Горница тайной вечери.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Сионская го́рница она же Мечеть Пророка Дауда (Давида)

В священном Писании гора Сион именуется городом Давидовым, жилищем и домом Божьим. В скалах Сиона были гробницы первых израильских царей. Здесь же находится и Сионская го́рница, в которой Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская го?рница и называется матерью всех христианских церквей.


Двор Сионской Го́рницы

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

Ныне существующее здание, носящее название Сионской Го́рницы, построено крестоносцами в XII веке. Ранее на этом месте была церковь, возведенная св. равноапостольной Еленой в IV веке, впоследствии разрушенная. До XVI в. Сионская Го́рница находилась во владении францисканцев, затем была превращена в мечеть. В го́рнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. На нижнем этаже находится синагога и «Гробница царя Давида».

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась. Но в начале 13 века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже го?рницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб (особое молитвенное место - навес, указывающий направление Мекки) сохраняющийся и поныне.


Сионская Го́рница находится во втором этаже здания

Помещение Сионской го́рницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.


Сионская го́рница

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

Сюжет из цикла "Святыни Христианского мира" - Святыни Сионской го́рницы

В священном Писании гора Сион именуется городом Давидовым, жилищем и домом Божьим. В скалах Сиона были гробницы первых израильских царей. Здесь же находится и Сионская горница, в которой Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась. Но в начале 13 века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже горницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб (особое молитвенное место - навес, указывающий направление Мекки) сохраняющийся и поныне.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и безплатно.

По материалам сайта Императорского православного палестинского общества

Горницу Тайной Вечери, или Сенакль (производное от латинского cena – «ужин, трапеза») традиция помещает в здании на горе Сион, где находится гробница царя Давида. Гробница – на первом этаже, горница – на втором.

Евангелие от Марка повествует: накануне праздника Пасхи Иисус отправил «двух из учеников своих» (апостол Лука указывает – это были Пётр и Иоанн) в Иерусалим: «…пойдите в город… скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (Мк, 14:13-15).

В той горнице Иисус последний раз в земной жизни разделил с апостолами трапезу. Там Он установил таинство Евхаристии – вкушения Его плоти и крови под видом хлеба и вина. Там Христос, как раб, омыл ноги ученикам – Пётр пытался отказаться от этой чести, но Иисус настоял. Там Спаситель дал апостолам новую заповедь всеобъемлющей любви: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15:12). В преддверии Своего ухода Он установил таинство священства: «Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин, 17:16-17). Всё, что произошло во время того ужина, невероятно важно для христиан.

Заглянув в горницу, турист сочтёт, что она мало походит на комнату дома I века. Всё верно: торжественное помещение с высоким сводчатым потолком относится к эпохе крестоносцев, оно было частью церкви XII века. Мраморные колонны поддерживают купол над лестницей, на капителях изображен пеликан (в христианском искусстве – символ милосердия и жертвенности). Цветной витраж и ниша-михраб вообще принадлежат исламской эпохе.

Однако крестоносцы выбрали это место для своей церкви далеко не случайно. Исследования показывают, что после разрушения Иерусалима солдатами Тита в 70 году в целости осталось всего несколько строений на горе Сион, в том числе, по-видимому, и то, где состоялась Тайная Вечеря. Предание гласит, что именно здесь апостолы собирались уже после казни Спасителя, здесь в Пятидесятницу на них сошёл Дух Святой в виде разделяющихся огненных языков. Считается, что в этом доме и появилась первая в христианском мире церковь. В IV веке на её месте возвели базилику Святого Сиона, которая почиталась «матерью всех церквей». В XII веке её сожгли персы – крестоносцы, захватившие Иерусалим, нашли только руины.

Прекрасно понимая значение этих святых камней, крестоносцы возвели на них церковь, включившую в себя Сенакль. Саладин, отвоевав Святую Землю, не стал разрушать либо превращать базилику на горе Сион в мечеть – он отдал её на попечение сирийским христианам. Несмотря на многочисленные перестройки, она дошла до наших дней практически в первозданном виде.

Конечно, подлинный облик евангельской горницы неизвестен. Воссоздать его силой воображения пытались на протяжении столетий величайшие мастера, от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Но точка, в которой находится сейчас Сенакль, – по-видимому, та самая. Эхо последней проповеди Спасителя звучит под сводами Сионской горницы.

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь.

Две обители – два полюса

Когда-то в этом районе Иерусалима, находящемся вне стен Старого города, жили первосвященники, кипела жизнь. Строить жилища на вершине Сионской горы, откуда открывался прекрасный вид на окрестности, могли лишь богатые люди. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю.

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа.

В тот день, когда Учитель собрал учеников, чтобы разделить с ними свою последнюю трапезу, в доме иудейского первосвященника Каиафы обсуждался план захвата и казни Спасителя. Примечательно, что жилище Каиафы было всего в нескольких минутах ходьбы от Сионской горницы – обитель добра и обитель зла оказались совсем рядом. Так и в нашей жизни: грех и добродетель нередко соседствуют друг с другом.

Избрание Матфия

В своей прощальной беседе с учениками Господь, желая их ободрить, говорит: «Я умолю Отца и Он даст Вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, Духа Истины… Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам » (Мф. 14, 16-17, 26). Спаситель пожелал, чтобы после Его смерти и Воскресения апостолы не расходились по домам, а вернулись все вместе в Иерусалим и готовились к принятию Святого Духа. Прибежище учеников Христа – Сионская горница – вновь собрала под своим кровом апостолов. Но на этот раз их было только одиннадцать – Иуда, раскаявшись в содеянном, лишил себя жизни.

Собрания учеников
после Вознесения Христа

Кто займет его место? Таким человеком должен быть тот, кто долго находился рядом с Христом и был свидетелем Его Воскресения. Наиболее подходящими кандидатурами признаны двое: Иосиф – сын Варсавы, прозванный Иустом, и Матфий. Но имя более достойного апостолы назвать не решаются – они хотят знать волю Спасителя. Тогда, помолившись, бросили жребий. Он указал на Матфия, который и стал двенадцатым апостолом.

Сошествие Святого Духа

На пятидесятый день после Воскресения Спасителя в Сионской горнице на молитвенное собрание собралось около 120 человек. Здесь были апостолы и другие ученики Христа, жены-мироносицы и Сама Матерь Божья. Все ждали явления Духа Святого, но как именно это произойдет, никто не знал. Был третий час дня по местному времени. Вдруг послышался шум, как будто от сильного ветра, и заполнил собою весь дом. Вслед за этим знамением с неба сошли огненные языки – ровно двенадцать по числу апостолов – и остановились над каждым из них. У Божественного огня было необычное свойство: он ярко светил, но совершенно не жег. Так, на избранных учеников Христа, по слову Божьему, сошел Дух Святой.

Он даровал апостолам ни с чем не сравнимую радость, небывалый прилив сил и воодушевление. Они тут же стали благодарить и громко славить Господа. При этом оказалось, что апостолы – в большинстве своем малограмотные рыбаки – вдруг заговорили на разных языках и наречиях, обрели дар красноречия и убеждения. Небесный огонь с новой силой зажег в их сердцах огонь веры. После крещения Святым Духом апостолы преисполнились уверенности в своей правоте, стали мужественными и бесстрашными, а ведь еще вчера это были необразованные и робкие люди.

Первая проповедь

По случаю иудейского праздника Пятидесятницы в Иерусалим пришло много евреев из разных стран. Сильный и непонятный шум на вершине Сионской горы привлек внимание огромной толпы – все хотели знать, что происходит. Иудеи обступили дом, где собрались ученики Христа. И тогда апостолы поднялись на крышу Сионской горницы и стали славить Господа на разных языках. «Не все ли они галилеяне? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» – шумела толпа.

Апостол Петр, воодушевленный происшедшими событиями, вышел вперед и произнес первую апостольскую проповедь. Она была простой и краткой, но так как устами Петра говорил Дух Святой, слова его проникали в самые огрубевшие сердца. Многие из уверовавших по слову апостола тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру число последователей Христа возросло до 3000 человек.

Пятидесятница стала днем рождения Христианской Церкви и днем памяти о величайшем событии, когда Дух Святой открыто явил Себя как Третье лицо Триединого Бога. Вот почему мы называем этот праздник Троицей.

Апостольский путь

В переводе с греческого слово «апостол» означает «посол, посланник». Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям истину, избранные ученики Христа стали послами Христианской Церкви в самых дальних уголках земли. Но прежде чем разойтись, апостолы бросили жребий, кому куда идти. Петру выпал жребий проповедовать веру Христову в Риме, Матфею – в Палестине и Италии. Фоме досталась Индия, Варфоломею – Армения, а Иакову Алфееву – Южная Палестина и Египет. Любимый ученик Христа Иоанн пророчествовал в Малой Азии – Эфесе и Патмосе, Симон – в Ливии и Абхазии, а Иуда Фаддей в Персии. Филипп проложил путь в далекую Скифию. А вот апостол Андрей дошел до тех мест, откуда началась Киевская Русь, поэтому и почитается он на нашей земле особо. Единственным из всех апостолов, кто остался в городе, был Иаков Зеведеев. Он стал главой Иерусалимской Церкви и без малого тридцать лет укреплял в христианской вере не только жителей Иерусалима, но и всей Палестины.

Тропарь праздника святой Троицы. Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

…Всюду, где прошел апостольский путь, появлялись христианские общины. Несмотря на страшные гонения, Церковь Христова только росла и укреплялась с каждым годом – ведь в ней пребывал Дух Святой. Церковь была и будет непобежденной «вратами ада», как обещал Господь, до самого конца мира. Ей уже более двух тысяч лет, а начиналась она с маленькой горстки людей, собравшихся однажды в доме на горе Сион.

Сейчас это удивительное место почти всегда безмолвно, оно лежит вне туристических маршрутов, но если вам придется побывать в Иерусалиме, непременно поднимитесь на гору Сион, зайдите в ту самую горницу, которая стала матерью всех христианских Церквей.

Важно, чтобы как можно больше паломников посещало Святую Землю, ибо паломничество – это духовный заряд для человека. Прикосновение к святыням многим людям дает укрепление веры, а зачастую – и переосмысление жизни, изменение чувств. Святая Земля оказывает огромное духовное влияние.
Святейший Патриарх Кирилл

Подготовила Людмила Николаева

Вверх