Сколько самолетов на адмирале кузнецове какое вооружение. Авианесущий крейсер это

Авианосцы по изначальному замыслу представляют собой плавучие авиабазы. Их массовое строительство началось в двадцатые годы XX века. Обеспечить воздушную поддержку сухопутным силам, высадившимся на чужих берегах, защитить их от бомбовых ударов - вот главное назначение этого класса кораблей.

Когда и при каких обстоятельствах в Российском флоте появился авианосец «Адмирал Кузнецов», фото которого зарубежные информагентства регулярно публикуют как иллюстрацию нашей растущей военной мощи?

Страны, обладавшие колониями или проводящие внешнюю политику, требующую силовой аргументации, стали первыми обладателями этих дорогостоящих тяжелых судов. Советский Союз, в силу своих географических особенностей, не нуждался в мобильных аэродромах. Для защиты своей территории дешевле и проще было построить достаточное количество обычных, наземных.


Авианесущие крейсера в СССР строились в 70-е годы. БПК (большие противолодочные корабли) «Москва» и «Ленинград», затем «Киев» существенно отличались от «Нимица» или «Энтерпрайза» и по водоизмещению, и по длине, и по конструкции. Разница с обычным крейсером состояла в кормовой части, она была выровнена под полетную палубу, на которой базировались вертолеты или истребители с вертикальным взлетом и посадкой. Главная функция авиакрыла состояла в обнаружении подводных лодок противника и борьбе с ними.

Сегодня в есть корабль «Адмирал Кузнецов». Авианосец ли это, и почему его в официальных документах упорно называют авианесущим крейсером? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно мысленно перенестись в украинский город Николаев осени 1982 года. Здесь, на родине русских корабелов, происходит торжественная закладка нового огромного российского военного судна, которое собирались назвать ТАНК (тяжелый авианесущий крейсер) «Рига». Потом умер Л.И. Брежнев, и его память почтили переименованием корабля. Затем началась перестройка, и называть крейсер в честь лидера сочли неуместным, так он стал «Тбилиси». Было это в 1985-м, а через четыре года корабль получил нынешнее имя - «Адмирал Кузнецов».

Авианосец, согласно договору 1936 года, заключенному в Монтре и подписанному советской делегацией, не имеет права пересекать Босфорский и Дарданелльский проливы. Ничего, у нас крейсер, ему можно.

Кораблями такого класса обладают всего девять стран. Полсотни могут решать самые сложные и разнообразные боевые задачи: от противолодочной обороны до нанесения штурмовых ударов. Для этой цели на борту есть и вертолеты, и самолеты, причем, не какие-то специализированные палубные, с усеченными летными характеристиками, а МиГ-29 и СУ-27, правда, со специальным морским оборудованием.


В крымском городке Саки была построена база для тренировки летчиков, которым предстояло поднимать свои машины с палубы крейсера «Адмирал Кузнецов». Авианосец стал кузницей кадров морской авиации. Сегодня для российских пилотов такие полеты стали рутиной, тогда же опыта не хватало, все было новым.

Военные корабли строятся не просто так, они олицетворяют определенную В современном мире Российский флот осуществляет защиту интересов страны во всех зонах мирового океана. Для поддержания высокой степени защиты морских соединений, состоящих из кораблей различного назначения и класса, требуется устойчивая воздушная поддержка. Именно эту задачу решает «Адмирал Кузнецов». Авианосец обладает системами противокорабельных, противолодочных и противовоздушных вооружений, а его авиакрыло может прикрывать действия целой эскадры.

Что же касается предположений об агрессивности российской внешней политики, то они беспочвенны. Если оценивать «имперские устремления» по количеству кораблей этого класса, то достаточно сравнить число атомных ударных авианосцев США (11) с цифрой «один», и все сразу станет ясно. Угрозы миру российский авианосец «Адмирал Кузнецов» не представляет, но свою страну, в случае надобности, защитит.

Тяжёлый авианесущий крейсер Новороссийск. Хорошо видно тяжёлое крейсерское вооружение на палубе (8 ПУ ПКРК «Базальт» (16 ПКР П-500), 1х2 ПЛРК «Вихрь» (16 ПЛУР), 2х2 ЗРК «Шторм» (96 ЗУР), 2х2 ЗРК «Оса-М» (40 ЗУР), 2х12 РБУ-6000, 2х2 76-мм автомат АК-726 , 8х6 30-мм автомат АК-630М, 2х5 ТА 533 мм)

Авианесу́щий кре́йсер (англ. Aviation cruiser, Aircraft cruiser, Carrier cruiser, Seaplane cruiser ) – разнородная по своим характеристикам группа кораблей, сочетающая в себе элементы крейсерского вооружения (артиллерия; противолодочные, зенитные, противокорабельные ракетные комплексы) и авиационное вооружение.

К авианесущим крейсерам можно отнести следующие типы кораблей:

  • Крейсера 1930-х годов, оборудованные для базирования гидросамолётов (шведский крейсер «Готланд» , японский крейсер «Могами»);
  • Крейсера-вертолётоносцы , строившиеся в 1960-х годах (советские «Москва» и «Ленинград» , французский крейсер «Жанна д’Арк» , итальянские «Андреа Дориа» и «Витторио Венето»);
  • Тяжёлые авианесущие крейсера, строившиеся в СССР начиная с 1970-х годов («Киев» , «Минск» , «Новороссийск» , «Адмирал Горшков» , «Адмирал Кузнецов» и недостроенные «Варяг» и «Ульяновск»).
  • Итальянский авианесущий крейсер «Джузеппе Гарибальди» . Вошёл в строй 30.9.1985.
  • Японские зскадренные миноносцы-вертолётоносцы типа «Хюга» . В строй вошли два корабля в 2009 и 2011 годах (18.3.2009 и 14.03.2011).

С некоторой натяжкой к авианесущим крейсерам можно отнести несколько типов кораблей, которые никогда официально так не именовались, однако обладали признаками авианесущего крейсера:

  • Крейсера, которые в 1920-1930-е годы по каким-либо причинам были перестроены в авианосцы, но сохранявшие (по крайней мере некоторое время) артиллерийское вооружение (английский авианосец «Фьюриэс» , американские «Лексингтон» и «Саратога»).
  • Английские авианосцы типа «Инвинсибл» , которые в процессе проектирования именовались «крейсера со сплошной палубой» (Trough-deck cruiser), однако после вступления в строй классифицируются как лёгкие авианосцы . Первоначально эти корабли были вооружены ЗРК «Си Дарт» средней дальности, что по классификации НАТО 1970-х годов являлось признаком ракетного крейсера.

В настоящее время практически на всех боевых кораблях от корвета и выше базируется небольшое количество противолодочных и поисково-спасательных вертолётов . Поэтому с авианесущими крейсерами не следует путать современные крейсера (типов «Киров» , «Слава» , «Тикондерога»), которые в качестве штатного вооружения несут 1-3 вертолёта.

Терминология

B. КАТЕГОРИИ

(1) К капитальным кораблям относятся корабли следующих двух подкатегорий: (a) Надводные военные корабли, исключая авианосцы, вспомогательные корабли и корабли, попадающие в подкатегорию (b), стандартное водоизмещение которых превышает 10 000 т (10 160 метрических тонн) или несущие орудия калибра более 8 дюймов (203 мм);

(b) Надводные военные корабли, исключая авианосцы, стандартное водоизмещение которых не превышает 8 000 т (8 128 метрических тонн) и которые несут орудия калибра более 8 дюймов (203 мм).

(2) Авианосцы - это военные корабли, независимо от водоизмещения, построенные или переоборудованные главным образом для действий авиации. Если действия авиации не является их главным назначением, эти корабли не должны классифицироваться как авианосцы, даже при наличии полётной палубы.

Оригинальный текст (англ.)

B. CATEGORIES

(1) Capital Ships are surface vessels of war belonging to one of the two following sub-categories: (a) Surface vessels of war, other than aircraft-carriers, auxiliary vessels, or capital ships of sub-category (b), the standard displacement of which exceeds 10,000 tons (10,160 metric tons) or which carry a gun with a calibre exceeding 8 in. (203 mm.);

(b) Surface vessels of war, other than aircraft-carriers, the standard displacement of which does not esceed 8,000 tons (8,128 metric tons) and which carry a gun with a calibre exceeding 8 in. (203 mm.).

(2) Aircraft-Carriers are surface vessels of war, whatever their displacement, designed or adapted primarily for the purpose of carrying and operating aircraft at sea. The fitting of a landing on or flying off deck on any vessel of war, provided such vessel has not been designed or adapted primarily for the purpose of carrying and operating aircraft at sea, shall not cause any vessel so fitted to be classified in the category of aircraft-carriers.

Таким образом, авианосцы явно исключаются из перечня кораблей, которым разрешено проходить через черноморские проливы. Однако советские авианесущие крейсера, вооружённые мощным ракетным оружием, нельзя было однозначно отнести в категорию авианосцев.

Были и другие причины, по которым применялся термин «авианесущий крейсер»:

История

Советская авианосная программа началась с большим опозданием по сравнению с другими развитыми странами. Первая реальная возможность строительства авианосцев появилась в СССР в конце 1930-х годов, после проведения индустриализации . В это время морская авиации зарубежных стран уже вступала в пору зрелости. И.В. Сталин воспользовался открывшейся возможностью, и в 1930-х годах началась разработка двух авианосцев. Однако начало войны заставило СССР отложить эти работы в пользу более насущных задач .

В первое послевоенное время изучение американского опыта применения авианосцев в Тихом океане породило планы строительства авианосного флота, однако огромные затраты на восстановление страны заставили отложить эти планы. Усиление советских сухопутных сил в Европе было более насущной задачей, чем развитие морской авиации. Тем не менее, быстро восстановившись после войны, СССР ещё в конце 1940-х годов начал проектирование новых типов авианосцев.

Однако этим планам не дано было осуществиться. Со смертью И.В. Сталина в 1953 году к власти пришёл Н.С. Хрущёв , который негативно относился к развёртыванию обычных вооружённых сил. Это делало авианосцы объектом номер один для сокращения ассигнований. В условиях, когда в 1959 году Н.С. Хрущёв объявил о сокращении армии (демобилизации 1,2 млн. солдат и офицеров), затраты на проектирование авианосцев выглядели нежелательными. Даже после 1960 года , когда началось увеличение армии, Хрущёв оставался противником авианосцев.

Противолодочные крейсера проекта 1123


«Москва»

С уходом Н.С. Хрущёва и дальнейшим наращиванием военной мощи СССР при Л.И. Брежневе , на Южной верфи в Николаеве (верфь № 444) были заложены первые советские «авианосцы» - вертолётоносцы проекта 1123 . Головной корабль, получивший название «Москва », был спущен на воду в 1965 году и спустя два года вошёл в строй. За «Москвой» в конце 1968 году последовал «Ленинград ». Оба корабля, классифицированные как противолодочные крейсера, имели обычную силовую установку .

Это были корабли, предназначенные для уничтожения атомных подводных лодок. Корабельное противолодочное оружие состояло из пусковой установки для 450-мм ракетоторпед (могли нести также 5-кт атомную боеголовку), двух противолодочных бомбомётов РБУ-6000 и торпедных аппаратов. Для самообороны корабль имел два ЗРК с боезапасом 48 ракет и два 57-мм/80 орудия. Буксируемый сонар действовал совместно с вертолётными ГАС.

Крейсера типа «Москва» не были настоящими авианосцами, поскольку их авиагруппа состояла только из вертолётов. Тем не менее, в 1972 году на крейсере «Москва» проводились успешные экспериментальные полёты самолёта с вертикальным взлётом и посадкой Як-38М .

Проект «Орёл»

Хотя «Москва» была серьёзным шагом вперёд в строительстве авианесущих кораблей, было ясно, что её возможностей недостаточно, чтобы играть полноценную роль в операциях флота. Главной проблемой была невозможность осуществления полноценного истребительного прикрытия соединения. Советский флот сделал следующий шаг, разработав техническое задание на новый тип авианосца, способного нести самолёты .

В результате появился наиболее амбициозный советский авианосный проект под кодовым названием «Орёл». Это был проект атомного авианосца водоизмещением 80 000 т с 70 самолётами горизонтального взлёта на борту. Предполагалось, что авианосец будет нести многоцелевую авиагруппу американского типа, включающую истребители , штурмовики и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения . В отличие от американских авианосцев, «Орёл» был вооружён противокорабельными ракетами , которые стали характерной чертой всех последующих советских проектов.

Главными сторонниками классических авианосцев были министр обороны маршал А.А. Гречко и министр судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутома . Среди противников больших авианосцев были главком ВМФ СССР С.Г. Горшков , делавший ставку на подводные лодки, и куратор военно-промышленного комплекса Д.Ф. Устинов .

Проект «Орёл» так и не был реализован. После смерти маршала Гречко министром обороны стал маршал Устинов, который не разделял увлечения Гречко большими авианосцами. Группа влиятельных военных, которая считала, что по критерию цена-эффективность маленькие авианосцы с самолётами вертикального взлёта более предпочтительны, заморозила дальнейшее развитие проекта. Вместо этого был предложен компромиссный вариант авианосца типа «Киев».

Тяжёлые авианесущие крейсера типа «Киев»

ТАКР «Баку» («Адмирал Горшков»)

Пока велась борьба за полноценный советский авианосец, разрабатывался промежуточный, «эволюционный» проект. Это был авианосец с водоизмещением 40 000 т и обычной силовой установкой, авиагруппа которого состояла из 20 вертолётов и 12 самолётов вертикального взлёта и посадки. Эффективность Як-38 оказалась невысокой, малое их количество не позволяло организовавать постоянный воздушный патруль, тем не менее, «Киев» был первым авианосцем, обеспечившим советскому флоту прикрытие с воздуха. «Киев» также имел в носовой части сильное ракетное вооружение, включавшее противокорабельные ракеты, ЗРК, ПЛРК и противолодочные бомбомёты .

Головной корабль, «Киев», был спущен на воду в конце 1972 года и вступил в строй в середине 1975 года . Затем последовал «Минск» (спущен в 1975 году , в строю с 1978 года) и «Новороссийск» (спущен в 1978 году , в строю с 1982 года). Последние два были отправлены на Тихоокеанский флот, вызвав озабоченность Запада советской морской экспансией в этом регионе.

Четвёртый и последний корабль серии, «Баку», был спущен на воду в 1982 году . Он использовался как экспериментальный корабль для отработки новых технологий контроля и управления, что задержало его ввод в строй до 1987 года . Главным новшеством был плоский трёхмерный радар с ФАР , который собирались поставить на кораблях последующих типов. К сожалению, конструкторам не удалось преодолеть технические проблемы, и радар не смог полностью проявить свой потенциал (включая высокоинтегрированные системы управления боем). В дальнейшем по политическим мотивам «Баку» был переименован в «Адмирал Горшков» и использовался как тестовая платформа для нового сверхзвукового самолёта с вертикальным взлётом Як-141 .

Тяжёлые авианесущие крейсера типа «Адмирал Кузнецов»


ТАКР «Адмирал Кузнецов» в Мурманске, 2009 год

Первоначально «Киев» представлял собой промежуточный проект, необходимый до тех пор, пока не войдут в строй более мощные и полнофункциональные авианосцы. Однако политическая борьба вокруг проекта «Орёл» и растущая сила противников больших авианосцев затормозила дальнейшее развитие кораблей типа «Киев». Пятый корабль этого типа, оборудованный катапультами для запуска самолётов горизонтального взлёта, был одобрен в 1979 году, однако затем отложен .

В 1981 году министр обороны Устинов наблюдал за ходом учений «Запад-81» с борта авианесущего крейсера «Киев» и смог убедиться собственными глазами в ограниченности этого проекта. Это заставило его в конце концов поддержать дальнейшее развитие авианесущих кораблей. Конструкторские бюро начали прорабатывать различные варианты, начиная с положенного на полку «Орла» и кончая перепроектированием кораблей типа «Киев» в трамплинный авианосец. В конце концов был одобрен последний вариант.

Первый и второй корабли серии были названы «Тбилиси» и «Рига». Однако из-за антисоветских выступлений в этих городах в конце 1980-х годах они были переименованы в «Адмирал Кузнецов» и «Варяг».

Авианесущие крейсера типа «Адмирал Кузнецов» с обычной двигательной установкой имели полное водоизмещение около 60 000 т и впервые в СССР несли самолёты горизонтального взлёта. Это были морские модификации истребителей червёртого поколения, такие как Су-27К (позднее переименованные в Су-33) и МиГ-29К , а также модифицированный Су-25 и несколько планировавшихся к разработке новых самолётов. На носу у «Адмирала Кузнецова» был трамплин с наклоном около 12°, который позволял обычным самолётам взлетать с относительно коротким разбегом. В дополнение к авиации на корабле были установлены 12 пусковых установок для противокорабельных ракет, зенитные ракетные комплексы и противолодочные бомбомёты РБУ-12000. Как и «Адмирал Горшков», «Адмирал Кузнецов» имел радар трёхмерного обзора с ФАР, однако на «Варяге» этого радара не было, поскольку от него пришлось отказаться из-за проблем с доводкой.

«Адмирал Кузнецов» был спущен на воду в 1985 году , политические события конца 1980-х годов отодвинули его принятие в строй до 1991 года , а полностью боеспособным он стал в 1995 году . «Варяг» был спущен на воду в 1988 году , но достроен уже во флоте Китая через 24 года.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск»

«Ульяновск» практически повторял проект «Орёл». Его водоизмещение составляло 75 000 т, взлёт самолётов впервые в советском флоте должен был обеспечиваться паровыми катапультами, а энергетическая установка впервые для авианесущих крейсеров предусматривалась атомной. Головной корабль был заложен на Южной верфи в Николаеве в конце

Следует отметить, что между советскими авианесущими крейсерами и классическими американскими авианосцами нельзя поставить знака равенства. В ВМФ СССР корабли классифицировались по специализации, водоизмещению и вооружению. Так, авианесущий крейсер "Киев" отличается от авианосца Kitty Hawk с обычной энергетической установкой меньшими (в два раза) водоизмещением и количеством (в три раза) находящихся на борту самолетов. Однако превосходит его в размещаемом на борту вооружении – Kitty Hawk располагает только зенитными артиллерийскими и ракетными комплексами Phalanx, Sea Sparrow и Sea RAM. Собственно авианосцам, действующим исключительно в составе корабельной ударной группы, свое ударное оружие ни к чему. В боевой обстановке после поднятия авиакрыла в воздух АВ формально перестает быть мишенью, ибо он выполнил свою задачу. Дальнейшие события, в т.ч. судьбы пилотов с авианосца, отражаются лишь в сводках о восполнимых или невосполнимых боевых потерях. Таким образом, ПКР П-500 являются своеобразным признаком, рознящим советский авианесущий крейсер и американский авианосец. В отличие от последнего, располагающего только конструктивной защитой корпуса и средствами обороны ближнего рубежа, крейсер типа "Киев" способен постоять за себя и в одиночку.

"Адмирал Горшков" на переходе морем. Фото из личного архива автора


Советская смекалка в классификации авианесущих кораблей позволяла обходить международные правовые препоны, касающиеся присутствия авианосного флота в Черноморском бассейне. Дело в том, что "кузницей" крейсерской серии "Киев", изготовленной по ленинградским чертежам, являлся Черноморский судостроительный завод в городе Николаеве, располагающий наклонным стапелем и козловым краном для постройки крупнотоннажных судов. Международной Конвенцией Монтре от 20.07.1936 года, регулирующей судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы, пребывание военного флота страны нечерноморского бассейна ограничено общим водоизмещением в 45000 тонн, т.е. американские авианосцы не могут зайти в Черное море даже без кораблей охранения. В то же время Конвенция разрешает одиночный проход через проливы военного корабля водоизмещением более 15000 тонн, если он относится к классу линейных кораблей (battleship). Крейсера типа "Киев" были представлены Турции – стране, контролирующей соблюдение Конвенции, именно как "battleship", что позволило кораблям при проходе черноморских проливов обходить не только "банки", но и "острые углы" международного морского права.

СНВ-3 как панацея стратегической стабильности

Вверх