Среда обитания земноводных и пресмыкающихся. Фауна южной америки - млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, насекомые и рыбы

Дом сотен тысяч видов фауны и крупнейшего тропического леса в мире, Южная Америка является континентом с различными природно-климатическими зонами - от ледников до пустынь. Животный и состоит из огромного разнообразия уникальных животных, некоторые из которых эволюционировали в относительной изоляции. Лишь несколько миллионов лет назад был сформирован Панамский перешеек, обеспечивший небольшой миграционный коридор для южно и североамериканских животных. Ниже представлен список и краткая характеристика ярких представителей фауны Южной Америки, рассортированных по следующим группам: млекопитающие, амфибии, рептилии, птицы, насекомые и рыбы.

Млекопитающие

Агути

Агути - грызун из тропических лесов Центральной и Южной Америки, похож на большую морскую свинку. Его грубая шерсть покрыта маслянистым веществом, которое действует как защитный плащ. На задней части тела, шерстяной покров более длинный. Агути имеет по пять пальцев на передних лапах и по три на задних. Как и многие грызуны, они изящно ходят на пальцах, а не на всей стопе.

Несмотря на то, что его трудно увидеть, агути действительно имеет хвост: он очень маленький, похожий на темную фасоль, приклеенную к задней части тела животного.

Андский или очковый медведь


Андский медведь из Южной Америки также известен как , имеет характерные светлые пятна вокруг глаз, которые могут выглядеть как очки и выделяются на фоне черного или темно-коричневого меха. Эти метки часто распространяются на грудь животного, придавая каждой особи уникальный внешний вид и помогают исследователям с легкостью идентифицировать этот вид.

Это единственный вид медведей в Южной Америке, с длиной тела 1,5-1,8 метра и весом 70-140 кг. Самцы на 30-50 % больше, чем самки.

Броненосцы


Броненосцы имеют действительно странный внешний вид. Хотя большинство видов броненосцев выглядят лысыми, у них есть волосяной покров на боках и животе (к примеру, ).

У этих животных есть панцирь, который состоит из полос. Количество полос зависит от вида животного. Хотя полосы жесткие, как ногти, панцирь является гибким, с более мягкой кожей, которая расширяется и сжимается между полосами. Броненосцы также имеют длинные когти для рытья и поиска пищи. Их любимой едой являются термиты и муравьи.

Выдры


Выдры являются единственными серьезными пловцами в семействе куньих. Они проводят большую часть своей жизни в воде, так отлично для этого приспособленные. Их гладкие, обтекаемые тела идеально подходят для погружения под воду и плавания. Выдры также имеют длинные, слегка сглаженные хвосты, которые двигаются со стороны в сторону и помогают им плыть. Задние ноги используются в качестве руля, чтобы управлять телом в воде.

Гигантский муравьед


Название связано с любимой пищей этого животного - муравьями. У него вытянутая морда, которая напоминает трубку. Это уникальное животное Южной Америки является самым крупным из отряда неполнозубые. Гигантский муравьед похожего размера с золотистым ретривером, но толстые и густые волосы делают его внешний вид более массивным.

Серые волоски муравьеда на ощупь как солома и особенно длинные на хвосте (до 40 сантиметров). Он имеет полосу белого, рыжего или серого цвета, которая начинается на груди и простирается до середины спины. Под этой полосой находится темный воротник. Волосатый и пушистый хвост часто используется как одеяло или зонтик. Удлиненная голова и нос гигантского муравьеда прекрасно приспособлены для ловли муравьев и термитов.

Горный лев


Эта дикая кошка из семейства кошачьих (Felidae) , имеет несколько названий: горный лев, пума, кугуар. Но независимо от того, как вы ее называете, это все то же животное, крупнейшее в подсемействе малые кошки (Felinae) . Так почему у пумы так много названий? Дело в том, что они имеет широкий диапазон обитания, и люди из разных стран давали им разные названия.

Ранние испанские исследователи Северной и Южной Америки назвали его leon (лев) и gato monte (горная кошка), откуда и пошло название "горный лев". "Пума"- это имя пошло от инков. Слово "Кугуар" пришло из старого южноамериканского слова cuguacuarana , которое было сокращено до названия кугуар. Все эти названия считаются правильными, но ученые, как правило, предпочитают пуму. В Южной Калифорнии, они обычно называются горными львами.

Гуанако


Пеликаны


Пеликанов определить достаточно легко, ведь они единственные птицы, которые имеют мешок под клювом, используемый для ловли рыбы. Пеликаны - это большие птицы с короткими ногами, и на суше ведут себя довольно неуклюже. Благодаря перепончатым лапам, они являются отличными пловцами. Птицы используют свой клюв, чтобы покрыть перья водонепроницаемым маслом из железы у основания хвоста.

Пеликаны великолепно летают, однако при отсутствии ветра, полет может быть сложной задачей для этих птицы. Чтобы получить достаточную скорость для взлета, пеликан должн бежать по воде, размахивая большими крыльями и перебирая ногами.

На территории Южной Америки встречается вид Pelecanus thagus, который до 2007 года считался подвидом американского бурого пеликана. Он предпочитает скалистые побережья, в отличии от деревьев. Численность популяции насчитывает около 500 тыс. особей.

Попугаи


В настоящее время насчитывается до 350 видов попугаев. Несмотря на то, что виды сильно отличаются друг от друга во многих отношениях, все попугаи имеют изогнутый клюв, особое строение пальцев, питаются орехами, семенами, фруктами и насекомыми. Попугаи обладают толстыми, сильными клювами, которые идеально подходят для дробления жестких орехов и семян.

В Южной Америке встречаются попугаи из подсемейства настоящие попугаи (Psittacinae) .

Южноамериканская гарпия


Южноамериканская гарпия - легендарная птица, хотя мало кто видел ее в дикой природе. Эта темно-серая хищная птица имеет очень характерный вид. Когда птица ощущает угрозу, перья на верхней части головы поднимаются вверх, образовывая воротник в виде "рожек". Небольшие серые перья формируют диск вокруг головы, который улучшает слух птицы, как у сов.

Как и большинство видов ястребиных, самка "гарпии" почти вдвое больше, чем самец. Ноги южноамериканской гарпии могут быть столь же толстыми, как запястье маленького ребенка, а изогнутые задние когти больше, чем у медведя гризли, и составляют около 13 сантиметров в длину. Гарпия не самая большая хищная птица на континенте (этот титул принадлежит андскому кондору), но все же это довольно тяжелые и мощные существа.

Насекомые

Бабочки


Существует около 165000 известных видов бабочек, найденных на всех континентах, кроме Антарктиды, а также эти насекомые имеют широкое разнообразие цветов и размеров. Самые крупные виды могут достигать 30 сантиметров в диаметре, в то время как наименьшие - не больше спичечной головки.

Самыми известными бабочками Южной Америки являются дневные бабочки из рода морфо (Morpho ), бабочки из рода грета (Greta) .

Жук-геркулес


Этот вид является одним из самых крупных жуков на планете. Длина тела взрослой особи варьируется в пределах от 80 до 170 мм. Тело покрыто короткими волосками. Надкрылья жука желто-оливкового цвета. На голове и переднеспинке находятся рога.

Муравьи


Муравьи являются одними из самых распространенных насекомых на земле, а их вклад в экосистему имеет важное значение.

Одним из ярких жителей материка является крупный тропический муравей Paraponera clavata, который обладает очень сильным ядом, превосходя по силе яд любых ос и пчел. Длина тела 18-25 мм, окрас буро-черный.

Паукообразные

Пауки


Пауки имеют плохую славу и внушают страх многим людям. Но лишь немногие виды опасны для человека, и кусают в том случае, если чувствуют опасность. Пауки не относятся к насекомым из-за определенных анатомических отличий. Например, у пауков есть две основных части тела: переданная часть называется головогрудь, а задняя - нерасчлененное брюхо; насекомые имеют три части тела: голова, грудь и брюхо. У пауков восемь лап, в то время как у насекомых - шесть.

Пауки-птицееды из семейства Theraphosidae являются одними из самых крупных пауков в мире. Они встречаются не только в Южной Америке, но и на остальных континентах за исключением Антарктиды. Их рацион достаточно разнообразен и вопреки своему названию, они не всегда питаются мясом птиц. У всех видов есть яд, но в разном количестве. Яд не является смертельным для взрослого и здорового человека, чего нельзя сказать о маленьких детях и людях, чувствительных к нему.

Скорпионы


Скорпионы принадлежат к отряду членистоногих. Они предпочитают жаркие климатические условия и ведут наземный образ жизни. Существует около 1750 видов скорпионов, но только 50 являются опасными для людей из-за яда. К головогруди прикреплены шесть пар конечностей, четыре из которых предназначены для передвижения.

Это живородящие животные, они проходят жизненный цикл без метаморфоза. Скорпионы ведут ночной образ жизни и способны быстро бегать. Рацион питания состоит из насекомых и паукообразных. Яд большинства видов безвреден, однако некоторые особи опасны и могут быть причиной летального исхода, особенно это касается детей.

В Южной Америки встречаются скорпионы из следующих семейств: Buthidae, Chactidae, Scorpionidae, Euscorpidae, Hemiscorpiidae, Bothriuridae .

Рыбы

Арапаима


Арапаима считается одной из крупнейших пресноводных рыб планеты, с длиной тела около 2 метров. Тело рыбы длинное и немного сплюснутое, покрытое чешуей. Она распространена в реке Амазонка. Рацион составляют рыбы, мелкие животные и птицы.

Обыкновенная пиранья


Обыкновенная пиранья - вид рыбы, который получил репутацию опасного хищника для людей и животных. Длина тела варьируется в пределах от 10 до 15 см, а вес в пределах 1 кг. Эта рыба характеризуется плоскими и острыми зубами, которыми они впивается в свою жертву. У них очень тонкое обоняние, благодаря которому, пираньи могут распознать кровь с большого расстояния. Их рацион состоит из рыб и птиц.

Сом-плоскоголовик


Сом-плоскоголовик - еще один вид лучеперых рыб, обитающих только в пресноводных реках Южной Америке. Он может достигать длины тела около 1,8 м и массы 80 кг. Эти яркие сомы имеют коричневатую спину, а также оранжево-красные спинные и хвостовые плавники. На верхней и нижней челюсти есть усики. Эти рыбы способны издавать звуки, распространяющиеся на расстояние до 100 метров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Класс земноводных (амфибий)

В настоящее время этот класс насчитывает около 4 тыс. видов. Земноводные дышат легкими и влажной кожей (от трети до половины кислорода они получают через кожу, через нее же выводят значительную часть углекислого газа). У некоторых земноводных сохраняются наружные жабры. В ходе эволюции земноводные приобрели два круга кровообращения и развили лимфатическую систему. Головной мозг земноводных сложнее, чем у рыб, он уже делится на два полушария. Все земноводные - хищники, питающиеся в основном насекомыми, а также пауками, червями, слизнями. Крупные тропические лягушки могут заглатывать мышей и птенцов.

Любопытный факт: выйдя из моря на сушу, земноводные в конце концов совсем отказались от морской воды, предпочитая ей пресную воду. Дело в том, что земноводные вынуждены в больших количествах получать воду прямо через кожные покровы. Но это возможно лишь при условии, что соленость воды снаружи тела организма будет меньше, чем внутри. Поэтому-то современные земноводные предпочитают иметь дело с пресными водоемами. Если же они попадают в соленую морскую воду, то их организм обезвоживается и они быстро погибают. Так что моря и океаны для земноводных являются принципиально неодолимой преградой.

Отметим три отряда земноводных. Отряд хвостатых земноводных: саламандры, тритоны. Отряд бесхвостых земноводных: лягушки, жабы. Отряд безногих земноводных:

Класс пресмыкающихся (рептилий)

амфибии млекопитающий биосфера

От былого многообразия рептилий в настоящее время сохранились всего 8 тыс. видов.

Заметим, что дыхание у пресмыкающихся исключительно легочное, кожа сухая. Имеются два круга кровообращения. Тело покрыто роговыми чешуйками, или щитками. Они защищают тело от высыхания, но мешают росту особи; поэтому почти все пресмыкающиеся линяют. Большинство -наземные животные. Некоторые виды обитают в воде. Водные пресмыкающиеся, как и наземные, дышат атмосферным воздухом, а для размножения выходят на берег, где и откладывают яйца (так поступают черепахи и крокодилы).

Отметим отряды современных пресмыкающихся. Отряд черепах. Различают морских черепах и наземных. Наземных черепах подразделяют на сухопутных и пресноводных.

Морские черепахи: зеленая черепаха, кожистая черепаха, бисса. Морские черепахи, как правило, весьма крупные (до 0,5 т), они прекрасно плавают, развивая скорость до 10 км/ч, и преодолевают тысячекилометровые расстояния, строго «придерживаясь курса». Куда же может держать курс морская черепаха? А курс этот от места привычного для данной черепахи «выпаса» (какого-то места с богатыми зарослями водорослей) к тому песчаному пляжу, который эта черепаха уже давно облюбовала как место, где она откладывает яйца и закапывает их в песок. И ничего, что при этом приходится проделать тысячекилометровый путь по морю. Подобные морские заплывы черепахи выполняют не в одиночку, а собравшись в стаю.

Сухопутные черепахи морских путешествий, конечно, не предпринимают. Они всю жизнь (а она у них длинная - до 100-150 лет) проводят на каком-нибудь острове или в какой-то определенной местности. Вот некоторые сухопутные черепахи: средиземноморская, кровельная, среднеазиатская, австралийская змеиношейная, звездчатая. Сухопутные черепахи относительно невелики, но есть среди них исключение - слоновая черепаха (длина 110 см, масса 400 кг), живущая на Галапагосских островах в Тихом океане.

Отметим, наконец, некоторых пресноводных черепах: каймановую, каспийскую, дальневосточную, матамату, аррау (тартаругу). У нас часто встречается болотная черепаха. Ночью она спит на дне (там же, закопавшись в ил, и зимует), а по утрам и днем охотится в воде и на суше на разных насекомых, червей, мелких моллюсков.

Разнообразие черепах демонстрируют рисунки на с. 413. Там приведены в качестве примера 18 видов черепах.

Отряд чешуйчатых. Этот отряд включает в себя ящериц и змей.

Ящерицы достаточно многообразны. Отметим хорошо всем известных зеленую и живородящую ящериц, желтопузика, варана, хамелеона, а также метровую галапагосскую морскую игуану (единственную ящерицу, освоившую водную стихию). Менее известны ящерицы семейства агамовых с головой, покрытой мелкими роговыми щитками и чешуйками (длина тела до 45 см): летающий дракон (у него есть оранжевые крылышки, которые позволяют ему планировать при прыжках), ушастая круглоголовка (она умеет устрашающе гримасничать), молох (он от носа до кончика хвоста и лап усеян роговыми шипами). Весьма забавны самые мелкие (3,5 см) ящерицы гекконы, называемые также цепколапыми. Они могут бегать по стенам и потолку.

Змеи еще более многообразны, чем ящерицы. Одна из характерных особенностей змей - это исключительная растяжимость змеиной пасти, благодаря чему змеи могут проглатывать животных, не уступающих им по величине. Ни одна змея не может жевать свою добычу или откусывать от нее куски, а заглатывает ее только целиком. При линьке змея сбрасывает кожу единым куском, выворачивая ее словно чулок.

Отметим некоторые семейства змей.

Семейство ложноногих. Это самые крупные современные змеи (до 10 м). Сюда относятся живородящие удавы (в частности, водяной удав анаконда) и яйцекладущие питоны (например, сетчатый и тигровый).

Семейство гадюковых: гадюки обыкновенная, степная, кавказская, малоазиатская, гюрза (до 2 м), эфа. Все эти змеи ядовитые, все они опасны для человека. Обитающая в песках Средней Азии эфа держит печальное первенство по количеству погибших от ее яда людей.

Семейство аспидовых - это крупные (до 5,5 м) ядовитые змеи: очковая змея (индийская кобра), королевская кобра (гамадриад), африканская плюющая кобра (она плюет ядом на расстояние до 3 м), живущая на деревьях мамба. Аборигены Африки больше всего боятся именно мамбы. Смерть от ее укуса может наступить уже через 20-30 минут; змея необычайно быстрая - даже по земле она движется со скоростью до 15 км/ч.

Семейство ямкоголовых (это тоже ядовитые змеи): гремучая змея, щитомордник.

Семейство ужовых. Здесь представлены безобидные для человека обычный уж, водяной уж, полоз. Здесь же и медянка, которую многие ошибочно считают ядовитой. Но есть среди ужовых и ядовитые змеи: бойга, стрела-змея.

Отряд крокодилов. Представители отряда: нильский крокодил, гребнистый крокодил, аллигатор (кайман). Все они весьма опасны для людей. А вот обитающий в Индии и Индонезии гавиал (до 6,6 м) для человека безопасен.

Класс птиц

В настоящее время на Земле обитают примерно 9 тыс. видов птиц. Как тебе уже известно, птицы произошли от рептилий. Они сохранили немало общего с рептилиями. Недаром птиц иногда называют «оперенными теплокровными рептилиями». Птичьи перья произошли от чешуи рептилий. Обрати внимание: на ногах птиц до сих пор сохранились чешуйки. О рептилиях-предках напоминает также птичий клюв. Как и рептилии, птицы являются яйцекладущими животными.

Затраты энергии на полет более высоки по сравнению с затратами энергии на бег или плавание. По этой причине жизненные процессы у птиц протекают весьма интенсивно. Значит, птицы вынуждены поглощать довольно много пищи. Умение летать увеличивает возможности добывать пищу, но оно же, это умение, требует больше пищи.

Или никуда особенно не спешить и при этом обходиться попадающейся время от времени пищей. Или, напротив, быстро двигаться, летать и при этом постоянно отыскивать и находить пищу. Древние рептилии, «выбравшие» первый путь, превратились в современных пресмыкающихся. Рептилии, «выбравшие» второй путь, стали современными птицами. Оба варианта оказались жизнеспособными. Но, по-видимому, они не были оптимальными, как и всякие крайности. Оптимальный вариант природа нашла в лице млекопитающих. Но прежде, чем мы перейдем к классу млекопитающих, уделим немного внимания систематике птиц. Она того заслуживает.

Большинство биологов распределяют птиц по 26 отрядам. Отметим некоторые из них. Прежде всего два отряда нелетающих птиц.

Отряд пингвинов и отряд страусов. Пингвины не летают, но зато они прекрасно плавают и, конечно, передвигаются на суше, хотя и не очень быстро. Императорский пингвин, например, может плыть со скоростью 40 км/ч и больше. Он прекрасно ныряет и может достигать глубины в 200 м. Пингвин этот наиболее крупный из всех пингвинов - его длина составляет 120 см (наверное, правильнее говорить не о длине, а о высоте тела). Самые короткие пингвины - галапагосские (40 см). Страусы - самые крупные из современных птиц. Они не только не летают, но и не плавают. Зато они прекрасно бегают, развивая скорость до 50-60 км/ч. Самые малые страусы - это страусы киви (высота до 60 см, масса до 3,5 кг). Самые крупные - африканские страусы (до 3 м, до 150 кг). Среднее положение занимают американские страусы нанду и австралийские страусы эму (до 2 м, до 80 кг).

Все остальные отряды птиц - это летающие птицы (как и положено птицам). Некоторые из них к тому же хорошие пловцы и ныряльщики.

Отряд буревестникообразных: буревестники, альбатросы.

Отряд пеликанообразных (веслоногих): бакланы, пеликаны, фрегаты, фаэтоны, олуши. Виртуозно летающие фрегаты «славятся» своим разбойным нравом. Олуши славятся умением нырять. Они могут нырять с высоты 20-40 м (с высоких скал) на глубину до 50 м.» Отряд аистообразных (голенастых): цапля, аист ибис, фламинго, выпь. Отряд гусеобразных: гусь, лебедь, утка.

«Отряд соколообразных, или дневных хищных птиц: сокол, сапсан, пустельга, орел, гриф, орлан, ястребы (тетеревятник, перепелятник, гарпия), коршун, кречет, лунь. Сапсан может считаться самой быстрой птицей. Когда он пикирует на добычу, то развивает скорость полета до 180 км/ч.

Отряд куриных: куры, куропатки, перепел, глухарь, тетерев, фазан, павлин, индюк, рябчик, цесарка.

Отряд журавлеобразных: журавль, коростель, дрофа.

Отряд ржанкообразных: чайки, ржанки, крачки, кулик, бекас, дупель, вальдшнеп. Крачка полярная ежегодно совершает самый длинный перелет (до 30 тыс. км). В нашу осень она летит из Арктики в Антарктику, а нашей весной летит обратфно - из Антарктики в Арктику.

Отряд голубеобразных: голуби, рябки.

Отряд попугаев.

Отряд совообразных, или ночных хищных птиц: сова, сипуха, сплюшка, филин, неясыть, сыч.

Отряд стрижеобразных (длиннокрылых): стриж, колибри. Колибри - самые маленькие птицы. Их высота от 6 до 20 см, масса от 2 до 20 г. Летают со скоростью до 80 км/ч. При этом маленькие колибри делают до 80 взмахов крыльями в секунду.

Отряд дятлообразных: дятел, тукан. Отряд воробьинообразных: воробей, жаворонок, ворона, ворон, грач, дрозд, поползень, синица, ласточка, сойка, соловей, скворец, снегирь, райская птица, лирохвост, зяблик, щегол, клёст, чиж, вьюрок, зеленушка, овсянка, мухоловка, варакушка, иволга, пеночка, королёк.

Отряд воробьинообразных - самый многочисленный.

Класс млекопитающих, или зверей

Хотя сегодня нашу планету можно назвать «планетой млекопитающих», однако число видов обитающих на ней млекопитающих не так уж велико - около 4 тыс. видов. Один из этих видов - человек.

В класс млекопитающих особняком входит подкласс однопроходных.

Биологи называют их также первозверями. Однопроходные сохранили клоаку - общую полость, куда впадают выводные отверстия кишечника, мочевого пузыря и половых путей. Клоака характерна для пресмыкающихся и птиц. Однопроходные не рожают живых детенышей, а откладывают яйца, что тоже характерно для пресмыкающихся и птиц. Живут однопроходные в Австралии - это ехидна и утконос.

Остальных млекопитающих (настоящих зверей) обычно подразделяют на одиннадцать отрядов: сумчатые, насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищники, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы. В отдельный отряд выделяют слонов. Происхождение различных отрядов млекопитающих мы с тобой уже рассматривали в п. 3.6 (вспомни схему, представленную в том параграфе).

Отряд сумчатых: кенгуру, опоссум, сумчатый медведь (коала), сумчатый крот, сумчатый волк, сумчатая куница. У самок большинства сумчатых есть выводковая сумка (в виде кожной складки), в которую открываются соски. Детеныш рождается недоношенным и некоторое время развивается, находясь в сумке.

Отряд насекомоядных: крот, еж, выхухоль, землеройка.

Отряд рукокрылых: крыланы, летучие мыши, вампиры. Передние конечности этих млекопитающих превратились в подобие крыльев, благодаря чему они могут летать.

Отряд грызунов - наиболее многочисленный отряд млекопитающих (свыше 1/3 всех видов млекопитающих): семейство Хомяковых (хомяки, песчанки, полевки), семейство мышиных (мыши, крысы), семейство беличьих (белки, сурки, нутрии, суслики, бурундуки), тушканчики, дикобраз, бобр, шиншилла.

Отряд зайцеобразных: зайцы, кролики, пищухи.

Отряд хищников: семейство кошачьих (кошка, рысь, пума, пантера, лев, тигр, леопард, ягуар, снежный барс, гепард); семейство собачьих (волк, шакал, койот, динго, лисица, песец), гиены; семейство медвежьих - самых крупных современных хищников (медведи: бурый, белый, гризли, бамбуковый, или большая панда), еноты; семейство куньих - хищники с самым лучшим мехом (соболь, куница, хорек, горностай, норка, выдра, ласка, барсук, росомаха). Отряд ластоногих: тюлень, морж, морской котик, нерпа, морской слон, морской леопард, сивуч. Это тоже хищники, но только прекрасно приспособившиеся к водной среде. Их конечности превратились в ласты. Ныряют в глубину до 500 м, могут проводить под водой до 30 минут. Но детенышей рожают на берегу. Различные представители отряда ластоногих изображены на с. 418. Отряд китообразных - млекопитающие, окончательно вернувшиеся с суши в море. Именно вернувшиеся. Тело у них вторично приобрело рыбообразную форму, исчезли шерстяной покров, ушные раковины, задние ноги, а передние превратились в плавники-рули. Однако к жаберному дыханию они не вернулись и могут проводить под водой ограниченное время (до одного-полутора часов). Синий кит - самое большое когда-либо существовавшее на Земле животное. Его длина достигает 35 м, а масса 150 т. До 18 м дорастает горбатый кит (горбач), до 20 м - кашалот. Великолепные представители отряда китообразных - дельфины (афалина, касатка, белобочка, гринда, иния). Дельфины способны к звукоподражанию, легко поддаются дрессировке, прекрасно относятся к людям. Тут есть над чем задуматься. На с. 419 представлены китообразные. Они подразделяются на два подотряда: усатых китов (у них вместо зубов роговые пластины - китовый ус) и зубатых китов (к ним относятся, в частности, дельфины). Внешне многие китообразные похожи на рыб; однако это не рыбы, а млекопитающие. Отряд непарнокопытных: тапир, носорог, семейство лошадей (лошадь, осел, зебра, кулан).

Отряд парнокопытных (эти животные опираются на раздвоенное копыто, являющееся преобразованными третьим и четвертым (пальцами). Различают подотряды нежвачных и жвачных парнокопытных. Нежвачные: кабан, бегемот, свинья. Жвачные: семейство оленей (олень, марал, косуля, лось), жирафа, верблюд, семейство полорогих (антилопа, газель, джейран, сайгак, козел, баран, овца, бык, як, бизон, зубр, буйвол). Об отряде приматов мы весьма подробно говорили в теме 4, когда рассматривали основные этапы антропогенеза.

Термин «биосфера» появился в научной литературе более ста лет тому назад. Его ввел в 1875 году австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831-1914) в своей работе, которая была посвящена геологии Альп. Зюсс не потрудился дать определение введенного им термина; просто по аналогии с атмосферой, гидросферой и литосферой он предложил рассматривать еще одну «сферу» Земли - сферу жизни.

Однако понятие биосферы возникло отнюдь не случайно. Можно сказать, что в те времена оно буквально носилось в воздухе. За девять лет до упомянутой выше работы Зюсса появился труд немецкого геолога Эрнста Геккеля (1834-1919) «Общая морфология организмов», где впервые была озвучена экология - общая наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды. Пройдет немного времени - и биосфера окажется одним из основных понятий этой науки. В 1868 году российский естествоиспытатель, почвовед Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) публикует труд под названием «К учению о зонах природы», где пишет о «вековечной и закономерной связи, которая существует между мертвой и живой природой». Докучаев ставит вопрос о необходимости перехода от раздельного изучения живых организмов и минералов к изучению их как некой общей системы с многими взаимосвязями. Впоследствии эту систему все будут называть биосферой.

Фактически работы Геккеля и Докучаева уже позволяли сформулировать понятие биосферы. Однако сделано это было лишь в 1926 году - когда вышла в свет книга «Биосфера», написанная выдающимся российским естествоиспытателем и мыслителем Владимиром Ивановичем Вернадским (1963-1935). Он по праву считается создателем целостного учения о биосфере.

Итак, что же такое биосфера? Что представляет собой так называемая «сфера жизни»?

Под биосферой принято понимать своеобразную земную оболочку («сферу»), включающую в себя всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с живыми организмами (или же находилась в таком обмене в прошлые времена). Согласно современным представлениям, главная, определяющая особенность биосферы состоит не просто в том, что она включает в себя всю совокупность живых организмов на Земле, а в том, что благодаря такому включению та оказывается важнейшим средообразующим фактором. Это означает, что биосфера в существенной мере формирует весь облик нашей планеты. Благодаря наличию живых организмов световая энергия солнечного излучения улавливается планетой и переходит в химическую энергию органических соединений. Используя накопленную организмами энергию, биосфера осуществляет глобальные химические процессы, организует на Земле непрерывные, никогда не прекращающиеся круговороты вещества и энергии (через посредство так называемых биогеохимических циклов).

Всю совокупность живых организмов называют также живым веществом планеты (термин «живое вещество» ввел В.И. Вернадский). По подсчетам ученых, общая масса всех живых организмов в пересчете на сухое вещество (иначе говоря, биомасса планеты) составляет 2,42 триллионов тонн. При этом только 0,13% биомассы сосредоточено в океанах, а вся остальная биомасса приходится на материки и острова (сюда включены птицы, коль скоро они выводят птенцов на суше). Если сравнивать биомассу животных и растений, то оказывается, что на суше существенно преобладают растения: 99,2%) приходится на растения и только 0,8% -на животных. А вот в океанах картина обратная. Там биомасса растений составляет всего 6,3% , а остальные 93,7%) - это биомасса животных.

Так как общая биомасса океанов значительно уступает общей биомассе материков, то получается, что в основном на Земле обитают автотроф-ные организмы. Нелишне еще раз напомнить, что именно автотрофные организмы улавливают энергию солнечного света и запасают ее в химических связях тех органических соединений, которые эти организмы создают из воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза. Исходя из приведенных выше процентов, ты можешь, воспользовавшись калькулятором, без труда подсчитать, что на автотрофные организмы приходится 99,072%) всей биомассы планеты и, значит, на гетеротрофные организмы (включающие в себя грибы и всех животных, в том числе человека) приходится всего лишь 0,928%. Меньше одного процента!

Итак, биомасса планеты составляет 2,421012 т. Но кроме живых организмов в состав биосферы входит также та часть вещества планеты, которая находится или находилась в обмене энергией и веществом с организмами. Насколько велика эта часть вещества планеты? Чтобы оценить ее, надо уточнить, какие объемы планеты охватывает биосфера, т.е. определить границы, биосферы. Современная жизнь распространена в верхней части литосферы, нижних слоях атмосферы и во всей гидросфере. А что такое «верхняя часть литосферы»? В настоящее время принято считать, что нижняя граница биосферы опускается в среднем на 2-3 км на суше и на 1-2 км под дно океана. В атмосфере биосфера простирается примерно до высоты озонового слоя (20-25 км), который, как тебе известно, служит естественным экраном, защищающим земную жизнь от губительной для нее ультрафиолетовой части солнечного излучения. Общая масса биосферы составляет примерно 3 * 1018 т. Таким образом, лишь одна миллионная часть общей массы биосферы приходится на биомассу.

Сопоставь числа:

масса Земли равна 61021 т;

масса биосферы равна 3101к т (т.е. в две тысячи раз меньше);

биомасса равна 2,41012 т (т.е. еще в миллион раз меньше).

А теперь задумайся: биомасса составляет миллиардную долю массы земного шара, однако эта ничтожная доля коренным образом преобразовала и продолжает преобразовывать облик планеты! Согласись, тут есть над чем задуматься.

Здесь следует напомнить тебе наш разговор об энергии солнечных лучей в живых организмах в п. 4.4 в первой части книги «Микромир и Вселенная». Там отмечалось, что зеленая масса растений усваивает только 0,33% энергии солнечного излучения, попадающего на нашу планету. Это означает, что остальные 99,67% энергии частично отражаются от Земли, а частично идут на нагревание атмосферы, а также приповерхностных слоев суши и океанов. Эта энергия производит перемещения воздушных и водных масс, а также круговорот воды на планете. По сравнению с этими энергетическими затратами представляются ничтожными те три десятых процента энергии, которые улавливают автотрофные организмы. Однако именно эти три десятых процента уловленной растениями солнечной энергии позволяют биосфере играть значительную роль в глобальных геохимических процессах, преобразующих облик планеты.

Но вернемся к биосфере и отметим четыре основных типа вещества, составляющих ее. Это, во-первых, живое вещество, т.е. совокупность всех ныне живущих организмов. Во-вторых, это так называемое биогенное вещество - оно в настоящее время уже не живое, так как возникло из организмов, живших раньше (например, известняки, горючие ископаемые, в частности каменный уголь). В-третьих, это так называемое косное вещество - оно образовано процессами, в которых живые организмы не участвовали (например, изверженные горные породы). В-четвертых, это так называемое биокосное вещество - оно создается одновременно и процессами неживой природы (косными процессами), и живыми организмами. Пример такого вещества - почва. По выражению В.И. Вернадского, это вещество «создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других». Ученый подчеркивал, что организмы играют в биокосном веществе ведущую роль.

Биосфера представляет собой глобальную открытую систему со своим «входом» и «выходом». На «входе» происходит улавливание световой энергии солнечного излучения автотрофными организмами. «Упакованная» в химических связях органических соединений, синтезированных автотрофными организмами, эта энергия обеспечивает всю жизнедеятельность живого вещества, благодаря которой на планете и совершаются глобальные геохимические процессы. На «выходе» происходит выбывание из биологического круговорота каких-то веществ, так что можно говорить, что биосфера «имеет выход в геологию».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Происхождение, внутреннее и внешнее строение рептилий, их разновидности: ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи, гаттерии. Структура скелета пресмыкающихся. Особенности кровеносной и нервной системы, органов дыхания, процессов питания и размножения.

    презентация , добавлен 18.04.2011

    Особенности среды обитания земноводных (лягушек, жаб, тритонов и саламандр). Зависимость температуры тела земноводных от температуры окружающей среды. Польза земноводных для сельского хозяйства. Отряды земноводных: безногие, бесхвостые и хвостатые.

    презентация , добавлен 28.02.2011

    Древние и современные отряды пресмыкающихся. Покров, нервная система, дыхательная система, кровеносная, пищеварительная, выделительная и половая системы пресмыкающихся. Смена рогового покрова. Представители отряда черепахи. Змеи, амфисбены, ящерицы.

    презентация , добавлен 21.01.2014

    Общая характеристика отряда гусеобразных, их особенности и отличительные черты, летательные способности птиц. Круг распространения гусеобразных и места их наибольшего скопления. Рацион птиц и особенности их размножения, классификация и систематика.

    доклад , добавлен 02.04.2009

    Общая характеристика парнокопытных животных как отряда плацентарных млекопитающих. Классификация подотрядов парнокопытных, описание среды обитания и области распространения в природе. Определение значения представителей парнокопытных в жизни человека.

    презентация , добавлен 26.12.2011

    Грызуны как самый обширный отряд млекопитающих, структура данного отряда и его биологические особенности. Общая характеристика и признаки, размеры и форма тела данных животных, их питание и размножение. Типы: белкообразные, дикообразные и мышеобразные.

    презентация , добавлен 11.12.2016

    Особенности класса земноводных, отличающие их от других позвоночных. Приспособление к условиям внешней среды (анабиоз). Классификация класса земноводных на отряды: хвостатые и бесхвостые. Роль земноводных в природе, их польза и значение для человека.

    реферат , добавлен 27.10.2011

    Отряды насекомых с полным и неполным превращением. Насекомые с жесткими передними и перепончатыми задними крыльями. Строение чешуекрылых (бабочек). Перепончатокрылые: пчелы, муравьи, осы и другие. Двукрылые - самый высокоорганизованный отряд насекомых.

    презентация , добавлен 15.12.2010

    Характеристика способов защиты позвоночных животных. Обзор основных типов убежищ позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей. Изучение строительных возможностей различных классов животных, и их способность к научению в новых ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2014

    Появление класса земноводных (амфибий) - крупный шаг на пути эволюции позвоночных. Строение и характеристика лягушек класса земноводные. Пресмыкающиеся, деление их на группы. Строение ящериц, крокодилов. Специализированное строение змей и черепах.

Тема: Птицы, рыбы, пресмыкающиеся и земноводные животные

Дата :19.04

Цели:

Обучающие:

сформировать навыки работы в паре,обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: насекомые, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся;

Развивающие:

развивать умения учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли,

развивать творчество, наблюдательность, внимание, находчивость, интерес к предмету.

Воспитывающие:

воспитывать нравственно-эстетические качества;

воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока.

Организационный момент:

Настроение у нас отличное
А улыбки – дело привычное
Пожелаем друг другу добра

Ведь урок начинать нам пора

2, Этап вызова

Ребята! Если мы закроем глаза, что мы можем увидеть…. Ничего и раньше не было, кроме тьмы… и было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. А что это за шар такой, как он называется?

Это Земля…(Слайд 3)

И жизнь на нашей Земле стала ослепительно красивой, привлекательной.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы , леса и поля
Дом наш родимый, ребята.

И так важно, чтобы это продолжалось вечно..

ІІ. Проверка домашнего задания.
А сейчас отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

И так, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
Нет-нет, не царь с царицей…Речь идет об особенных царствах. Это царства живой природы. (Слайд 5)
Назовите их: Царство растений и Царство животных. (Слайд 6)
-С каким царством мы уже познакомились? (С Царством растений)

Прежде чем открыть новую страницу наших чудес в мир живой природы, мы вспомним самое важное из предыдущих страничек.

Проверка знаний (для актуализации опорных знаний)

Повторение изученного материала.

1). Фронтальная проверка класса.

Как называется наука о растениях? (Ботаника – Флора)
- К какой природе относятся растения? Докажите.
- На какие группы разделяют все растения?
- Как человек вредит природе.

Чем человек сможет помочь природе.

Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?

(Слайд 8 рассказывают стихи под ролик природы)

Игра "Живая - неживая"(Слайд 9)

Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой – потопаем.(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек)

2.Определение темы и цели урока.

Сегодня мы покидаем Царство растений и переходим к другому царству.А к какому, вы узнаете, если отгадаете загадку

Они мычат, они рычат,

Они кричат и лают.

Всех нюхают, кусают, жалят

И в общем все их знают.

И вообще они нужны

На нашем белом свете

И точно так как у людей

У них бывают дети.

Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? (О животных)

(на казахском - жанулар, Английском - энималс

Ребята, скажите, к какой природе относятся животные?

(К живойДокажите.)

Существует целая наука, которая изучает животных. Может кто-нибудь знает, как- она называется? Нет, тогда я вам подсказку

Зоология - это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи(Слайд 11)

А учёных в этой наукеназывают зоологи?

(Они- рассматривают, исследуют, изучают животных)

Животный мир ещё называют фауной

Ученые зоологи делят царство животных на множество групп

Мы с вами представим себя учеными-зоологами и проведем урок-исследование. Цель исследований – выявить группы животных и определить их отличительные особенности.

3. Мотивация учебной деятельности

Но сначала я вам расскажу одну историю.(Слайд 12)

Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке.Царство растений представляло единое целое.
У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей -групп. Но однажды случилась беда: она потеряла книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок. (Слайд с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.)

Учитель: - Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Посовещайтесь в своих парах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных?(Слайд13)

Работа в мини – группах(1мин). Обсуждение мнений.
Ученики 1 группы: Наша пара считает, что животных можно разделитьна диких и домашних.
Ученики 2 группы: - Мы думаем, что животных можно разделитьпо месту обитания

Ученики 3 группы: - Можно разделить по виду питания

Ученики 4 группы: - Мы предлагаем разбить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.

4. Постановка учебных задач. (4 мин)
Учитель: - Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?
Ученики: потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы.
Учитель: - Значит нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них:

Как разделить животных по группам и как определить их отличительные признаки?

Скажите, на какие группы мы сейчас разделили животных? (Птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие.)(Слайд 14)

5. Физминутка под музыку

№1Имеют две лапы. Тело покрыто перьями. Имеют два крыла. Потомство выводят из яиц
- (Показывают слайд 17-18с «Птицами»)

Птицы(сообщение ученика- дом. зад)

Птицы - дети воздуха, покорители воз­душного океана. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.

Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать.

Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.

Птицы бывают: зимующими, перелётными, певчими, дикими, домашними. В нашей стране большинство птиц перелётных Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Птицы живут в гнёздах, на скалах, на земле

(Видео ролик о птицах Слайд 19)

№2. У них вместо ног плавники. Тело покрыто чешуёй. Потомство выводят из икринок. Дышат жабрами.

(Показ слайда 20- 21«РЫБЫ»)

2 сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. Существует более 20 тысяч рыб.В морях водятся промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания.

(Видео ролик Слайд 22)
№3 .Имеют шесть ног. Тело покрыто полосками, будто бы насечено. состоит из трёх частей: голова с усиками, грудь и брюшко
Живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в густой траве.

(Показ слайда 23-24 «Насекомые»)

Насекомые.
Это самая многочисленная группа животных, известно около 1 миллиона видов. Обитают они на суше и в воде. У насекомых 6 ног, а тело чётко разделено на голову, грудь и брюшко. Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: некоторые выживают даже после того, как замёрзнут при температуре – 30’С.Они могут быть с крыльями и без крыльев.Есть насекомые полезные и вредны

(Видео ролик о насекомых Слайд 25)

№4 Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью.состоит из головы, шеи, хвоста
Детенышей вскармливают молоком
(Слайд 26-27)

Звери.
Сейчас на Земле насчитывается около 3500 видов зверей. Живут звери на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Отличительным признаком зверей является шерсть.

Домашние животные.

Давным-давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Человек стал подкармливать зверей, которые ходили возле его жилья. Постепенно они стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними. Домашние животные рождают детёнышей и кормят их молоком..

(Видео ролик о зверях Слайд 28)

А с некоторыми группами животных мы познакомимся вместе.

(Видео ролик о земноводных– Слайд 29)
№5. Обратите внимание на название этой группы – земноводные. Из каких двух слов произошло это название? А почему их так назвали?
(Слайд 30)

((Видео ролик о пресмыкающихся Слайд 31)
№6. Представители этой группы животных получили название от способа передвижения. Они всё время ползают или можно сказать «пресмыкаются». Поэтому их и называют пресмыкающимися. Их тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.

(слайд 32»)

6 . Актуализация изученного материала

1.) Игра «Верно-неверно» (физминутка, если верно- руки вверх, неверно- руки в сторону) (Слайд 33)

1. Слон – это млекопитающее. (+)
2. Синичка - это птица(+)
3. Тело млекопитающих покрыто перьями. (–)
4. У насекомых 6 ног. (+)
5. Все насекомые умеют летать. (–)
6. Паук – это насекомое. (–)
7. Признаки птиц – клюв и перья. (+)
8. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (–)

2 Работа по карточкам : (слайд 34)

СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНЫХ, называемая также таксономией животных, - раздел зоологии, занимающийся присвоением животным научных названий, описанием их видов и распределением (классификацией) последних по естественным группам на основании родственных (эволюционных) связей. Термины «систематика» и «таксономия» часто используют как синонимы, однако полезно их все же различать.

Таксономия в отличие от систематики делает упор на теорию и методологию классификации. Цель ее - разделение животных на группы (таксоны) и расположение этих групп в порядке, отражающем их родственные связи и иерархию (от низших к высшим, т.е. от видов к родам, семействам и т.д.) на основе степени сходства и различий между ними. Существует несколько методов определения относительного положения группы в системе. Например метод, известный под названием кладистического, строит схемы ветвления, учитывающие количество общих признаков и их адаптивную роль; филогенетический метод устанавливает родственные связи по данным сравнительной анатомии и палеонтологии.

В отличие от таксономии систематика дает животным названия, а также интерпретирует и оценивает черты сходства и различия между ними, используемые при выделении таксономических групп; другими словами, задача систематики - изучение разнообразия форм живого. Таким образом, это более широкое понятие, частично или полностью включающее в себя таксономию.

В научной системе классификации каждый вид животных получает стандартное латинское название, состоящее из двух слов (биномен). Это позволяет исключить путаницу, неизбежную при использовании разнообразных традиционных, т.е. «народных», названий.

ИСТОРИЯ КЛАССИФИКАЦИИ

Древнегреческие системы.

Можно считать, что основы классификации заложены греческим философом Платоном , создавшем учение об «идеях». Аристотель , один из учеников Платона, сделал попытку распределить животных по группам, исходя из их соответствия той или иной «идее», воплощенной в наборе признаков. Не создав полноценной системы классификации, он ввел в обиход две важные таксономические категории: «вид», т.е. совокупность почти идентичных форм, и «семейство» - группа сходных видов. Тем не менее его труды широко использовались последующими поколениями ученых-систематиков.

Ранний период современной систематики.

Еще в 16 в. такие видные ученые, как Э.Уоттон и К.Геснер, продолжали довольствоваться самыми примитивными системами живого. Однако критическое отношение Уоттона к видам, явно выдуманным древними авторами, внесло в эту область знаний свежую струю, оказавшую влияние на Геснера. Помимо многочисленных статей Геснер опубликовал свою классическую Историю животных (Historia animalium ), где распределил их по алфавиту, объединив родственные формы в группы. Каждый вид был описан достаточно точно для того времени, и весь материал изложен с энциклопедической тщательностью. Однако, обсудив множество различных вопросов, Геснер не провел сравнения между группами и совершенно не затронул функциональных аспектов. Вместе с тем он включил в текст свои оригинальные наблюдения, чего не делало большинство его предшественников, и продемонстрировал, как полезно дополнять описания рисунками.

Улисс Альдрованди опубликовал 14 больших томов, посвященных животным, показав, что некоторые их крупные группы можно разбить на подгруппы, и включив в описания данные по внутреннему строению организмов. В 16 в. П.Белон впервые использовал для классификации сравнительную анатомию. Одним из выдающихся биологов 17 в. был Д.Рей . Среди его работ, относившихся по большей части к ботанике, было несколько зоологических исследований, содержавших глубокий анализ функциональных связей между животными. Рей четко установил различие между родом и видом и сформулировал концепцию сходных признаков как основы для выявления родственных связей между естественными группами. Важную роль в развитии систематики сыграли труды Ж.Бюффона , опубликованные в середине 18 в. Его теории при всех их недостатках оказались весьма полезными для биологов следующих поколений. Бюффон показал, что многие трудности в систематике возникают из-за внешнего сходства далеких друг от друга животных, однако именно оно позволяет выявлять более общие закономерности естественной истории.

Начало современной систематике положила Система природы (Systema Naturae ) Карла Линнея . В ее десятом издании, опубликованном в 1758, была установлена иерархия таких таксономических категорий, как тип, класс, отряд, род и вид. Мы до сих пор пользуемся не только созданной Линнеем биноминальной номенклатурой, но и многими введенными им же научными названиями. Не все из 4000 описанных им видов животных продолжают оставаться в тех группах, куда он их поместил, но сами эти группы сохранились. Линней указал естественную единицу - вид - как отправную точку классификации, однако вслед за Реем и другими своими предшественниками считал виды неизменными. Только в 19 в., после появления эволюционных теорий Жана Ламарка и Чарлза Дарвина , утвердилась концепция исторического преобразования форм живого. Это эволюционное учение и открытие примерно в то же время основных законов наследственности, сформулированных Грегором Менделем , послужили основой превращения систематики в настоящую науку.

Новая систематика.

Современная система классификации, используя многие идеи и методы, появившиеся в 19 в., идет гораздо дальше, опираясь на постоянно накапливаемую новую информацию. В настоящее время систематизируются признаки не отдельных особей, а целых популяций организмов. К субъективному качественному изучению добавился количественный подход. Специалисты не ограничиваются анализом различий и сходства, а пытаются создать единую естественную систему. Давно признано, что популяции меняются и возникающие изменения могут закрепляться в результате репродуктивной изоляции. Соответственно, главное внимание уделяется таким проблемам, как «темпы и направление» изменений (эволюции) организмов; видообразование, т.е. происхождение видов от предковых форм; родственные связи между группами.

Терминология.

Поскольку классификацией занимались сотни систематиков, работавших как на одних и тех же, так и на разных материалах, возникла необходимость установить определенные правила и терминологию. Самые крупные группы (таксоны), на которые делят теперь царство животных, называют типами. Каждый тип делят последовательно на классы, отряды, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например подтипы, надсемейства и т.п.). По мере перехода от высшей к низшей иерархической группе степень родства между животными, входящими в один таксон, возрастает. В пределах одного вида все животные очень сходны по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство. В приведенной таблице такая система классификации проиллюстрирована несколькими примерами.

Таблица: Система классификации
Тип Хордовые Хордовые Хордовые Хордовые
Подтип Позвоночные Позвоночные Позвоночные Позвоночные
Класс Костные рыбы Земноводные Млекопитающие Млекопитающие
Отряд Сельдеобразные Бесхвостые Хищные Приматы
Семейство Лососевые Лягушковые Кошачьи Гоминиды
Род Форели Настоящие лягушки Кошки Люди
Вид Форель ручьевая Лягушка леопардовая Кошка домашняя Человек разумный
Научное название Salmo trutta Rana pipiens Felis catus Homo sapiens

Все четыре вида принадлежат к одному и тому же типу и подтипу, поскольку обладают важным общим признаком - позвоночником, состоящим из подвижно сочлененных позвонков. Кошка и человек относятся к одному и тому же классу; об их родстве свидетельствуют наличие в обоих случаях волосяного покрова и молочных желез у самок. Лягушка и рыба принадлежат к разным классам; у рыбы - жабры и двухкамерное сердце, а у лягушки легкие и трехкамерное сердце. Кошки с их когтями на пальцах и парой крупных щечных зубов режущего типа представляют отряд хищных, а человек - отряд приматов, т.к. вместо когтей у него ногти, а большие пальцы на руках противопоставляются остальным. Во всех четырех примерах научное название животного слагается из двух латинских слов - родового названия (с большой буквы) и видового эпитета; в любой части земного шара Salmo trutta , например, означает один и тот же конкретный биологический вид.

Вверх