в поколение.

Каменные ступы - «угури сангин». В недалёком прошлом они встречались в городах и горных селениях Северного Таджикистана. По мнению У.Эшонкулова, в средние века и новое время в отдельных селениях использовались небольшие металлические и бронзовые ступки. Но они использовались преимущественно для измельчения семечек, абрикоса, ореха и др. преимущественно для

лечебных целей (19, 570).

На городище древнего Пенджикента, датируемого V-VIII вв., обнаружено более трёх десятков каменных ступок с пестами цилиндрической, кубовидной, прямоугольной, чашеобразной и овальной форм. Они были изготовлены из твердых пород камня, в том числе мраморовидного известняка, песчаника, диорита и др. пород. Размеры найденных ступок колебались в длину от 12 до 26 см, в ширину 10-19 см, в высоту 6-13,5 см, в толщину стенок 4-1,9 см; диаметр углубления 28-13,5 см, глубина емкости 3,1-17,5 см.

Вместе со ступками были найдены и песты (40 штук) разной формы и цветов: конусовидные, круглые, овальные, цилиндрические, деревянные с одним или двумя рабочими концами. Сырьем для них служили в основном твердые породы песчаника, мраморо-видный известняк, единичная галька зеленого цвета и плотный твердый сланец. Для того, чтобы песты были определённой формы, они отделывались абразивной техникой и точечно-чеканным методом. В результате легких ударов в ступке в её рабочих местах поверхности образовались смолоты, плоские вертикальные фасетки утилизации. Во многих пестах наблюдались трещины, износ в результате длительного использования которых происходил во время трения внутри ступки. Длина пестов достигала от 20 до 36 см, толщина - от 4,2 до 12,8 см, диаметр песты шаровидной формы достигал от 5,5 до 11,4 см (17, 32-33). В селении Зебон найден пест длиной 40 см, изготовленный ударно-точечным способом. Орудие имеет утонченную шейку, выделенную головкой, рабочая часть -яйцевидной формы, шириной около 7-8 см (19, 570). Согласно этнографическим материалам, в селении Хуф жареные зёрна и сушеный тут также размельчали в каменных ступках (1, 239).

В средние века в быту горных таджиков использовались также небольшие металлические, бронзовые ступки, однако они не сохранились до наших дней. После включения Средней Азии в состав России здесь появились ступки из стали с пестами, которые до нашего времени используются в мельницах городов Северного Таджикистана.

Помимо каменных и металлических ступок параллельно бытуют также деревянные ступы, изготовляемые из породы ивы, ореха, тута и др. твёрдых пород дерева. Однако они недолговечны и быстро изнашивается. В зависимости от сферы применения они различаются

на маленькие и средние - «хованча». Их размеры колеблются от 20 до 40 см, диаметром до 15-25 см. Крупные ступки - «хован» обычно колебались в высоту от 60 до 120 см, диаметром до 50-80 см.

Для размельчения зерна в домашних условиях использовались песты из твёрдых пород дерева. Они были толстыми и прочными. В середине пестов проделывались песты продолговатой формы для захвата обеими руками. С более тяжёлыми пестами работали два человека, становясь с двух сторон друг против друга и держась за пест. В таких деревянных ступах обмалывали различные зерновые, включая чистый рис до шелухи, а также им нередко размельчали сушеные фрукты, соль, зерно и другие злаки.

В Худжанде и его пригородах до недавнего времени использовали большие деревянные ступы. В них, помимо зерновых, измельчались сухой хлеб, соль, сухофрукты и другие продукты питания. Метод изготовления ступы был очень простым. Вырезалось крупное по диаметру абрикосовое, ореховое, яблоневое и прочее дерево диаметром около 1.20 м. Данный ствол устанавливали в вертикальном положении и на него клали горящий огонь из угля, либо огонь из тандыра с тем, чтобы получилось углубление. Затем в это углубление заливали раскаленное масло и держали в течение суток. Дальнейшая работа исполнялась мастерами-столярами, которые при помощи молотка и режущего метина делали овальное отверстие. К сожалению, в наше время этот метод изготовления пестов утерян (15).

У населения Центральной Азии существовало множество способов измельчания зерна. Так, например, туркмены перемалывали зерновые культуры руками в ступе. На их языке это приспособление называлось «сокы» (16, 78). Киргизы называли его «соку» (2, 67).

Ручная мельница. Ручная мельница являлась одним из ранних орудий, изготовленных человеком, использовавшимся для помола зерна и получения муки. По мнению ряда исследователей, ручные мельницы впервые стали изготавливать в Передней Азии. Мелкие фрагменты каменных жерновов были обнаружены в культурных слоях Саразма III-II тыс. до н.э. Самые ранние ручные мельницы представляли собой овальные камни с плоской рабочей поверхностью и сквозным отверстием. Они отличаются по форме и весу. Как правило, жернова изготавливались из твёрдых пород камня. Ручные мельницы с диаметром жерновов 30-50 см были характерны для всего Среднего Востока (19, 91). Например, диа-

метры жерновов ручных мельниц Хорезма (VII-VIII вв.) были от 32 до 48 см, при толщине 4-6 см (14, 96).

В средние века ручные мельницы были широко распространены по всей Средней Азии. В труднодоступных горных селениях ручные мельницы сохранились до наших дней. Они переходят из поколения в поколение, используются широко в хозяйстве.

Способ использования ручных мельниц хорошо был описан У.Эшонкуловым: «оба жернова имели округлую форму, нижняя с углублением посередине (5-6 см), верхняя - сквозное отверстие, ширина которого превосходила ширину нижнего углубления на 23 см.; на краю поверхности имелось углубление в 4-5 см для палочки. Перед размолом зерна вначале расстилали скатерть, на которой устанавливалась мельница. Короткая палочка из твердой породы дерева - ось - закреплялась в углублении нижнего жернова, а верхняя свободная вращалась вокруг нее. Правой рукой вращали ручкой верхнего жернова, левой - ссыпали зерно в отверстие. Часто работали двое: один вращал жернова, другой подсыпал зерно. Полученную муку просеивали через мелкое сито и отделяли тонкий помол от грубого (19, 570).

Археологически зафиксирована местность, где добывали и изготавливали жернова. В местности пригорода Хурми Пенджикента, на правобережье реки Зерафшан, расположен горный сай под названием «Сангбур» т.е. каменоломня. Фрагменты жерновов ручных мельниц из местности Сангбур встречаются во многих памятниках долины Зерафшана, начиная с III-V вв. Начиная с VII по XX вв., прослеживается объём добычи жерновов, о чем свидетельствуют многочисленные их обломки. По свидетельству старожилов кишлака Сангбур, данный карьер функционировал более 15-ти веков. В Пенджикенте и его окрестных селениях обнаружено свыше 20-ти фрагментов ручных жерновов. В южной части города, в районе селений Гурдара и Савр обнаружены ещё несколько десятков обломков жерновов. Серия ручных жерновов изготавливалась из камней твёрдой породы, принесённых селевыми потоками реки Зеравшан.

В эпоху средневековья во многих селениях горного Согда функционировал простейший способ обработки зерна - ручная мельница. Согдийцы их звали «хутана», т.е. - самомолка. Термин «хутана» по настоящее время используется ягнобами в значении «мельница».

Известный этнограф А.С.Давыдов обнаружил в селении Сайёд Шаартузского района две ручные мельницы. Коренное население называло их «дастос". По информации A.C. Давыдова, помол был исключительно женским делом. Женщины приносили своё зерно в дом к мельнику и сами мололи его на мельнице у хозяина. Взамен давали ему 1 пиалку муки.

В Аму-Дарьинском оазисе богатые семьи редко сами работали на ручных мельницах, в основном приглашали поденщиц, которым платили от 2 до 7 фунтов зерна в день.

По мнению У. Джахонова, ручная мельница у таджиков северной группы районов Таджикистана называлась «яргучок» (9, 60-61). Этнограф H.H. Ершов, собравший свой полевой материал в Гиссарской долине, а также в городе Каратаге, отмечает, что «следует также упомянуть и об устройстве ручной мельницы-краскотерки - «яргучок», на которой перетирали красители и перемалывали поливу (10,88-89).

У восточных славян ручную мельницу называли по разному: русские и белорусы - жорны, жоранки; северные русские - клетец, ермак; украинцы - жорна. Ручную мельницу использовали, в основном, для размельчивания соли и, очень редко, для получения муки. Здесь, как и в таджикском селении Каратаг гончары обычно растирают на ручных мельницах кварцевый песок и окись свинца. Кроме этого, в некоторых районах Украины до сих пор действует обычай растирания зерна в муку на ручной мельнице, из которой подружки невесты пекут свадебный каравай (11, 118-119). В связи с этим, следует особенно отметить, что в кишлаках Северного Таджикистана до сих пор на свадьбах подружки невесты пекут специальный свадебный хлеб и ставят его на праздничную скатерть (15).

В XVII-XX вв. во многих городах и селениях на крупных оросительных каналах стояли мельницы. А в некоторых даже парные, которые мололи до 1,5 т. пшеницы. В отдаленных горных кишлаках, где совсем не имели понятия о водяной мельнице, ручные мельницы оставались основным способом получения муки в 50-е -60-е гг. XX в.

До середины 50-х годов XX в. водяные и ручные мельницы являлись средством, обеспечивавшим население Северного Таджикистана и его горных селений пищевой мукой.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). -Сталинабад, 1956, - Вып. II.

2.Бежакович A.C. Историко-этнографические особенности киргизского земледелия. Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана. // Труды Ин.этн. им. H.H. Миклухо-Маклая. Новая серия, том. XCVIII. - Л., 1973.

3.Вавилов Н.И., Букинич Д.Д., Земледельческий Афганистан. - Л., 1929.

4.Гаврилюк H.A. Домашнее производство и быт степных скифов. -Киев, 1989.

5.Гаджиев М.Г. Камнеобработка в Дагестане в эпоху ранней бронзы // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана. Сборник статей. - Махачкала, 1988.

6.Гаджиев М.С. Ремесла и промыслы Дербента Альбанского времени // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана. Сборник статей. - Махачкала, 1988.

7.Гулямова Э. Археологические и нумизматические коллекции института истории, археологии и этнографии АН Тадж. ССР. (Краткий обзор). - Сталинабад, 1989.

8. Давыдов A.C. Дневники. Гиссарская этнографическая экспедиция 1974 года // Архив Ин-та истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. Папка №2, опись №19. - Душанбе, 1974.

9. Джахонов У. Земледелие таджиков долины Соха в конце XIX -начале XX вв. - Душанбе, 1989.

Ю.Ершов H.H. Каратаг и его ремесла. - Душанбе, 1984. П.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М„ 1991.

12.Ильина В.М. Материалы по обследованию кочевого и оседлого туземного хозяйства и землепользования в Аму-Дарьинской области. - Вып. I. - Ташкент, 1915.

13.Негматов H.H., Хмелинцкий С.Е. Средневековый Шахристан. (материальная культура Уструшаны). - Вып. 1. - Душанбе, 1966.

14. Неразик Е.Е. Сельские поселения Афригццского Хорезма. - М„ 1966.

15.Пиркулиева А. Домашние промыслы и ремесла туркмен долины Средней Аму-Дарьи во второй половине XIX-XX вв. -Ашхабад, 1973.

17.Раззаков А. Саразм (Орудия труда и хозяйства по эксперимен-тально-трасологическим данным). - Душанбе, 2008.

18. Семёнов С.А. Происхождение земледелия. - Л., 1974. 19.Эшонкулов У. История земледельческой культуры горного Согда (с древнейших времён до начала XX в.). - Душанбе, 2007.

История мельничного промысла, от простых зернотёрок до мельничного жернова

М. С. Джураее

Ключевые слова: зернотёрка, каменная ступа, ручная мельница, мельничные жернова, орудия труда, мука

В статье автор на основе полевого материала излагает историю эволюции водяных и ручных мельниц группы городов и горных селений Северного Таджикистана. Автор подчеркивает, что в прошлом, ввиду отсутствия централизованной доставки в южные области России, Украины и Казахстана, водяные и ручные мельницы являлись единственным источником обеспечения населения хлебопродуктами.

The History of Milling from Simple Grain Graters up to a Millstone

Key words: grain grater, stone mortar, millstones, tools of labour, flour

Proceeding from the collected field material the author expounds the history of the evolution concerned with water and manual mills of the group of towns and mountains villages of Northern Tajikistan. The author lays an emphasis upon the fact that in the past because of non-availability of a central delivery into southern areas of Russia, the Ukraine and Kazakhstan manual mills served as the only source ofproviding population with bread products.

Первыми инструментами для измельчения зерна в муку были каменная ступка и пестик. Некоторым шагом вперед по сравнению с ними явился метод перетирания зерна вместо толчения. Люди очень скоро убедились, что при перетирании мука получается гораздо лучше. Однако это также была крайне утомительная работа.

Большим усовершенствованием стал переход от движения терки вперед и назад к вращению. Пестик сменился плоским камнем, который двигался по плоскому каменному блюду. От камня, который перетирает зерно, было уже легко перейти к жернову, то есть заставить один камень скользить при вращении по другому. Зерно понемногу подсыпалось в отверстие в середине верхнего камня жернова, попадало в пространство между верхним и нижним камнем и растиралось в муку.

Эта ручная мельница получила самое широкое распространение в Древней Греции и Риме. Конструкция ее очень проста. Основанием мельницы служил камень, выпуклый посередине. На его вершине располагался железный штифт.

Второй, вращающийся камень имел два колоколообразных углубления, соединенных между собой отверстием. Внешне он напоминал песочные часы и был внутри пустой. Этот камень насаживали на основание. В отверстие вставлялась полоса.

При вращении мельницы зерно, попадая между камнями, перетиралось. Мука собирались у основания нижнего камня. Подобные мельницы были самых разных размеров: от маленьких, вроде современных кофемолок, до больших, которые приводили во вращение два раба или осел. С изобретением ручной мельницы процесс размалывания зерна облегчился, но по-прежнему оставался трудоемким и тяжелым делом. Не случайно, именно в мукомольном деле возникла первая в

истории машина, работавшая без использования мускульной силы человека или животного. Речь идет о водяной мельнице. Но сначала древние мастера должны были изобрести водяной двигатель.

Древние водяные машины-двигатели развились, по-видимому, из поливальных машин чадуфонов, при помощи которых поднимали из реки воду для орошения берегов. Чадуфон представлял собой ряд черпаков, которые насаживались на обод большого колеса с горизонтальной осью. При повороте колеса нижние черпаки погружались в воду реки, затем поднимались к верхней точке колеса и опрокидывались в желоб.

Сначала такие колеса вращались вручную, но там, где воды мало, а бежит она по крутому руслу быстро, колесо стали снабжать специальными лопатками. Под напором течения колесо вращалось и само черпало воду. Получился простейший насос-автомат, не требующий для своей работы присутствия человека. Изобретение водяного колеса имело огромное значение для истории техники. Впервые человек получил в свое распоряжение надежный, универсальный и очень простой в своем изготовлении двигатель.

Вскоре стало очевидным, что движение, создаваемое водяным колесом, можно использовать не только для качания воды, но и для других надобностей, например, для перемалывания зерна. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой удара струи. Для создания нужного напора стали запруживать реку, искусственно поднимать уровень воды и направлять струю по желобу на лопатки колеса.

Однако изобретение двигателя сразу породило другую задачу: каким образом передать движение от водяного колеса тому устройству,

которое должно совершать полезную для человека работу? Для этих целей был необходим специальный передаточный механизм, который мог бы не только передавать, но и преобразовывать вращательное движение. Разрешая эту проблему, древние механики опять обратились к идее колеса.

Простейшая колесная передача работает следующим образом. Представим себе два колеса с параллельными осями вращения, которые плотно соприкасаются своими ободьями. Если теперь одно из колес начинает вращаться (его называют ведущим),

то благодаря трению между ободьями начнет вращаться и другое (ведомое). Причем пути, проходимые точками, лежащими на их ободьях, равны. Это справедливо при всех диаметрах колес.

Стало быть, большее колесо будет делать по сравнению со связанным с ним меньшим во столько же раз меньше оборотов, во сколько раз его диаметр превышает диаметр последнего. Если мы разделим диаметр одного колеса на диаметр другого, то получим число, которое называется передаточным отношением данной колесной передачи. Представим себе передачу из двух колес, в которой диаметр одного колеса в два раза больше, чем диаметр второго.

Если ведомым будет большее колесо, мы можем с помощью этой передачи в два раза увеличить скорость движения, но при этом в два раза уменьшится крутящий момент. Такое сочетание колес будет удобно в том случае, когда важно получить на выходе большую скорость, чем на входе. Если, напротив, ведомым будет меньшее колесо, мы потеряем на выходе в скорости, но зато крутящий момент этой передачи увеличится в два раза. Эта передача удобна там, где требуется «усилить движение» (например, при подъеме тяжестей).

Таким образом, применяя систему из двух колес разного диаметра, можно не только передавать, но и преобразовывать движение. В реальной практике передаточные колеса с гладким ободом почти не используются, так как сцепления между ними недостаточно жесткие, и колеса проскальзывают. Этот недостаток можно устранить, если вместо гладких колес использовать зубчатые.

Первые колесные зубчатые передачи появились около двух тысяч лет назад, однако широкое распространение они получили значительно позже. Дело в том, что нарезка зубьев требует большой точности. Для того чтобы при равномерном вращении одного колеса второе вращалось тоже равномерно, без рывков и остановок, зубцам необходимо придавать особое очертание, при котором взаимное движение колес совершалось бы так, как будто они перемещаются друг по другу без скольжения, тогда зубцы одного колеса будут попадать во впадины другого.

Если зазор между зубьями колес будет слишком велик, они станут ударяться друг о друга и быстро обломаются. Если же зазор слишком мал — зубья врезаются друг в друга и крошатся. Расчет и изготовление зубчатых передач представляли собой сложную задачу для древних механиков, но уже они оценили их удобство. Ведь различные комбинации зубчатых колес, а также их соединение с некоторыми другими передачами давали огромные возможности для преобразования движения.

Например, после соединения зубчатого колеса с винтом, получалась червячная передача, передающая вращение из одной плоскости в другую. Применяя конические колеса, можно передать вращение под любым углом к плоскости ведущего колеса. Соединив колесо с зубчатой линейкой, можно преобразовать вращательное движение в поступательное, и наоборот, а присоединив к колесу шатун, получают возвратно-поступательное движение. Для расчета зубчатых передач обычно берут отношение не диаметров колес, а отношение числа зубьев ведущего и ведомого колес. Часто в передаче используется несколько колес. В таком случае передаточное отношение всей передачи будет равно произведению передаточных отношений отдельных пар.

Когда все затруднения, связанные с получением и преобразованием движения, были благополучно преодолены, появилась водяная мельница. Впервые ее детальное устройство описано древнеримским механиком и архитектором Витрувием. Мельница в античную эпоху имела три основные составные части, соединенные между собой в единое устройство:

1) двигательный механизм в виде вертикального колеса с лопатками, вращаемого водой;

2) передаточный механизм или трансмиссию в виде второго вертикального зубчатого колеса; второе зубчатое колесо вращало третье горизонтальное зубчатое колесо — шестерню;

3) исполнительный механизм в виде жерновов, верхнего и нижнего, причем верхний жернов был насажен на вертикальный вал шестерни, при помощи которого и приводился в движение. Зерно сыпалось из воронкообразного ковша над верхним жерновом.

Создание водяной мельницы считается важной вехой в истории техники. Она стала первой машиной, получившей применение в производстве, своего рода вершиной, которую достигла античная механика, и исходной точкой для технических поисков механики Возрождения. Ее изобретение было первым робким шагом на пути к машинному производству.

Процесс измельчения (дробления) твердых тел был известен много тысячелетий назад, задолго до того, как нашим предкам приходилось дробить зерно. Орудиями дробления камней были различного рода ударники и плиты.
Для измельчания зерен дикорастущих злаков, разных плодов и кореньев первобытные люди применяли наряду с орудиями ударного действия каменные терки. Между поверхностями двух камней - нижнего неподвижного и верхнего, совершавшего возвратнопоступательное движение, - зерно измельчалось в результате сжатия и сдвига. Появление орудий, работа которых основывалась на этих принципах, относят к неолитическому периоду, когда человек научился шлифовать камень. На территории Руси зернотерки применялись еще за десять тысяч лет до нашей эры.
К эпохе развитого неолита относятся зернотерки, найденные в открытом С. Н. Бибиковым поселении Лука-Врублевецкая. Зернотерки, применявшиеся в более поздние периоды, были обнаружены и в других местах.
Следующим этапом развития процесса измельчения зерна в муку явилось комбинированное воздействие на зерно орудии ударного и истирающего действия.
Как установлено исследованиями, племена позднетрипольской культуры и племена так называемой «катакомбной культуры», применявшие и терки, и каменные ступки с пестами, уже не довольствовались примитивным грубым дроблением зерна; есть основание предполагать появление в тот период повышенных требований к качеству получавшейся муки. По-видимому, ступы с пестами служили в основном для шелушения зерна и первичного измельчения, а терки для вторичного («тонкого») измельчения шелушеного или дробленого зерна. Такой «повторительный» помол был неизбежно связан с просеиванием муки. Для этого применялись сита из различных, материалов.
Из зерна, подвергавшегося грубому дроблению, отбирали на ситах частицы, характеризовавшиеся различной крупностью, и вновь измельчали при помощи зернотерок или в ступах. Применение указанных приемов свидетельствует о высоком уровне трипольской культуры. В тот период уже были распространены ткачество, искусство плетения сетей и другие ремесла.
‘Дальнейшее совершенствование методов и средств измельчения нашло выражение в постепенном переходе от зернотерки к жернову, работа которого основывалась на новом принципе движения верхнего камня. Замена возвратно-поступательного движения вращательным позволила повысить производительность труда и использовать для этой цели сначала силу животных, затем энергию ветра, воды и наконец пара. Нo в некоторых странах вплоть до наших дней сохраняются и ступы, и зернотерки, и ручные жернова.
По свидетельству Маркса, жерновая мельница (главным образом водяная) послужила отправной базой для развития машинной индустрии и некоторых современных отраслей науки. «На основе мельницы было создано учение о трении, а вместе с тем были проведены исследования о математических формах зубчатой передачи, зубьев и т. д. На ее же основе впервые было разработано учение об измерении величины движущей силы, о лучших способах ее применения и т. д. Почти все великие математики, начиная с середины XVII столетия, поскольку они занимаются практической механикой и подводят под нее теоретическую основу, исходят из простой водяной мельницы для зерна».
На протяжении более 2000 лет совершенствовалась конструкция жернового постава; до второй половины XIX столетия он оставался единственной машиной для измельчения зерна на мельницах. Рабочая (мелющая) поверхность жерновов видоизменялась. С течением времени ей придавали желательную геометрическую форму, обеспечивавшую выполнение различных задач, связанных с измельчением.
Археологические изыскания, проводившиеся на территории нашей родины, указывают на то, что найденные жернова применялись с давних пор на водяных мельницах. Такие мельницы были в Галицком, Волынском и Киевском княжествах древней Руси.
Конструкция водяной мельницы, связанная с выполнением относительно больших и ответственных строительных работ по возведению плотин, требовала знаний и навыков. Мельники, или как их называли тогда «водяные люди», были выдающимися «умельцами» и «хитрецами»; на протяжении многих веков они двигали вперед технику мукомольного производства.
Мельницы юго-западной Руси упоминаются в древних актах так же, как и мельницы северо-восточной Руси, с XIII столетия, В ярлыке хана Менгу Темира (1267 г.) в числе предметов владений духовенства говорится и о мельницах.
История культуры древней Руси показывает, что наряду с техникой мукомолья совершенствовалась его технология. В те времена уже были известны «секреты» получения муки высокого качества. Летописи, относящиеся к концу X в., упоминают «чистые хлеба», «хлеби чисты как зело». Из пшеничных отрубей делали кисель. Отруби указывают на наличие и тог период сортовых помолов.
По словам летописца, жителям белгородским давался совет в 997 г. собирать «... по горсти овса, или пшеницы, или отруб» (т, е. отруби). При осаде города в том же 997 г. женщинам было велено сделать «цежь» из отрубей, овса и пшеницы и в этом «цеже» (т. е. в процеженном растворе) варить кисель.
В документе, относящемся к XII веку, - «Слове Даниила Заточника» - дается представление о сложности сортовых помолов пшеницы. «Злато,- говорится в «Слове», - съкрушается огнем, а человек - напастьми; пшеница во много мучима чист хлеб являеть...».
В миниатюрах, относящихся к XVI в. и иллюстрирующих различные эпизоды из повести о жизни Сергия Радонежского, представляющей собой часть летописи, подробно воспроизводится технология производства муки и хлеба. В тексте сказано, что Сергий Радонежский «просвиры сам печаще», для чего «пшеницу толчаше и меляше, и муку сеяше...».
На миниатюрах изображен процесс обработки зерна в ступе (толчее). Далее изображаются процессы измельчения зерна в ручном жернове, просеивания и выпечки хлеба. Таким образом, налицо комбинированное применение уже известных в далекой древности технологических приемов и орудий производства с той лишь разницей, что зернотерка уступила место ручному жернову,
Слово «толчаше» надо понимать не в том смысле, какой ему придает проф. А. В. Арциховский, утверждавший, что толчение представляет собой якобы операцию отделения оболочек. По-видимому, ближе к истине понятия «дробить, измельчать, превращать в мелкие куски», т. е. в ступе зерно подвергалось грубому измельчению (дроблению), а в жернове - тонкому.
В XIV в. (архив Калачова) упоминаются «хлебы крупичны», т. е. хлебы, выпеченные из муки, известной и поныне под названием «крупчатка».
О высоком уровне техники и технологии мукомолья свидетельствуют документы о деятельности крупнейшего в России Соловецкого монастыря, относящиеся к XVI в. Этот монастырь располагал развитым мельничным хозяйством, так как ему приходилось обслуживать не только многочисленную монастырскую братию «служебников» и стрельцов, но и большое количество рабочих соляных промыслов. Кроме того, соловецкие мельницы занимались размолом зерна, привозившегося из дальних и ближних мест, прилегавших к вотчине.
На монастырских водяных мельницах вводятся усовершенствованные методы размола зерна и, что самое важное, отдельные технологические операции механизируются по инициативе и под руководством игумена монастыря Ф. С. Колычева.
«Да до Филиппа Игумена подсевали рожь братья многия, а Филипп Игумен доспел севальню, десятью решеты один старец сеет, да при Филиппе же доспели решето само сеет и насыпает, и отруби и муку разводит разно да и крупу само же сеет и насыпает и разводит розно крупу и высейки... Филипп нарядил ветер мехами а мельнице веяти рожь». Эта запись указывает на применение в тот период основных элементов современного процесса измельчения зерна при выработке сортовой муки. «Розное разведение крупы и высеек», а также отрубей и муки, т. е. образование и отбор крупок и раздельная обработка промежуточных продуктов различного качества, обусловливали наличие нескольких измельчающих систем (минимум 3-4).
В ассортименте муки, вырабатывавшейся в XVI в. наряду с «сеяной» и «толченой» часто встречалась и мука «хрупичатая».
В Москве и подмосковных вотчинах работали «крупчатные мельницы». Иван Грозный, посылая встречать едущего в Москву английского посла Бовеса, направил ему среди прочего «корма» «муку крупичатуто».
Для производства муки высоких сортов, особенно «круапичатой», требовались сорта пшеницы с большим содержанием стекловидных зерен, совершенные технологические приемы и квалифицированные работники.
Направляя в нижегородские свои вотчины распоряжение о присылке в Москву 30 четвертей пшеницы, «коя бы годилась на крупичатую муку», боярин Морозов дает строгий наказ: «Пшеницу велеть вычистить начисто и чтоб смолоть мелко и стройно, чтобы не пережечь... а как пшеницы на муку отберете, и вам велеть калашникам той пшеницы отведать, испечь пирогов: двуалтынный, гривенный и пятиалтынный н будет в пирогах чиста и He седается и подъемиста и та пшеница ко мне и прислать 30 четей».
Здесь мы уже сталкиваемся с повышенными технологическими требованиями. Взыскательный боярин - основной потребитель муки лучшего качества - хочет, чтобы она отличалась высокими достоинствами, а для этого зерно должно быть тщательно подготовлено к измельчению, т. е. не иметь никаких примесей. Помол следует вести так, чтобы образовалось максимальное количество крупок, подвергаемых тонкому измельчению.«Стройность», т. е, выровненность продуктов, должна быть достигнута тщательным сортированием. Слова о «пережоге» следует понимать как конкретное указание об установлении режима измельчения, при котором температура продукта не должна в результате чрезмерного сближения рабочих поверхностей жерновых поставов повышаться сверх установленных пределов. В переводе на современный научный язык речь идет о сохранении качества клейковины, о существовании которой, по-видимому, тогда могли иметь некоторое представление. И наконец, что заслуживает особого внимания, это обязательные «пробные выпечки» для оценки хлебопекарных достоинств муки.
Развитие вотчинной промышленности в Московском государстве XVII в., с одной стороны, и наличие кустарного мелкого производства - с другой, способствовали дальнейшему развитию техники переработки зерна, лучшему использованию энергии воды и ветра.
В первой четверти XVIII в. в России начался переход от ремесленного к мануфактурному производству. Мануфактурный период в условиях крепостного хозяйства затянулся в нашей стране до половины XIX в., причем крепостная мануфактура сначала превращалась в капиталистическую, мануфактуру, а затем в капитал и стическую фабрику.
Учреждение в 1728 г. Российской Академии наук и основание в 1765 г. Вольного Экономического общества в известной степени способствовали развитию производительных сил страны и в первую очередь сельского хозяйства.
Усилиями отечественных ученых создаются^первые научные представления о зерне (HO).
Расширение зернового хозяйства, в свою очередь, обусловило возникновение товарного мукомолья, которое стало развиваться в связи с усиленным ростом городских центров. Вблизи этих центров возникают в большом количестве «мучные» или «хлебные» мельницы. В тот период строятся даже крупные мукомольные предприятия с 10 жерновыми поставами, а в Моршанске сооружена мельница с 24 поставами.
О процессе измельчения зерна пшеницы в конце, XVIII в. дает представление В. Левшин - автор одной из первых в России фундаментальных работ по вопросам мукомолья. Этому процессу посвящен специальный раздел, в котором заслуживает особого внимания описание этапов производства муки различных сортов. По.описанию Левшина можно, пользуясь современными графическими методами, построить примерную схему технологического процесса (рис. 1). Так, для получения крупчатки предназначалось, по-видимому, шесть систем. Две


служили для первичной обработки и измельчения зерна, две - для тонкого измельчения (т. е. для размола крупок) и, наконец, две системы - для обработки сходов (т. е. для вымола конечных продуктов.)
Пшеница после очистки, мойки и отволаживания поступала на 1-ю измельчающую машину (I систему). После просеивания получали так называемую муку №1, шелушение и дробленые зерна и 1-й сход. Эти зерна направлялись на повторное измельчение (на II систему), в результате которого получали муку №2, крупки и 2-й сход. На этом процесс образования крупок заканчивался. После измельчения их в жерновом поставе, служившем 1-й крупочной системой, и последующего просеивания отбирали муку мягкую и крупичатую, сходом шла так называемая серая крупка, направлявшаяся на
2-ю крупочную систему. В результате просеивания получали муку «обыкновенную» и сход. Схода со II системы и 2-й крупочной направляли на I вымольную систему. С нее отбирали муку «среднюю» и сход. Сход с I вымольной системы подвергали повторной обработке, после чего получалась мука «черная» и отруби.
Как видно из приведенного описания, на сортовых мельницах того периода применялись принципы избирательного измельчения, требовавшие сравнительно развитой технологической схемы, включавшей тщательную подготовку зерна к помолу, последовательное измельчение и сортирование.
Первая половина XIX в. характеризуется расширением внутреннего и внешнего хлебных рынков, начавшимся разложением крепостнических отношений в сельском хозяйстве и ростом капиталистических форм в промышленности, в основном за счет широкого применения крепостного труда. Усиленно продолжается строительство мельниц.
Техника мукомольного производства продолжает играть прогрессивную роль в общем развитии отечественной техники.
Революционизирующее значение для промышленности, в первую очередь для мукомольной, имело изобретение паровой машины, которое привело к коренным изменениям не только в технике, но и в экономике, в господствовавших тогда общественных отношениях.
Как указывал В. И. Ленин, «... за этим техническим переворотом неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства.... Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка».
Мельницы были первыми промышленными предприятиями, перешедшими на использование паровой машины в качестве источника двигательной энергии и получившими благодаря этому возможность расширять производство на новой технической основе. В с, Воротынец Васильсурского уезда, Нижегородской губернии была построена в 1818 г., т. е. значительно раньше, чем в ряде стран Западной Европы, паровая мельница, вырабатывавшая 160 и более кулей муки в сутки.
В 1824 г. на Урале была установлена «силой против 4 лошадей» сконструированная отцом и сыном Черепановыми паровая машина, приводившая в движение жернова, измельчавшие до 90 пудов зерна в сутки.
В 30-х годах сооружаются паровые мельницы в Варшаве, Петербурге и других городах.
Переход на рельсы капиталистического развития был связан с ростом изобретений в области техники и технологии отечественного мукомольного производства. Вполне естественно, что усилия изобретателей направлялись на разработку более совершенных принципов измельчения и конструирования машин, обеспечивавших однократное воздействие рабочих органов на зерно вместо неэкономичного многократного воздействия, применяемого в жерновых поставах.
В 1812 г. житель г, Варшавы Марк Миллер изобрел вальцевой станок - «усовершенствованную им мукомольную мельницу, приспособленную к силе человека, лошадей, воды, ветра и паров». В тексте выданной Миллеру привилегии указывалось, что «употребляя четвертую или пятую долю силы, можно мелкой муки смолоть гораздо больше нежели на лучших мельницах с каменными жерновами».
Первые вальцевые станки в России вследствие несовершенства конструкций и упорного сопротивления владельцев жерновых мельниц внедрялись медленно; процесс вытеснения жерновов затянулся на многие десятилетия. Лишь в 1858 г, в Казани была построена первая мельница, полностью оборудованная вальцевыми станками и выпускавшая отличную крупчатку.
Паровые мельницы, оборудованные жерновыми поставами, определяли облик мукомольной промышленности. Их главным образом имел в виду В. И. Ленин, приводя данные, иллюстрировавшие рост фабричного производства в 50 губерниях пореформенной России- с 1866 по 1892 г., и делая из этого вывод, что «...паровые мельницы - характерный спутник эпохи крупной машинной индустрии».
Усовершенствование процесса измельчения на мельницах, оборудованных жерновами, и постепенная замена их более эффективными вальцевыми станками неизбежно требовали дальнейшей рационализации технологического процесса; это привело к улучшению методов подготовки зерна к помолу и развитию процессов просеивания и обогащения продуктов измельчения, В частности, заслуживают внимания изобретения: И, Красноперова «Самовейка для очищения манной крупы»; М. Ушакова «Самовейка, приспособленная к действию на крупчато-размольной мельнице»; А. Курбатова «Новый способ и снаряд для приготовления пшеничного зерна к помолу»; П. Крохопяткина «Промывальный снаряд для зерна»; А. Графова «Универсальный плоский рассев» и т. п.
Усилиями славной плеяды русских технологов-крупчатников на мельницах Поволжья и Украины прочно утверждается крупчатный помол, получивший признание далеко за пределами нашей родины.

Сегодня энергию ветра в российских деревнях практически не используют, а еще в пору моего детства в нашем селе сохранялись развалины 3 ветряных мельниц. Одна из них, как рассказывала мне бабушка, принадлежала моему прадеду. В 50-е годы прошлого века действующей была только одна ветряная мельница в нашей местности, располагавшаяся в соседней деревне Есипово. Вот работу ее я и видел. В помещении этой мельницы все было покрыто белой мучной пылью, одежда и борода мельника тоже были в этой пыли. Время от времени он выходил наружу, и если ветер менял направление, то поворачивал голову мельницы специальным правилом крыльями к ветру. Правило было сделано из двух довольно толстых слег (жердей), верхними концами прикрепленных к "голове" мельницы. В нижней части слеги были соединены между собой, и вся конструкция была фактически остроугольным треугольником с острым углом внизу.

Скрипели жернова, скрипела, поворачиваясь, главная центральная ось, которую вращал горизонтальный вал, идущий от крыльев. Все передаточные механизмы были сделаны из дерева, и от трения они были буквально отполированные. Но главное – всюду была мучная пыль.

Вот еще одно гениальное изобретение – передача вращения из одной плоскости в другую – параллельную исходной. И это изобретение не было запатентовано, т.к. было сделано не менее 4 тыс. лет назад. Его автор неизвестен, даже его национальности мы не знаем. Угловая скорость вращения барабана (колеса) с меньшим диаметром на этой мельнице в 3,5 раза больше, чем большого барабана (колеса). Следовательно, вертикальная ось вращается в 3 раза быстрее, чем горизонтальная. В результате такой передачи жернов вращался с большой скоростью. Рисунок с сайта: http://900igr.net/fotografii/t…

Плоскость вращения крыльев этой мельницы наклонена к поверхности земли. Это снижает потерю энергии от трения при передаче врашения с большего барабана на меньший. Длина каждой лопасти (крыла) ветряных мельниц варьировала от 5–6 до 7–8 м. На этой мельнице от центральной оси вращение передавалось на два жернова. При передаче на жернова скорость вращения еще увеличивалась в несколько раз. Рисунок с сайта: http://svershenie.info/goluboj…

Зерно и муку на есиповской мельнице взвешивали на весах в виде металлического коромысла, подвешенного к потолку. К коромыслу на цепях были подвешены 2 листа железа размером 1,5х1,5 м. На один лист клали мешки с зерном, а на другой гири. Гири были с ручками – двухпудовые, пудовые, полупудовые и совсем небольшие, весом в несколько фунтов. За помол зерна мельнику платили кто чем мог – деньгами, зерном, мукой, мясом, молоком, яйцами. Тогда на трудодни в колхозе поздней осенью колхозникам выдавали по 2–3 мешка зерна, которое и мололи для себя на этой мельнице. Когда мельника не стало, мельницу в Есипове тоже быстро разрушили, и молоть зерно приходилось на ручных жерновах дома. Ох и тяжелая это работа – крутить одной рукой тяжелый каменный жернов, а другой в дыру в его центре насыпать горстями зерно! Но зато потом, благодаря этим тренировкам, я побеждал всех студентов института в соревнованиях по армрестлингу.

Позднее – в начале 60-х – зерно колхозникам на трудодни выдавать перестали, заменили деньгами, правда, деньги эти были смехотворными, и на них эквивалентное количество хлеба в магазине купить было невозможно. Но моя бабушка была очень изобретательна: она с полей, где обмолачивали зерно, приносила домой несколько мешков мякины, провеивала ее на ветру, и при этом из 10 мешков мякины получался один мешок зерна. Вот такими были потери урожая на колхозных полях. Но собирать мякину было запрещено, хотя там она сгнивала, никому не нужная. Бабушка брала большую корзину, клала в нее мешок, шла будто бы в лес по грибы. Набирала в мешок мякины, а сверху прикрывала ее грибами или лекарственными травами. Как говорят в народе: "Голь на выдумки хитра".

При обмолоте хлебов современными комбайнами потери зерна еще большие, чем при обмолоте стационарными молотилками. Почему? Да потому, что обмолачиваются колоски, которые только что срезаны. А зерно в колосках вызревает не одновременно. В одних колосках оно уже созрело и при первом встряхивании вываливается и падает на землю, а в других – еще не созрело и при обмолоте уходит в мякину. В северной России, где осенью постоянно идут дожди, потери зерна при обмолоте комбайнами составляют до 30% урожая. В "примитивном" крестьянском хозяйстве потери зерна были не более 5%, столько зерна оставалось в мякине на гумне (на току). Но и это зерно использовали куры и гуси, которые осенью кормились на нагуменниках. Не случайно один из видов дикого гуся так и называется – гусь гуменник. При перелете на юг осенью эти гуси кормились на гумнах – местах обмолота хлебов.

Да, сегодня есть мельницы с электрическим приводом, а также электрические кофемолки, мясорубки и т. д. Но какова при этом эффективность использования энергии? А ведь при выработке электроэнергии наносится немалый вред окружающей среде, древние же ветряные мельницы не наносили вреда природе. Крылья вращались довольно медленно, они не могли убить даже мух и комаров. Никакого задымления и шумового загрязнения не происходило. От мучной пыли мельника спасала респираторная повязка.

Полуразрушенная ветряная мельница в селе Захарьино близ села Кукобой на севере Ярославской области. Фото с сайта: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3720

Мельница эта была построена в 20-е годы ХХ века женщинами из женской коммуны им. Н.К. Крупской. На самом деле это был замаскированный под коммуну женский монастырь, который ликвидировали большевики. Чтобы выжить при советской власти и избежать гонений, монахини схитрили и организовали в 1921 г. женскую коммуну. Но все равно коммунарки-монахини подверглись гонениям. Ммногие из них провели по 5 и более лет в советских лагерях, а некоторые были расстреляны.

Верхняя часть полуразрушенной ветряной мельницы в селе Захарьино близ села Кукобой в Ярославской области. Фото с сайта: http://www.10102010.ru/road/Tr…

Трудно представить, что эту мельницу сделали молодые женщины монахини. Я не видел больше ни одной мельницы, украшенной орнаментом. Этот случай с Кукобойской коммуной достоин мировой известности. Но не нашлось пока умного журналиста или режиссера, который бы написал об этой истории повесть или поставил фильм. А ведь об этом можно создать очень интересный художественный фильм! Может быть, тогда русская душа не будет столь загадочна для иностранцев. А где же местные власти Первомайского района и Ярославской области, почему они не сделали эту историю широко известной? Захарьинская коммуна не менее интересна для туристов, чем кукобойская Баба Яга.

В 1921 г. бывшие монашки закрытого Павло-Обнорского женского монастыря Анна Соловьева, Анфиса Патакова, Анна Езелева, Мария Метеничева и еще четыре женщины уведомили власти, что создают коммуну, и попросили землю, прилегающую к храму в селе Захарьево, а также попросили помещение бывшей церковной сторожки. Чиновники разрешили – ведь в Поволжье тогда пришел голод, люди мерли от голода, словно мухи, поэтому властями горячо одобрялись инициативы всех, кто желал кормить себя сам. Затем Анна Соловьева продала свою единственную дорогую вещь – пальто, и на эти деньги артель купила корову. Впрягшись в хомут вместо лошади, девушки распахали поле, высадили пшеницу и арендовали дом, где устроили пошивочную мастерскую.

А вскоре артель принялась расти за счет дочерей священников, бывших монашек и просто верующих. Через год она насчитывала уже 36 женщин. Одни успешно освоили плотницкие навыки, другие выучились на каменщиков, третьи закончили шестимесячные курсы сапожников. Днем работали – а вечерами, плотно закрыв дверь, устраивали общие молитвы и изучали духовную литературу. Ее, кстати, «тайные монашки» тиражировали сами, переписывая от руки священные тексты и снабжая их рисунками.

В 1923 г. артель зарегистрировали официально, избрали Анну Соловьеву председателем. Устав артели вызвал у советских служащих ироничную улыбку, – в нем отмечалось, что предприятие организовано, дабы «доказать мужчинам, что и без их содействия женщина может строить свою жизнь», устав запрещал сотрудницам встречаться с местными парнями. Не могли же коммунарки прямо признать, что живут по законам монастыря. У самой Н.К Крупской письмом попросили разрешения назвать хозяйство ее именем. Надежда Константиновна против ничего не имела – и даже похлопотала о получении коммуной льготного кредита в Госбанке.

На всесоюзном смотре колхозов-коммун в 1927 году «монашки» из с. Захарьево получили третью премию. После этого в коммуну зачастили делегации, жаждущих перенять передовой опыт. Особенно визитеров потрясала сапожная мастерская, где коммунарки-монашки делали не только рабочую обувь, но и, как отмечалось, «туфельки на французских каблучках», купить которые приходили модницы из соседнего большого села Кукобой. Многие также обращали внимание на восемь благоустроенных жилых домов и пасеку с 21 ульем. «Об этом еще нет песни простой и прекрасной, которая бы сама рвалась с языка и дарила безудержную радость. Но знаем мы – песня будет», – так писала об успехах «бабьей коммуны» 8 марта 1929 года Ярославская партийная газета «Северный рабочий». К тому времени в хозяйстве было уже 30 голов крупного рогатого скота, 25 овец, 8 лошадей, 150 бельгийских кроликов, валенокатальный, кожевенный, дектярный и кирпичный цеха, ветряная мельница, электрический генератор и купленный в кредит трактор. Коммуна тогда насчитывавала уже 104 человека.

Но в 1931 г. были арестованы 17 самых активных работниц коммуны имени Н.К. Крупской. Обвинительное заключение гласило: «Организация сельхозартели, и, впоследствии, сельхозкоммуны была проведена контрреволюционной группой в целях маскировки от общественности и имела конечной установкой подготовку открытия монастыря после падения Советской власти. Будучи уверены в неизбежности этого падения, руководители контрреволюционной группы, соответственно, вели подготовку, организуя монашеские кадры». Через год внесудебным решением комиссии ОГПУ женщины были приговорены к заключению на срок от 3 до 5 лет. Часть коммунарок сослали в Казахстан, а еще часть – в исправительно-трудовой лагерь Ивановского управления НКВД. Именно там оказалась и бывшая руководительница коммуны Анна Соловьева, ставшая, кстати, в лагере у заключенных бригадиром. Оставшиеся на свободе рядовые «коммунарки» продолжали обитать в Захарьино, они ютились в одном «общинном» доме, вели отдельное хозяйство и ждали освобождения «сестер», но власти запретили тем возвращаться в деревню. Марию Благовещенскую после отсидки в 1936-го вновь арестовали, привезли в Ярославль и через полгода расстреляли. Анна Васильевна Шакшина была отправлена в дальневосточный лагерь у бухты Нагаево (Магадан), где в 1939 г. скончалась от сепсиса.

После Великой Отечественной войны, когда гонения на церковь со стороны власти ослабли, в Захарьево стали постепенно съезжаться сестры, отбывшие свои срока и выжившие. О воссоздании «тайного монастыря», конечно, и речи быть не могло. Но верующим женщинам просто хотелось быть вместе. Совместными усилиями они нашли и бывшую председательшу коммуны Анну Александровну Соловьеву. Лагерь ее не сломал. Освободившись, Анна с отличием закончила учительский институт при Ленинградском университете и до пенсии работала педагогом. Ее, пенсионерку, привезли обратно в Захарьево, где основательница «тайного монастыря» и дожила свой век. Последнюю «монашку-коммунарку» похоронили в 2004 г. Кстати, даже на местном погосте могилки всех сестер находятся рядом. Мария Благовещенская и Анна Шашкина были канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви как мученицы. Историю создания, существования подпольной православной общины – Коммуны им. Н.К. Крупской в селе Захарьево изучили ученики Первомайской (Кукобойской) средней школы под руководством учительницы Ирины Деруновой. Они собрали документы, повествующие об удивительной коммуне, работницы которой днем ударно трудились, а по вечерам истово молились. (Использована информация с сайта: http://yarportal.ru/topic56368.html).

Монашки-коммунарки из села Захарьино. Фото с сайта: http://yarportal.ru/topic56368.html

Мне было тогда лет 6–7, когда моя бабушка Анна взяла меня с собой, в село Захарьино (она называла его Коммуной). У нее в этой деревне жила подруга детства, с которой они выросли в одной деревне – Княжем Починке. Наш поход туда произошел летом 1953 или 1954 г. От нашего села Всехсвятского до Захарьино было около 18 км. Мы шли туда часа 4 или 5, миновали несколько деревень и большое село Кукобой. Хорошо помню красивое селение Захарьино: дома стояли в один ряд на высоком коренном берегу вдоль ручья, все окнами на юг в сторону ручья. По бровке берега росли толстые липы, а между рядом домов и рядом лип проходила чистая, не заезженная дорожка-тропа. В одном конце деревни стояла действовавшая тогда каменная церковь. Пока бабушка общалась со своей подругой, я бегал по селению, спустился к ручью, который тогда показался мне речкой. Вероятно, ниже по течению была плотина. Помню и ветряную мельницу, что на фотографии выше, тогда она еще работала – крылья ее медленно вращались. Но заходить внутрь я постеснялся.

Недавно узнал, что последняя монашенка-коммунарка умерла в Захарьино в 2004 г.

Ветряная мельница. Фото с сайта: http://www.alva-ural.ru/photo/

В анкетном листе владельца ветряной мельницы Ивана Тимофеевича Завершинского за 1920 год сказано, что его мельница «на камнях», то есть с каменными жерновами, имела суточную производительность при хорошем ветре в среднем около 25 пудов муки в сутки. Это примерно 400 кг. Почти полтонны зерна в сутки перемалывала эта сельская мельница.

Ветряные мельницы на Украине. Фото с сайта: http://foodmarkets.ru/news/vie…

Число ветряных мельниц в России в XIX веке достигало 200 тыс. шт. (официальная статистика), в общей сложности они перемалывали в год около 34 млн. т зерна, снабжая мукой все население тогдашней России. Средняя мощность ветряной мельницы была около 3,5 кВт. Но были ветряные мельницы и более мощные, они развивали мощность порядка 10–15 кВт. При этом все ветряные мельницы были построены самими крестьянами (информация позаимствована в книге В.И. Завершинского «Очерки истории Тарутино»).

Чаще всего у мельниц было по 4 крыла, но встречались мельницы и шестикрылые – такие, как на этом рисунке. Мощность такой мельницы, разумеется, была больше. Мощность мельницы также зависит от ширины крыльев и угла наклона их к плоскости вращения. При передаче вращения с горизонтального ротора на вертикальный вал угловая скорость вращения увеличивается примерно в 5–6 раз, При передаче вращения с вертикального вала на жернова скорость вращения еще раз увеличивается в 5–6 раз. Следовательно, угловая скорость жерновов в 25–30 раз больше, чем крыльев мельницы.

У этой мельницы есть механизм, благодаря которому она сама настраивается на направление ветра. Принцип работы этого механизма – это принцип флюгера. Как только ветер меняет направление, он дует на лопасти механизма и поворачивает их в соответствии с направлением ветра. Этот сдвиг передается рычагом на звездчатое колесо, которое поворачивает ось, на другом конце которой – звездчатое колесо меньшего размера, а меньшее звездчатое колесо поворачивает очень большое колесо, на котором закреплена верхняя часть мельницы вместе с крыльями и горизонтальным ротором. Для облегчения вращения верхней поворотной части мельницы верхняя и боковая части обруча, оси роликов смазывались. (http://brunja.livejournal.com/26061.html)

Вверх