Формы, виды и способы статистического наблюдения. Упражнения и задачи

Главная > Документ

3. Статистические наблюдения

План изучения темы

Перечень вопросов

Литература

Студент должен знать:
- определение статистического наблюдения; - формы, виды статистического наблюдения; - принципы статистического наблюдения; - способы наблюдения;- виды ошибок и контроль за ними;

Л-1 Л-2 Л-4 Л-5

19-36 12-18 15-22 14-24

- задачи по совершенствованию статистического наблюдения;
уметь:
- разрабатывать план проведения статистического наблюдения


Методические указания При изучении темы следует уяснить, что наблюдение является пер-вым и исходным этапом статистического исследования. Необходимо уяснить основные принципы организации и проведения наблюдения, научиться решать практические задачи, встающие перед на-блюдателем. Четко уяснить что статистическое наблюдение является целена-правленным научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, заранее установленной целью, орга-низуется по плану. Подготовка наблюдения включает в себя большой круг разного виды работ. Сначала необходимо решить программно-методологические вопросы его проведения, затем решить проблемы организационного характера, а затем проведение массового сбора данных непосредственно связанных с заполнением статистических формуляров. Необходимо уяснить основные организационные формы, виды и спо-собы статистического наблюдения, принципы классификации форм, ви-дов и способов наблюдения и применение их при решении задач. Важнейшей задачей наблюдения является получение доброкачест-венных, достоверных данных. Ее решение зависит от успешного выпол-нения требований, предъявляемых к наблюдателю. Однако надо иметь в виду что в ходе наблюдения могут возникнуть погрешности. Погрешно-сти появляющиеся в процессе наблюдения, называются ошибками на-блюдения Все погрешности, возникающие при сплошном наблюдении, называются ошибками регистрации. Для предупреждения или уменьше-ния размеров этих погрешностей в оргпланах наблюдения следует преду-сматривать специальные контрольные мероприятия (например, проведе-ние повторного наблюдения единиц наблюдения и т. п.). При несплошном наблюдении, в частности выборочном, могут возник-нуть специфические ошибки, называемые ошибками репрезентативности. Они появляются в силу того, что наблюдение является не сплошным. После получения статистических формуляров следует провести про-верку полноты и качеств собранных данных. Узловые вопросы изложены в схеме.

3.1. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а), переписи почтовых отделений связи; б), переписи торговых предприятий; в), переписи научных учреждений; г), переписи больниц, поликлиник и др. учреждений здравоохранения; д). переписи школ. 3.2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следую-
щих единиц статистического наблюдения: а), фермерских хозяйств; в), вуза; б), жилого дома; г), совместного предприятия.

    Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи. Мотивируйте свой выбор. В 1994 году Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

Практическое занятие 1

Ознакомление с формами статистической отчетности сельскохозяй-ственных предприятий. 4. Сводка и группировка статистических данных

План изучения темы

Перечень вопросов Литература
Студент должен знать:
- понятие сводки и группировки, их значение и Л-1
применение; Л-2
- сущность статистической сводки и группировки; Л-4
- понятие о группировочном признаке; Л-5
- понятие об интервале;
- понятие о рядах распределения и их применении
при решении задач;
уметь:
- правильно определять группировочные признаки;
- выбирать интервалы статистической группировки;
- составлять группировки.

Методические указания

При изучении данной темы следует уяснить, что важнейшим этапом исследования социально-экономических явлений и процессов является систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей, что достигается путем сводки и группировки первичного статистическо-го материала. Следует уяснить, что по глубине и точности обработки материала различают сводку простую и сложную. Проведение сводки необходимо осуществлять по следующим этапам:

    выбор группировочного признака; определение порядка формирования групп;
    разработка системы статистических показателей для характеристи-ки групп и объекта в целом; разработка макетов статистических таблиц для представления ре-зультатов сводки.
Также обратить внимание, что с помощью метода группировок ре-шаются следующие задачи:
    выделение социально-экономических типов явлений;
    изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
    выявление связи и зависимости между явлениями.
В соответствии с задачами различают следующие виды группировок:
    типологическая; структурная;
- аналитическая. Необходимо знать сущность данных группировок. При изучении темы обратите внимание на группировочные призна-ки, так как построение группировок начинается с определения состава группировочных признаков. Выбор группировочного признака - один из самых существенных и сложных вопросов теории группировки и стати-стического исследования. Группировочные признаки могут быть как количественными так и качественными (атрибутивными). Если группировка проводится по количественному признаку, то то-гда необходимо обратить внимание на число единиц исследуемого объек-та и степень колеблемости группировочного признака. Число групп зависит от задач исследования и вида показателя, поло-женного в основание группировки, численности совокупности, степени вариации признака.

Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировок, которые могут быть равными и неравными.

Величина равного интервала может быть определена по следующей формуле: где: I – интервал, X mas и X min – максимальное и минимальное значения признаков совокупности, п – число групп. При группировке статистических данных каждая группа может характери-зоваться несколькими статистическими показателями. Если охарактеризовать группы лишь одним показателем, а именно численностью единиц, входящих в группу, то получатся ряды распределения, которые могут составляться по ко-личественному и качественному (атрибутивному) признакам. Отсюда их называют вариационными и атрибутивными рядами. Ряды распределения можно представить следующей схемой.

Схема 4. Ряды распределения

Практическое занятие 2

ILo материалам сельскохозяйственных предприятий проведите простую и комбинированную группировку. Результаты группировки оформите статистической таблицей и сделайте анализ.

Задачи и упражнения для самоконтроля

4.1. К каким группировочным признакам – атрибутивным или коли-
чественным – относятся: а) возраст человека; б) национальность; в) балл успеваемости; г) доход сотрудника фирмы; д) форма собственности? 4.2. Какие из указанных ниже группировок являются типологическими: а) группировка населения по полу; б) группировка населения по отраслям, занятого в народном хозяйстве; в) группировка капитальных вложений на строительство объектов
производственного и непроизводственного назначения; г) группировка предприятий общественного питания по формам соб-
ственности? 4.3. Известны следующие данные по основным показателям деятель-
ности крупнейших банков одной из областей России (данные условные)
(тыс. руб.)

№ п/п Сумма активов

Собствен-ный капи-тал

Привлечен-ные ресурсы

Балансо-вая при-быль

Объем вложе-ний в государ-ственные цен-ные бумаги

Ссудная задолжен-ность
1 2 5 7
1 645,6 8,1 30,8
2 636,9 9,5 25,7
3 629,0 38,4 26,4
4 619,6 38,4 25,3
5 616,4 13,4 20,9
6 614,4

2.3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

При статистическом наблюдении необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.

Объектом статистического исследования и, соответственно, наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения.

Объектом наблюдения может быть, например, совокупность жителей страны, промышленных предприятий, крестьянских хозяйств, коммерческих банков, высших учебных заведений, будущий урожай и т.п.

Единицей наблюдения называют тот составной элемент объекта наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Следует различать единицы наблюдения и статистического анализа объекта исследования.

Так в обследовании бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является персона, а статистической единицей анализа выступает домашнее хозяйство, т.е. группа лиц, объединенных общим бюджетом для ведения хозяйства (не следует путать с семьей). При исследованиях секторов экономики и статистической и единицей наблюдения может быть организация - юридическое лицо, осуществляющая соответствующие виды деятельности; также единицей наблюдения могут выступать обособленные подразделения организаций.

Таким образом, выбор элемента объекта в качестве единицы наблюдения зависит от цели исследования и природы самого объекта. Причем определение единицы должно содержать указание ее важнейших отличительных признаков.

Единица наблюдения, как и объект в целом, обладают, как правило, множеством различных признаков. Все их учесть невозможно, а многие и не нужно. Поэтому при организации статистического наблюдения возникает вопрос о том, какие признаки следует регистрировать в процессе наблюдения.

Перечень признаков, регистрируемых в процессе наблюдения, называется программой статистического наблюдения.

К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна отвечать при любом статистическом исследовании. Важнейшие из них - следующие:

    программа должна содержать существенные признаки, по возможности, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства;

    в программу не следует включать второстепенные вопросы, так как они затрудняют работу по сбору информации, а в дальнейшем - по ее обработке и анализу;

    разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

    в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и точные ответы;

    в программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.

Составление программы наблюдения должно быть ориентировано на решение поставленных задач статистического исследования, которые оформлены в виде программы разработки его материалов - перечня показателей целевой совокупности, представляющих основной интерес. Программа разработки - сводные итоги исследования - определяют задачи статистического наблюдения, какие именно данные следует собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки. Таким образом, программа разработки материалов наблюдения является первичной по отношению к программе наблюдения.

Формуляр наблюдения представляет разграфленный лист (листы) бумаги, содержащий перечень вопросов программы наблюдения и свободные места для записи ответов на них, в том числе в виде кодов ответов. Формуляр отчетности называется формой государственной статистического наблюдения.

Обязательными элементами любого формуляра являются титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится наименование статистического наблюдения и организации, его проводящей. Если наблюдение осуществляется официальными органами статистики, то в титульной части имеется информация о постановлении, которым утвержден этот формуляр, номере, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики. В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них.

В формах государственного статистического наблюдения, кроме того, указывается, в какие сроки и в какие адреса должны высылаться заполненные формуляры, а также предусматривается место для записи контактного телефона, адреса электронной почты и подписи лиц, ответственных за правильность содержащихся в них сведений.

Формулировка вопросов бланка наблюдения имеет исключительно большое значение. Вопросы должны быть сформулированы как можно более кратко, ясно и определено, чтобы их понимание не вызывало затруднений и чтобы не было возможным разное их толкование. Однако, какими бы ясными не казались вопросы формуляра, к нему обычно дается инструкция.

Инструкцией называют совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельной брошюры или изложена непосредственно на поле формуляра наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

Иногда в формуляре после вопроса сразу же даются некоторые варианты возможных ответов на него. Перечень возможных ответов на поставленный вопрос называется статистическим подсказом. Если приводится исчерпывающий перечень возможных ответов на вопрос, подсказ называется полным, если же указываются только некоторые из возможных ответов - неполным.

Пример формуляра с подсказом приведен ниже. Эта анкета статистического наблюдения, проводимого фирмой Realist, для характеристики текущего уровня цен и складывающихся тенденций на рынке новых и подержанных автомобилей.

Рис. 1. Анкета характеристик автомобиля

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.

Период (срок) наблюдения - это время, в течение которого осуществляется регистрация фактов по установленной программе - значений признаков единиц наблюдения.

Период наблюдения определяется многими факторами, важнейшими из которых являются следующие:

    особенности объекта наблюдения (его размеры, состояние в то или иное время и т.д.);

    объем и сложность программы наблюдения;

    вид наблюдения по источнику сведений;

    наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, их количество и степень квалификации.

Критическим моментом статистического наблюдения (как правило, переписи) называется момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. Критическим моментом последней переписи населения было 0 часов 9 октября 2002 года.

В практической деятельности обычно стремятся к тому, чтобы процесс регистрации сведений был не слишком отдален от критического момента. Ведь чем дальше он будет отдален, тем больше произойдет изменений в объекте наблюдения и тем труднее будет восстановить состояние объекта в критический момент.

Срок наблюдения, как правило, обозначается указанием даты (иногда и часа) начала и окончания наблюдения. В некоторых случаях добавляется указание и числа дней, в течение которых оно должно быть проведено. Для некоторых статистических наблюдений устанавливается срок (день недели, число месяца или количество дней после критического момента), не позднее которого данные должны быть представлены по назначению.

2.4. Основные организационные вопросы и этапы статистического наблюдения

В целях успешного проведения наблюдения разрабатывается его организационный план.

Организационный план статистического наблюдения - это документ, в котором фиксируется решение важнейших вопросов подготовки и проведения статистического наблюдения с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий.

В организационном плане указываются:

    объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки);

    цели и задачи наблюдения;

    структурные подразделения организации, осуществляющие подготовку и проведение наблюдения и менеджеры, несущие ответственность за эту работу;

    время и сроки наблюдения;

    подготовительные работы к наблюдению (в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения);

    порядок проведения наблюдения;

    порядок приема и сдачи материалов наблюдения;

    порядок получения и представления предварительных и окончательных итогов и др.

Рис. 2. Схема организации и проведения статистического наблюдения

2.5. Качество результатов статистического наблюдения и его контроль

Понятие качества статистических данных включает два основных аспекта. Первый из них отражает степень нужности и пригодности информации для использования потребителями, а второй - собственно статистический. Для описания последнего используется термин достоверность. Достоверностью результатов статистического наблюдения называют степень соответствия значения какого-либо показателя, найденного посредством статистического наблюдения, действительному его значению.

Достоверность обычно измеряется или описывается с помощью ошибок статистического наблюдения, которые являются отношением или разностью данных наблюдения и действительных значений изучаемых величин. Ошибки обусловлены основными источниками погрешности на этапах статистического наблюдения. Среди них - неполнота охвата реальной исследуемой совокупности, ошибки выборки, случаи отказа респондентов представлять необходимые сведения или умышленного искажения представляемой информации, а также неточность, связанная со статистической обработкой данных.

Указанные источники возможных ошибок присущи определенным этапам статистического наблюдения, таким как создание списка единиц наблюдения, формирование выборки, сбор и обработка первичных данных, расчет значений показателей и анализ полученных результатов наблюдения.

В зависимости от характера, степени влияния на окончательные результаты наблюдения, источников и причин возникновения неточностей различают следующие виды ошибок наблюдения.

Ошибки регистрации (или измерения) возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения, или неточностей их записи, или того и другого вместе. Следует иметь в виду четыре источника их происхождения: интервьюер, респондент, формуляр наблюдения и способ получения информации (по почте, по телефону, непосредственный контакт интервьюера с респондентом и т.д.).

Случайными называют ошибки регистрации, которые возникают вследствие различных случайных факторов. Например, опрашиваемый мог оговориться, регистратор мог ослышаться или случайно переставить местами цифры.

Такие ошибки обычно легко удается обнаружить в ходе обработки первичных данных в силу несуразности или малой вероятности появления таковых значений признаков. Так сомнение вызывают данные, что 15-ти летняя девушка имеет двоих детей - либо возраст, либо число детей неверны. Если же этот факт действительно имеет место, то в силу его нетипичности, он должен быть проверен дополнительно. Менее явные ошибки измерения при достаточно большом числе единиц наблюдения нивелируются благодаря действию закона больших чисел - такие ошибки взаимно погашаются.

Систематические ошибки регистрации возникают под воздействием вполне определенных причин. В каждом случае они действуют в одном и том же направлении и приводят к серьезным искажениям общих результатов статистического наблюдения.

Примерами систематических ошибок регистрации при переписи населения могут служить случаи занижения женщинами своего возраста. Также при наблюдениях населения имеет место общая тенденция к занижению респондентами сообщаемых сведений на прямой вопрос об уровне доходов или объеме употребляемых крепких спиртных напитков.

В экономической сфере систематические ошибки регистрации могут быть следствием преднамеренного искажения фактов в финансовой отчетности предприятий для сокрытия реальных объемов деятельности от уплаты налогов.

Влияние ошибок регистрации на результаты сплошного наблюдения часто контролируется на выборочной основе ввиду большой трудоемкости применения процедур проверки значительного числа первичных данных.

Качество итогов выборочного статистического наблюдения характеризуется достоверностью рассчитанных по выборке оценок показателей. Результаты выборочного наблюдения практически всегда несколько отличаются от истинных, неизвестных на момент проведения наблюдения, значений показателей изучаемой совокупности. Эти отклонения называются ошибками выборки.

Систематические ошибки выборки имеют место в тех случаях, когда нарушен принцип случайности отбора и в выборку попали единицы, обладающие нехарактерными свойствами для всех единиц генеральной совокупности.

Случайные ошибки выборки обусловлены тем обстоятельством, что даже при тщательном планировании выборка не может в точности воспроизвести структуру генеральной совокупности. Поэтому случайные ошибки присущи выборочному наблюдению. Они допустимы, если достаточно малы. Следует подчеркнуть, что случайные ошибки могут быть рассчитаны по данным самой выборки (без знания истинных значений параметров целевой совокупности).

По окончании наблюдения материалы, собранные в процессе его проведения, должны быть тщательно проверены. Проверка осуществляется с точки зрения: а) полноты охвата объекта наблюдением и б) качества заполнения граф формуляров наблюдения. Поэтому при планировании любого статистического наблюдения необходимо предусматривать этап контроля и редактирования собранных первичных данных.

Редактирование - это процесс обнаружения и исправления ошибок в первичных данных наблюдения. Как отмечалось, под ошибкой понимается отличие между измеренным значением и соответствующим истинным значением данных. Истинное значение определяется как величина, которая могла бы быть получена от респондента, если бы применялась идеальная (более дорогостоящая) процедура измерения при наблюдении.

В зависимости от используемых методов редактирование может быть двух типов.

Первый тип редактирования связан с идентификацией значений данных, которые возможно, с той или иной долей вероятности, ошибочны. С этим типом редактирования связан широкий класс стохастических (вероятностных) методов исправления ошибочных значений и заполнения пропусков в данных.

Второй тип - логический и арифметический контроли данных, при котором значения признаков и показателей должны отвечать определенным заранее правилам (соотношениям). Поэтому редактирование в этом случае представляет собой процесс проверки соответствия данных установленным правилам. Значения, не прошедшие логический или арифметический контроли, являются ошибочными и должны быть исправлены.

Коррекция обычно основана на применении детерминированных методов, то есть с помощью расчетных формул, аргументами в которых выступают признанные верными значения признаков и показателей той же самой единицы текущего периода наблюдения или некоторого предшествующего (либо сведения об этой единице наблюдения, полученные из других источников информации.

2.6. Практическое задание

Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979 г., 1989 г., а также Всероссийской переписи населения 2002 г. Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:

    К какому виду относится каждый из них?

    Дайте определение объекта каждой из переписей.

    В чем заключаются различия в программах этих переписей?

    В чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?

    Укажите различия в постановке вопросов о семейном положении.

    В чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?

    Чем еще между собой различаются формуляры переписей?

    Имеются ли в переписном листе переписи населения 2002 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные)?

    Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. приложение 1). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя.

    Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в следующей таблице:

Форма ответа

Номер вопроса переписного листа, на который даются ответы в соответствующей форме

Словесная
Альтернативная
Численная

    Перечислите вопросы переписного листа Всероссийской переписи населения 2002 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел.

    Сформулируйте определение объекта наблюдения:

    1. переписи почтовых отделений связи;

      переписи торговых предприятий;

      переписи научных учреждений;

      переписи коммерческих банков;

      переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;

      переписи школ;

      обследование организаций о составе затрат на рабочую силу.

    Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:

    1. фермерское хозяйство;

      жилой дом (для жилищной переписи);

      библиотека;

    2. совместное предприятие.

    Какие вы наметите признаки, которые следует регистрировать при проведении:

    1. обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;

      обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;

      обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени.

    Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования:

    1. детских садов;

      фирм, выпускающих детское питание;

      автозаправочных станций; гостиничного комплекса региона.

    Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:

    1. количество работников на фирме;

      численный состав семьи;

      родственные связи членов семьи;

      пол и возраст человека?

    Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студента вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 2010 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.

    Торговая фирма "Партия" поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио - и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.

    С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:

    1. объект и единицу наблюдения;

      признаки, подлежащие регистрации;

      вид и способ наблюдения;

      разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;

      составить организационный план обследования;

      произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц.

    Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу и формуляр данного обследования.

    Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.2009 г., а также организационный план этого наблюдения.

    Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8.

    В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование?

    В 2008 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

    На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?

    Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?

    Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?

    При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов?

    Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?

    Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

    Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.

    Определите место, время и органы проведения статистических наблюдений:

    1. учета валютных операций коммерческих банков;

      выборочного обследования бюджетов семей пенсионеров;

      учета доходов граждан и источников их поступлений, который осуществляется налоговыми инспекциями по итогам календарного года;

      учета иммигрантов с целью выяснения их социально - демографического состава, цели въезда и страны выезда.

    С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

    1. фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;

      пол - мужской;

      возраст - 5 лет;

      состоит ли в браке в настоящее время - да;

      национальность - русская;

      родной язык - русский;

      образование - среднее специальное;

      место работы - детский сад;

      занятие по этому месту работы - медицинская сестра.

    В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

    В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:

    1. фамилия, имя, отчество - Петров Сергей Иванович;

      пол - мужской;

      возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;

      состоит ли в браке в настоящее время - нет;

      национальность - русский;

      образование - среднее;

      место работы - ателье верхней одежды;

      занятие по этому месту работы - бухгалтерии общественная группа - рабочий.

    Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.

    Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:

    1. всего детей в детском саду - 133;

      в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58;

      из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.

    Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?

    Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):

Всего выручка

В том числе от:

продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров

подписки на периодические издания

продажи газет и журналов

    Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября.
    Счетчик пришел:

    1. в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:

      не вносить сведения об умершем в переписной лист;

      внести с отметкой о смерти;

      внести без отметки о смерти;

      в семью № 2 - 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос: "Состоите ли вы в браке в настоящее время" о каждом из супругов - состоит или не состоит?

      в семью № 3 - 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:

      внести в переписной лист;

      не вносить в переписной лист;

      в семью № 4 - также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: "Состоит ли он в браке в настоящее время", ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи - 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?

    В городское управление государственной статистики поступил от предприятия "Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду" за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

Отчет

И др. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. – М.: Финансы и статистика , 2005.-256 с.: ил... в общеобразовательном учреждении Сетевая образовательная программа «Практикум по Добрострою». Содержание . Хартия "Об участии молодежи...

  • Практикум по дисциплине интернет-технологии для бизнеса

    Автореферат диссертации

    ... Практикум по дисциплине «Интернет-технологии для бизнеса» - М. Московский государственный университет экономики, статистики ... Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2003 Содержание Введение 4 1. Практическое занятие...

  • Практикум по синхронному переводу с русского языка на английский (с

    Документ

    Представляет собой единую по содержанию , но смешанную по форме - письменную... многих государств. Впечатляющая статистика : количество наркоманов в... 194 Линн Виссон Практикум по синхронному переводу с...

  • Практикум 1. (по Шмойловой и др.)

    Статистика

    1.1. Назовите основные этапы в эволюции смыслового содержания термина Статистика».

    1.2. Укажите, как именуется работник, для которого сбор статистических данных является родом профессиональной деятельности.

    1.3. Назовите в качестве примера сферы социально-экономической жизни общества, изучаемые статистикой.

    1.6. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:

    А) количество работников на фирме;

    Б) родственные связи членов семьи;

    В) пол и возраст человека;

    Г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;

    Д) этажность жилых помещений;

    Е) количество детей в семье;

    Ж) розничный товарооборот торговых объединений.

    1.7. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

    1.8. Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств; строительного производства

    1.9. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?

    1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:

    А) численность населения страны;

    Б) количество браков и разводов;

    В) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;

    Г) капитальные вложения в стоимостном выражении;

    Д) процент выполнения плана реализованной продукции;

    Е) число посадочных мест в самолете;

    Ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

    1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:

    А) тарифный разряд рабочего;

    Б) балл успеваемости;

    В) форма собственности;

    Г) вид школы (начальная, неполная средняя и т. д.);

    Д) национальность;

    Е) состояние в браке.

    1.17. Назовите общественные группы населения по источникам средств существования.

    Статистическое наблюдение



    2.2. Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. бланки в Интернет). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя.

    2.3. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. Результаты классификации представьте в следующей таблице:

    2.5. Сформулируйте определение объекта наблюдения:

    А) переписи почтовых отделений связи;

    Б) переписи торговых предприятий;

    В) переписи научных учреждений;

    Г) переписи коммерческих банков;

    Д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений

    здравоохранения;

    Е) переписи школ;

    Ж) обследование организаций о составе затрат на

    рабочую силу.

    2.6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:

    А) фермерское хозяйство;

    Б) жилой дом (для жилищной переписи);

    Г) библиотека;

    Д) театр;

    Е) совместное предприятие.

    2.12. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:

    А) объект и единицу наблюдения;

    Б) признаки, подлежащие регистрации;

    В) вид и способ наблюдения;

    Г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;

    Д) составить организационный план обследования;

    Е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц.

    2.17. В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

    2.18. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии, и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?

    2.19. Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?

    2.20. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?

    2.21. При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов?

    2.22. Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?

    2.26. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

    А) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна;

    Б) пол – мужской;

    В) возраст – 5 лет;

    Г) состоит ли в браке в настоящее время – да;

    Д) национальность – русская;

    Е) родной язык – русский;

    Ж) образование – среднее специальное;

    З) место работы – детский сад;

    И) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.

    В ответах, на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

    2.27. В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:

    А) фамилия, имя, отчество – Петров Сергей Иванович;

    Б) пол – мужской;

    В) возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;

    Г) состоит ли в браке в настоящее время – нет;

    Д) национальность – русский;

    Е) образование – среднее;

    Ж) место работы – ателье верхней одежды;

    З) занятие по этому месту работы – бухгалтер;

    И) общественная группа – рабочий.

    Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.

    2.28. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:

    А) всего детей в детском саду – 133;

    Б) в том числе: в старших группах – 37, в средних группах – 43, в младших группах – 58;

    В) из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.

    Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?

    2.29. Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):

    Всего выручка – 255.

    В том числе от:

    продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров – 150,

    подписки на периодические издания – 200,

    продажи газет и журналов – 45.

    2.30. Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября. Счетчик пришел:

    1) в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:

    А) не вносить сведения об умершем в переписной лист;

    Б) внести с отметкой о смерти;

    В) внести без отметки о смерти;

    2) в семью № 2 – 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов:

    А) состоит;

    Б) не состоит;

    3) в семью № 3 – 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:

    А) внести в переписной лист;

    Б) не вносить в переписной лист;

    4) в семью № 4 – также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи – 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?

    2.31. В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

    Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979 г., 1989 г., а также Всероссийской переписи населения 2002 г.
    Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:
    а) К какому виду относится каждый из них?
    б) Дайте определение объекта каждой из переписей.
    в) В чем заключаются различия в программах этих переписей?
    г) В чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?
    д) Укажите различия в постановке вопросов о семейном положении.
    е) В чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?
    ж) Чем еще между собой различаются формуляры переписей?
    з) Имеются ли в переписном листе переписи населения 2002 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные)? Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. приложение 1). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в следующей таблице: Перечислите вопросы переписного листа Всероссийской переписи населения 2002 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
    а) переписи почтовых отделений связи;
    б) переписи торговых предприятий;
    в) переписи научных учреждений;
    г) переписи коммерческих банков;
    д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;
    е) переписи школ;
    ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
    а) фермерское хозяйство;
    б) жилой дом (для жилищной переписи);
    в) вуз;
    г) библиотека;
    д) театр;
    е) совместное предприятие. Какие вы наметите признаки, которые следует регистрировать при проведении:
    а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;
    б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;
    в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования:
    а) детских садов;
    б) фирм, выпускающих детское питание;
    в) автозаправочных станций; гостиничного комплекса региона. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
    а) количество работников на фирме;
    б) численный состав семьи;
    в) родственные связи членов семьи;
    г) пол и возраст человека? Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студента вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 2003 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
    а) объект и единицу наблюдения;
    б) признаки, подлежащие регистрации;
    в) вид и способ наблюдения;
    г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;
    д) составить организационный план обследования;
    е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц. Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу и формуляр данного обследования. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.2003 г., а также организационный план этого наблюдения. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8. В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование? В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование? На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара? Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение? Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение? При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов? Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения? Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор. Определите место, время и органы проведения статистических наблюдений:
    а) учета валютных операций коммерческих банков;
    б) выборочного обследования бюджетов семей пенсионеров;
    в) учета доходов граждан и источников их поступлений, который осуществляется налоговыми инспекциями по итогам календарного года;
    г) учета иммигрантов с целью выяснения их социально-демографического состава, цели въезда и страны выезда. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
    а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;
    б) пол - мужской;
    в) возраст - 5 лет;
    г) состоит ли в браке в настоящее время - да;
    д) национальность - русская;
    е) родной язык - русский;
    ж) образование - среднее специальное;
    з) место работы - детский сад;
    и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.
    В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них? В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:
    а) фамилия, имя, отчество - Петров Сергей Иванович;
    б) пол - мужской;
    в) возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;
    г) состоит ли в браке в настоящее время - нет; л) национальность - русский;
    д) образование - среднее;
    ж) место работы - ателье верхней одежды;
    з) занятие по этому месту работы - бухгалтерии общественная группа - рабочий. />Укажите, какие из ответов не согласуются между собой. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:
    а) всего детей в детском саду - 133;
    б) в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58;
    в) из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.
    Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки? Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):
    Всего выручка - 255
    В том числе от: продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров - 150
    подписки на периодические издания - 200 продажи газет и журналов - 45 Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября.
    Счетчик пришел: в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:
    а) не вносить сведения об умершем в переписной лист:
    б) внести с отметкой о смерти;
    в) внести без отметки о смерти; в семью № 2 - 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос: «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов - состоит или не состоит? в семью № 3 - 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:
    а) внести в переписной лист;
    б) не вносить в переписной лист; в семью № 4 - также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи - 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик? В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

    «Утверждаю»

    Зав. кафедрой экономики

    к.э.н., доцент

    К.А.Артамонова

    «____» _________ 2010г.

    Индивидуальные задания

    по дисциплине «Статистика» для студентов III курса очного отделения

    филиала МГОУ в г. Воскресенске

    (по специальности 080116 «Математические методы в экономике»

    Занятие 1 «Статистическое наблюдение. Система государственного статистического наблюдения в Российской Федерации Сводка и группировка статистических материалов Статистические таблицы и графики» - 2 часа


    1. Перечислите вопросы переписного листа переписи насе­ления 2004 г.. ответы на которые нужно дать в форме чисел.

    2. Сформулируйте определение объекта наблюдения: а) пе­реписи почтовых отделений связи; 6) переписи торговых пред­приятий; в) переписи научных учреждений; г) переписи коммер­ческих банков; д) переписи больниц, поликлиник и других уч­реждений здравоохранения; е) переписи школ; ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу?

    3. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения: а) фермерских хозяйств; б) жилого дома (для жилищной переписи); в) вуза; г) библиотеки; д) театра; е) совместного предприятия. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении: а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы; б) обследова­ния работы городского транспорта с целью изучения роли раз­личных его видов в перевозках пассажиров; и) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени?

    4. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу: а) обследования детских садов; б) об­следования фирм, выпускающих детское питание; в) обследова­ния автозаправочных станций.

    5. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения: а) количество работников на фирме; б) численный состав семьи; в) родственные связи членов семьи; г) пол и возраст человека?

    6. Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику све­дений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

    7. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования па текстильных предприятиях. Ка­ким из известных вам способом следовало бы статистическим органом провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.

    8. С помощью логического контроля подвергните провер­ке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
    а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна:

    б) пол - мужской;

    в) возраст - 5 лет;

    г) состоит ли в браке в настоящее время - да:

    д) национальность - русская;

    е) родной язык - русский;

    ж) образование - среднее специальное;

    з) место работы - детский сад;

    и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.

    В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

    9. Имеются следующие данные о численности и составе населения России (на начало года, млн чел.).

    Все население: 1997 г. - 147,1; 1998 г. - 146.7; 1999 I. - 146.3; 2000 г. - 145,6; в том числе городское население составило: 1997г.- 107.3; 1998г.- 107,1; 1999г.- 106,8; 2000 г. - 106,1.

    Построить статистическую таблицу, характеризующую дина­мику численности и состава населения России.

    10. Имеются следующие данные о численности постоянного населения России (на начало года, млн чел.).

    Все постоянное население: 1998 г. - 146,7; 1999 г. - 146,3; 2000г. - 145,6. Из общей численности постоянного населения чис­ленность населения моложе трудоспособного возраста составила: 1998 г. - 31,3; 1999 г. - 30,3; 2000 г. - 29,1. Численность трудоспо­собного населения следующая: 1998 г. - 84.8; 1999 г. - 85,6; 2000 г. - 86,3. К остальному населению относится население стар­ше трудоспособного возраста.

    Построить статистическую таблицу, характеризующую дина­мику численности постоянного населения России и его возраст­ной состав.

    11. Имеются данные о заработной плате за месяц рабочих бригады


    Табельный номер

    рабочего

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Процент

    выполнения норм

    выработки

    110,8

    102.0

    111,0

    107,8

    106,4

    109,0

    100,0

    105,0

    Заработная плата

    за месяц, руб.

    3910

    3600

    4 650

    4800

    3850

    3980

    3400

    3700

    Требуется для выявления зависимости заработной платы ра­бочих от процента выполнения норм выработки произвести ана­литическую группировку рабочих бригады по проценту выполне­ния норм выработки, выделив три группы: а) рабочие, выполня­ющие норму до 105,0%; б) рабочие, выполняющие норму от 105 до 110%; н) рабочие, выполняющие норму на 110% и более.

    На основе выполненной группировки построить групповую таблицу.

    Сформулировать вывод.

    12. Имеются следующие данные по группе промышленных предприятий за отчетный год.


    № предприятия

    Объем

    продукции, млн руб.


    Средне­годовая стоимость основных

    млн руб.


    Средне­списочное число работников, чел.

    Прибыль, млн руб.

    591

    10.0

    900

    27

    1776

    22,8

    1500

    272

    1395

    18,4

    1412

    194

    888

    12.6

    1200

    88

    1752

    22.0

    1485

    292

    1440

    19.0

    1420

    220

    1734

    21,6

    1390

    276

    612

    9,4

    817

    60

    1398

    19.4

    1375

    224

    876

    13,6

    1200

    100

    1269

    17,6

    1365

    110

    576

    8,8

    850

    61

    1080

    14,0

    1290

    128

    624

    10.2

    900

    67
    Требуется:

    1. выполнить группировку предприятий по объему продук­ции, приняв следующие интервалы: а) до 600 млн руб.; б) от 600до 1200 млн руб.; в) 1200 млн руб. и более;

    2. по каждой группе и в целом по всем предприятиям определить: число предприятий, объем продукции, среднеспи­сочное число работников, среднюю выработку продукции на од­ного работника;
    3) представить результаты группировки в виде статистической таблицы.

    Сформулировать вывод.

    13 По данным задачи 4 произвести группировку пред­приятий по стоимости основных фондов, приняв следующие интервалы: стоимость основных фондов: а) до 12,0 млн руб.; б) от 12.0 до 18.0 млн руб.; в) от 18,0 млн руб. и выше.

    По каждой группе и в целом но всем предприятиям опреде­лить: число предприятий, среднегодовую стоимость основных фондов, объем продукции, сумму прибыли, а также объем продук­ции в расчете на 1 млн руб. стоимости основных фондов и размер прибыли в расчете на 1 млн руб. стоимости основных фондов. Ре­зультаты группировки оформить в виде статистической таблицы.

    Сформулировать вывод.

    14 Спроектируйте макеты групповой и комбинационной таблиц со сложной разработкой сказуемого для характеристи­ки деловой активности коммерческих банков РФ. Сформули­руйте заголовки таблиц. Определите: а) подлежащее и сказуе­мое; б) группировочные признаки, которые целесообразно положить в основу группировки подлежащего таблиц: в) по­казатели, которые целесообразно включить в сказуемое с це­лью более полной характеристики объекта.

    15 По данным о грузообороте но видам транспорта общего пользования в России за 2000 - 2001 гг. постройте диаграммы: а) квадратные; б) круговые; в) секторные.

    (млрд т км)


    2000

    2001

    2002

    Все виды транспорта

    5889,6

    3562,5

    3532.6

    В том числе:

    железнодорожный

    2523

    1195

    1214

    автомобильный

    31

    45

    35

    трубопроводный

    2574

    1936

    1899

    морской

    508

    305

    297

    внутренний водный

    214

    87

    90

    воздушный

    2.6

    1,5

    1.6
    Вверх