Географическая карта. Учимся читать карту

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками - реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха - изотермами , линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями.

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном - подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр.niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма - это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №44

Номинация: Сценарий урока

ул. Петра Томилова дом 11 кв. 95

телефон 83513972340

УМК Гармония

Поглазова мир.

Учебник-тетрадь для 4 класса в 4 частях.

Смоленск. Ассоциация 21 век. 2006.

Окружающий мир 4 класс

Тема: Географические карты. Условные знаки карт.

Задачи:

1. Сформировать представление о физической карте;

2. Показать отличие карты от плана;

3. Учить пользоваться условными знаками и показывать географические объекты;

4. Познакомить с физической картой Челябинской области.

5. Воспитывать интерес к профессии картографа, любовь к родному краю, интерес к исследованию родного края.

Оборудование : физическая карта России, карта Челябинской области в масштабе 1:500000, план местности демонстративный; индивидуальные атласы Челябинской области; карточки с заданиями и доски для индивидуальной работы, карточки для групповой работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

3. Фенологическая минутка

В учебнике - тетради заполняют график погоды. 1 ученик рассказывает.

4. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание.

Индивидуальное задание: по карточкам. (Приложение 1)

– Начерти план местности. (Выполняют задания на индивидуальных досках )

Устный опрос ранее изученного материала.

Рассмотрите на доске план местности. Найдите масштаб, прочитайте его.

Назовите предметы, изображённые на плане южнее, восточнее и западнее села.

В каких направлениях течёт река?

Какие деревья растут в лесу в северной части плана?

В каком направлении от села находятся сады?

Чем занята территория к югу от города?

В какой части плана находятся болотные участки?

Проверка индивидуальной работы.

Ученик читает задание по карточке и показывает на плане.

5. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку:

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.

(Географическая карта)

Сегодня на уроке познакомимся с географической картой.

6. Актуализация знаний.

Что изображают на планах местности?

В городах – парки, площади, сады, улицы; реки, мосты, деревья.

В каком масштабе составляют план местности?

Крупный: в 1см – 50м(100м).

7. Ознакомление с новым материалом.

А) Чем карта отличается от плана?

Как же изобразить большие пространства земной поверхности на листе бумаги?

Чем же отличается карта от плана? Прочитайте об этом в учебнике на с. 26

Читают в учебнике статью «Что такое карта?»

Расскажите, чем карта отличается от плана местности.

Что можно узнать по географической карте?

А что же означает слово «география»?

Ответы с опорой на текст учебника.

Б) Что и как изображают на картах?

Рассмотрите карту нашей страны.

Какие условные обозначения вы можете назвать, которые используются на карте?

Высказывают предположения.

Подтвердите свои предположения словами из текста и покажите на карте.

Выборочное чтение текста. Показ на карте объектов изучения (водоёмы , горы, равнины, города).

Как обозначена государственная граница России? Учитель показывает границы нашей страны.

Покажите столицу страны.

Как показана высота и глубина природных объектов?

Различные оттенки красок.

Как на карте показаны длина и ширина природных объектов?

Масштабом.

Найдите на карте линии, по которым ориентируются. Параллели и меридианы.

Какие крупные реки протекают по территории нашей страны? Найдите крупные озёра. Как они называются? Волга, Обь, Енисей, Байкал.

На западе нашей страны преобладает зелёный и жёлтый цвет. Что это значит?

Что обозначает коричневый цвет? В какой части страны он преобладает?

Найдите на карте Уральские горы.

Как называется наш край? Южный Урал

Найдите на карте России город Челябинск.

В) Знакомство с картой Челябинской области.

Показ карты Челябинской области.

Рассмотрите рельеф Челябинской области.

Что вы можете о нём рассказать? Рассматривают карту демонстративную и в Атласах Челябинской области (с.4)

Работа в группах (Приложение 2).

1 группа. Найти и рассказать, какие крупные озёра есть на территории области.

2 группа. Рассказать о реках области (самые крупные).

3 группа. Рассказать о горах области (найти и прочитать названия горных хребтов, показать их на карте).

4 группа. Рассказать о равнинах области (прочитать название равнины, по которой тянется территория области).

5 группа. Рассказать о городах области (обл. центр, наш город, самый северный, самый южный, самый западный и самый восточный)

Ответы групп. От каждой группы у доски отвечают 2 ученика: один зачитывает названия объектов по карточке, второй – показывает объекты на карте.

8. Итог урока.

Чем карта отличается от плана?

Как можно определить стороны горизонта на карте?

Покажите на карте наш город. В каком направлении он находится по отношению к Челябинску?

9. Домашнее задание.

Хочется отправиться путешествовать по родному краю? Для этого нужно знать ещё одну заповедь путешественника. Прочитайте её в учебнике на с.27.

Познавай свой край .

Это и будет домашним заданием. А путешествие мы совершим виртуальное благодаря ребятам, которые приготовят творческое задание:

Подобрать материал о достопримечательностях нашего края.

1. Любишь ли ты путешествия (воображаемые или реальные)? Если да, то почему? Напиши.

Да, я люблю путешествия потому, что путешествуя можно узнать много нового и интересного. Можно увидеть новые места и людей, узнать их вкусы и традиции, попробовать новою еду, посмотреть на неведомые ранее виды природы, городов и селений.

2. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

География - это одна из наук о Земле, в переводе с греческого языка название науки обозначает «землеописание».

3. Выполните задания для работы в парах.

1) Узнайте географические карты по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После проверки наклейте фрагменты.

2) Подпишите условные знаки географических карт.

Попросите других ребят проверить вашу работу.

4. Выполни задание учебника (с. 27) и сделай записи в тетради на с. 15-16.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Общие сведения о горе Аконкагуа
  2. Название горы Аконкагуа
  3. Покорение горы Аконкагуа

Важная информация для сообщения:

Гора Аконкагуа - вторая по высоте гора мира

Самая высокая вершина Анд, а и вообще вторая из наивысших вершин на нашей планете находится в Южной Америке в стране Аргентина. Называется эта гора Аконкагуа, а высота её составляет 6 9602,8 метров над уровнем моря.

Название горы Аконкагуа происходит от одного из языков местных племён индейцев, но исследователи не могут определиться от какого именно. Возможно оно пришло из языка племени кучуа и обозначает «Каменный страж» или «Белый страж», возможно - из языка племени аймара и обозначает «Снежная гора». В любом случае европейским переселенцам было сложно произносить название Аконкагуа и у горы появилось ещё одно название «Колосс Америки».

Покорение горы Аконкагуа долгое время не давалось даже самым талантливым альпинистам. Только в 1897 году достигнуть вершины Колосса Америки удалось швейцарскому альпинисту Маттиасу Цурбриггену. Пять раз группа опытных альпинистов под руководством Маттиаса пыталась покорить Аконкагуа, но гора не поддавалась. В результате, на шестой попытке, когда в нескольких сотнях метров группа опять отступила, отважный швейцарец решил идти дальше в одиночку и смог добиться своей цели.


Источник (источники) информации: интернет

Вверх