Федеральный парламент фрг. Правовое положение и полномочия палат

Парламент Федеративной Республики Германии фактически состоит из двух палат:

Бундестамг-- орган народного представительства Федеративной Республики Германия

Депутаты избираются населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года. Досрочный роспуск возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента.

Депутаты бундестага избираются в ходе всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести. Поэтому исключение или выход из партии не влекут за собой лишение мандата. Согласно своей партийной принадлежности депутаты объединяются во фракции, если для этого у них имеется необходимый минимум депутатских мест. Численность фракции определяет число её представителей в комитетах. Председатель бундестага по традиции избирается из рядов сильнейшей фракции. Он ведёт пленарные заседания и следит за соблюдением парламентского регламента.

До объединения Германии в бундестаге заседало 520 депутатов. На выборах в декабре 1990, с вхождением в состав ФРГ новых земель, число депутатских мандатов было увеличено до 662, а на выборах 1994 - до 672, на выборах 1998 это число уменьшилось до 669.Теперь число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672).

Важное место в избирательной системе ФРГ отведено т. н. «пятипроцентной оговорке», согласно которой представительство в бундестаге, ландтагах и других выборных органах получают только те партии, которые набрали на выборах не менее 5 % голосов избирателей.

Функции бундестага:

  • l развитие законодательства;
  • l утверждение федерального бюджета;
  • l избрание Федерального канцлера;
  • l парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства;
  • l ратификация международных договоров;
  • l принятие решений об объявлении состояния обороны ФРГ и др.

Важнейшая функция - законодательство. В ФРГ законодательной инициативой обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага. Но Правительство сначала направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения.Если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

Организует деятельность палаты президент Бундестага, который избирается из числа депутатов, как правило, из крупнейших партий. Президент избирается на весь срок легислатуры; его нельзя ни отозвать, ни переизбрать. Заместителей у президента - по числу фракций, представленных в Бундестаге, столько же секретарей.

Президент, его заместители и секретари образуют президиум палаты - как коллегиальный орган, не имеет никаких полномочий. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из президента, его заместителей и 24 членов, назначаемых фракциями парламента, пропорционально их численности. Совет согласует численность комитетов и их персональный состав, осуществляет согласование повестки дня, согласование бюджета парламента, расходов, отведенных для парламента, выносит решения по его внутренним делам.

Официальная зарплата депутата -- 7,700 €/месяц + свободное от налогообложения пособие на покрытие служебных расходов 45,384 евро в год.

Бумндесрат-- государственный законодательный орган, федеральный совет.

Состоит из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии. Часто называют "верхней палатой".

Земли с численностью населения до 2 млн. человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург -- Передняя Померания) имеют в бундесрате 3 голоса, от 2 до 6 миллионов человек (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) --4 голоса, от 6 до 7 миллионов человек (Гессен) --5 голосов,свыше 7 миллионов человек (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) --6 голосов.

Количество голосов означает, в первую очередь, какое количество делегатов может отправить земельное правительство в бундесрат. Делегация, как правило, возглавляется председателем правительства земли. Голоса одной земли могут подаваться только согласованно. Благодаря бундесрату земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности.

Бундесрат зачастую препятствует бундестагу в проведении законопроектов, особенно ухудшающих правовой статус земель, так как в бундесрате принято ставить интересы своей земли выше партийной линии. Согласно твёрдо установленному порядку ротации бундесрат избирает на год своего председателя из числа представленных в нём земель.

Председатель бундесрата:

  • l созывает заседания,
  • l определяет повестку дня,
  • l руководит дебатами,
  • l решает вопрос о проведении голосования,
  • l исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.

Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата.

Существуют постоянные комитеты, в которые входят по 1му представителю от земли или чиновники земель. В настоящее время их 16:

  • 1. Аграрный
  • 2. По внутренним делам
  • 3. По делам Евросоюза
  • 4. По делам женщин и молодёжи
  • 5. По делам жилищного строительства
  • 6. По делам здравоохранения
  • 7. По делам культуры
  • 8. По делам обороны
  • 9. По делам охраны окружающей среды
  • 10. По делам семьи и пенсионеров
  • 11. По иностранным делам
  • 12. По трудовой и социальной политике
  • 13. Транспортный
  • 14. Финансовый
  • 15. Юридический
  • 16. Экономический

Компетенция Бундесрата - законодательство, управление, дела ЕС. Участие Бундесрата в законодательной деятельности не всегда обязательно. Бундесрат обязан участвовать в принятии всех конституционных и федеральных законов. В отношении обычных законов он обладает правом протеста. При определенных обстоятельствах Бундесрат может стать единственным законодательным органом и тем самым заменить Бундестаг, когда по требованию правительства Федеральный президент вводит состояние законодательной необходимости (ст.81). Это состояние устанавливается на определенных срок, обычно не более 6 месяцев.

Бундесрат имеет ряд полномочий в федеральном управлении. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, оно обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Наряду с правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.

По вопросам, которые относятся к ведению ЕС, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой будут приравниваться к решениям Бундесрата. бундестаг мажилис германия казахстан

На время “чрезвычайного положения” специальный орган - совместный комитет - может замещать парламент. Совместный комитет состоит из 48 членов (2/3 из Бундестага и 1/3 из Бундесрата), он может осуществлять все принадлежащие парламенту права, кроме отмены или внесения поправок в Основной Закон.

Центральные органы государственной власти Германии

По смыслу конституции ФРГ система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей, хотя сам термин в основном законе прямо не упоминается. Законодательная власть принадлежит Бундестагу; исполнительная – федеральному президенту (в небольшой степени) и Федеральному правительству; правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом, Федеральным верховным судом (официально именуемым Федеральной судебной палатой) и иными судами.

Парламент

По смыслу основного закона и согласно теоретическим концепциям ученых ФРГ, парламент в стране однопалатный; им является Бундестаг, осуществляющий законодательную и иную деятельность. "Бундестаг, – пишут германские ученые Г.Клайн и В.Цее, – является парламентом Федеративной Республики Германии. Принимаемые им решения исходят от народа"*. Бундесрат, через посредство которого субъекты федерации участвуют в законодательстве и управлении страной, является, по мнению ряда немецких теоретиков, органом "верховной бюрократии земель" и не рассматривается ни в основном законе, ни в научных работах в качестве второй палаты парламента.

Однако ряд германских ученых и российские теоретики, причем не без веских оснований, полагают, что парламент в ФРГ состоит из двух палат – Бундестага (нижняя) и Бундесрата (верхняя ), не имеющих равного статуса; последнее обстоятельство находит свое выражение в порядке формирования палат, сроках полномочий, объеме полномочий и т.д.

Бундестаг избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных выборов. Депутаты Бундестага, согласно основному закону, являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести (свободный мандат) – ст. 38 и 39 основного закона.

Члены Бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Каждая земля располагает в Бундесрате числом мест, неточно пропорциональным количеству проживающего к ней населения. Земли имеют в этом органе по меньшей мере три голоса; земли с населением свыше двух миллионов жителей – четыре голоса; с населением свыше шести миллионов жителей – пять голосов; с населением более семи миллионов – шесть голосов. Каждая земля может послать столько членов, сколько она имеет голосов.

При этом голоса земли (что обеспечивает формальное равенство субъектов федерации) могут подаваться только согласованно (ст. 51). Срока полномочий Бундесрата конституция не устанавливает. Его члены имеют императивный мандат; правительства земель указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Бундестаг выбирает своего председателя (дословно – президента), его заместителей и секретарей. Председатель осуществляет распорядительные права в здании Бундестага и обладает в нем полицейской властью; без разрешения председателя в помещениях палаты на может проводиться ни обыск, ни выемка (ст. 40 основного закона). Бундестаг создает постоянные комитеты, иные вспомогательные органы; он вправе образовывать следственные комитеты (ст.ст. 45-а, 45-6, 45-в основного закона).

Бундестаг принимает свой регламент. Ныне действующий регламент 1952 г. в редакции 1986 г. с последующими изменениями и дополнениями подробно урегулировал вопросы выборов председателя, его заместителей и секретарей, деятельности руководящих органов Бундестага, организации фракций и групп депутатов, прав и обязанностей депутатов, деятельности Бундестага, организации и деятельности комитетов Бундестага и иных создаваемых им органов, законодательного процесса и ряд других.

Заседания Бундестага открытые; решением большинства 2/3 депутатов они могут быть объявлены закрытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов. Закон об изменении основного закона нуждается в согласии 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата (ст. 42, 79 основного закона).

Депутат ни в коем случае не может быть подвергнут преследованию в судебном или административном порядке или иным образом привлечен к ответственности вне Бундестага за свое голосование или высказывание в Бундестаге или в одном из его комитетов (это не относится к оскорблениям клеветнического характера).

Привлечение депутата к ответственности или арест возможны лишь с согласия Бундестага, за исключением случаев задержания при совершении деяния или в течение следующего дня и т.д.

Бундесрат избирает своего председателя сроком на 1 год (ст. 52),

Бундесрат принимает свой регламент. В настоящее время действует регламент 1966 г. в редакции 1988 г., в котором регламентированы общие положения (о членах Бундесрата, легислатуре и т.д.), об образовании и правовом положении органов Бундесрата (президиум, комитеты, секретариат т.д.), о заседаниях Бундесрата (подготовка, созыв, руководство, кворум и т.д.), о производстве в комитетах, о производстве по делам Европейского Сообщества и т.д.

Созывает Бундесрат его председатель; он обязан созвать его по требованию представителей не менее 2-х земель или Федерального правительства (ст. 52 основного закона).

Бундесрат принимает свои решения по меньшей мере большинством голосов.

Заседания Бундесрата публичны; публичность может быть исключена.

Члены Бундесрата не могут быть одновременно депутатами Бундестага.

Парламент ФРГ осуществляет законодательные полномочия. Конституция 1949 г. разделяет компетенцию между федерацией и землями. Он принимает законы в сфере исключительной компетенции федерации и конкурирующей компетенции федерации и земель, а также по вопросам, по которым федерация может издавать общие правовые предписания (ст.ст. 71-75, 77 и др. основного закона).

Законопроекты, согласно Конституции, вносятся в Бундестаг Федеральным правительством, депутатами Бундестага ил Бундесратом (абз. 1 ст. 76). Законопроекты Федерального правительства подлежат внесению сначала в Бундесрат, который имеет право высказаться о них в течение 6 недель. Проект, определенный Федеральным правительством при внесении в Бундесрат как особо срочный, оно может по истечении 3 недель передать в Бундестаг, даже если мнение Бундесрата по этому проекту еще не получено; мнение Бундесрата в таком случае должно быть немедленно по получении направлено в Бундестаг. Проекты Бундесрата должны направляться в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение 3 месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения. Законопроекты могут вносить и группы депутатов Бундестага (одна из фракций, либо не менее 5% депутатов, что установлено в регламенте Бундестага).

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях: на 1-м из них, как правило, обсуждаются основные положения проекта, в конце 1-го чтения законопроект передается в один из комитетов Бундестага; 2-е чтение включает в себя обсуждение каждой статьи проекта, внесение в него изменений; по окончании 3-го чтения проводится голосование по законопроекту. Принятый Бундестагом закон должен быть немедленно передан в Бундесрат. Если Бундесрат дает согласие, закон, принятый Бундестагом, считается вступившим в силу. Если у него имеются дополнения или изменения, то Бундесрат может в течение 3-х недель с момента получения принятого Бундестагом закона потребовать созыва комитета, образуемого из депутатов Бундестага и Бундесрата для совместного обсуждения проектов. Если для принятия закона согласие Бундесрата обязательно*, то созыва комитета могут потребовать Бундестаг и Федеральное правительство. Если комитет предложит внести изменения в принятый Бундестагом законопроект, то Бундестаг должен вновь принять решение по такому законопроекту. Если для принятия закона согласия Бундесрата не требуется, он может по окончании вышеупомянутой процедуры, в течение 2-х недель заявить протест против принятого Бундестагом закона. В случае, если протест принят большинством голосов Бундесрата, то он может быть отклонен решением большинства депутатов Бундестага (ст. 77).

Отличительной особенностью законодательной процедуры в ФРГ является предоставленное Бундесрату право, практически без согласия Бундестага, принимать законы в условиях т.н. состояния законодательной необходимости, если Федеральное правительство считает такой законопроект неотложным (ст. 81 основного закона). Названная процедура является подтверждением считать Бундесрат верхней палатой парламента.

Парламент ФРГ может делегировать Федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли право издания актов по вопросам, входящим в законодательную компетенцию. При этом в законе должны быть определены содержание, цели и объем предоставленного полномочия. При делегации полномочий требуется согласие Бундесрата в отношении правовых постановлений Федерального правительства или федерального министра об основных принципах и тарифах при использовании федеральных железных дорог и учреждений почты и телеграфа; такое же согласие требуется при издании на основании делегирующего закона таких правовых постановлений, которые нуждаются в согласии Бундесрата или выполняются землями по поручению федерации либо в порядке их собственной компетенции.

Бюджет ФРГ принимается парламентом с соблюдением обычной законодательной процедуры. Он должен быть представлен Федеральным правительством не позднее начала сентября. Важнейшую роль в этом процессе играет постоянная комиссия по финансам Бундесрата и бюджетная комиссия Бундестага.

Члены Федерального правительства несут коллективно и индивидуально политическую ответственность перед Бундестагом. В ФРГ Бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему так называемого конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания преемника главы правительства. Известна и форма контроля в виде вотума доверия. Вопрос о вотуме доверия ставится канцлером. Если предложение федерального канцлера о выражении ему доверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то федеральный президент может по предложению федерального канцлера в течение 21-го дня распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, как только Бундестаг большинством своих членов изберет другого федерального канцлера.

Парламент ФРГ ратифицирует международные договоры, если они затрагивают политические отношения федерации или вопросы компетенции федерации. Некоторые международные соглашения административного характера требуют согласия Бундесрата.

Парламент ФРГ может объявить состояние обороны в случае, если федерация подверглась агрессии или ей угрожает такая агрессия. Если Бундестаг в это время не может собраться, то совместный комитет из 33 членов (2/3 членов Бундестага и 1/3 членов Бундесрата) принимает решения. Они могут быть отменены Бундестагом с согласия Бундесрата.

Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней - Бундестаг и верхней - Бундесрат (формально в Германии некоторыми юристами Бундесрат не рассматривается как палата Парламента). Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, 656 его депутатов избираются всем населением сроком на четыре года. Бундесрат - это орган представительства субъектов Федерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн имеют четыре голоса, более 6 млн - пять голосов, а более 7 млн - шесть. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей.

К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция. В области законотворчества Бундестаг играет основную роль.

Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны Бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет Бундесрат и Федеральное правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе процедуры трех чтений. Бундес- ат может не согласиться с законопроектом, тогда создается посредническая комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой деятельности: оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями Федерального президента.

Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. В нем создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссии по петициям, по иностранным делам и по делам обороны. Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого Парламента сводится к тому, что деятельность Федерального правительства зависит от доверия Парламента. Согласно Основному закону Федеральное правительство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность. Это выражается в том, что в отношении Федерального канцлера Бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если глава Правительства сам поставит вопрос о доверии перед Бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то Федеральный президент может распустить Бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре вы- боров Федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

Бундесрат не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной (или нескольких) из федеральных земель происходит смена Правительства. В качестве органа законодательной власти Бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии. Кроме того, объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения Бундесрата.

Еще по теме 15.4. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация:

  1. Глава 2. Соотношение частных и публичных элементов во внутренней организации управления акционерными обществами России

Страница 5 из 6

§ 5. Государственные органы. Местное самоуправление

А. Федеральные органы

Бундестаг

Бундестаг - это законодательный орган Федерации. Отече­ственная юридическая наука считает Бундестаг одной из палат гер­манского парламента (другой является Бундесрат). Эта точка зре­ния не разделяется большинством немецких юристов, которые считают, что только Бундестаг можно именовать парламентом, так как только он представляет немецкий народ как единое целое.

Порядок формирования. Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной си­стеме. Она устанавливается текущим законодательством. В насто­ящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избира­тельным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменени­ями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоя­щие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активно­го избирательного права.

Избирательный закон устанавливает определенное число де­путатов Бундестага - 656 (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы, о чем будет ска­зано ниже; например, в 1997 г. их было 672). Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом (последние в сравнении с российскими несколько ограничены).

При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система - так называемая "персонализированная пропорциональ­ная". Половина депутатов Бундестага (328) избирается в избира­тельных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий.

Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос - за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой "первый" голос кандидату от од­ной партии, а "второй" - земельному списку кандидатов от дру­гой партии.

В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная си­стема относительного большинства). Остальные 328 мест заполня­ются кандидатами из земельных списков партий.

Для определения количества мандатов, полученных партий­ным списком, с 1985 г. применяется система подсчета по методу Хэйра-Нимейера. Для этого все "вторые" голоса, поданные за спи­сок определенной партии, умножаются на общее количество мест, подлежащих распределению. Затем полученное кратное делится на общее количество всех "вторых" голосов, поданных за все партийные списки. Каждый партийный список получает столько мест, сколько полных чисел в результате он получит. Оставшиеся свободные места распределяются по порядку наибольших долей чисел (после запятой), которые при таком подсчете приходятся на тот или иной список. После этой процедуры все места оказывются распределенными, и устанавливается, на сколько мест мо­жет рассчитывать каждая партия.

Партия А 10 000 х 12 21000 = 5,71

Партия В 8000 х 12 21000 = 4,57

Партия С 1600 х 12 21000 = 0,91

Партия D 1400 х 12 21000 = 0,8

При первом подсчете партия А получает 5 мест и партия В - 4 места. Из 12 мест нераспределенными остались три места, по одному из них получают партии С и D, еще одно - партия А. После этого из общего числа мест, определенных таким образом для каждого земельного списка партий, вычитается число мест, уже полученных данной партией в избирательных округах земли. Какая-либо партия может получить в одной из земель больше прямых мандатов, чем ей полагается по числу ее вторых голосов. В этом случае парламент увеличивается на число упомянутых мандатов (это так называемые избыточные мандаты), а партия получает в этом случае количество мандатов сверх пропорции. Согласно избирательному закону в распределении мандатов уча­ствуют лишь те партии, которые в масштабе всей республики собрали не менее 5 процентов голосов избирателей (5-процентная "заградительная" оговорка) или кандидаты которых избраны не менее чем в трех избирательных округах.

Организация Бундестага. Непосредственное руководство де­ятельностью Бундестага осуществляет его председатель (офици­ально он именуется президентом). Он избирается из числа депута­тов на весь срок легислатуры и не может быть отозван со своего поста. По сложившейся традиции председателем Бундестага из­бирается представитель крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители - соответственно числу фракций, пред­ставленных в Бундестаге, а также несколько секретарей. Вместе они образуют президиум палаты, который, однако, никаких фун­кций как коллегиальный орган не осуществляет. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из председателя, вице-председателей и 24 членов, назначаемых фрак­циями пропорционально их численности. В задачи Совета входит согласование между фракциями численности комитетов Бундес­тага, распределение в них мест между фракциями, назначение председателей комитетов и их заместителей. Кроме того, Совет старейшин согласовывает повестку дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок. Совет старейшин принимает проект бюджета Бундестага, выносит ре­шения по его внутренним делам.

Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, об­разуют партийную фракцию Бундестага (объединенная фракция ХДС-ХСС состоит из двух групп депутатов - ХДС и ХСС, при­чем последняя пользуется относительной самостоятельностью внут­ри фракции). Фракцию может создать только такая группа депу­татов, которая насчитывает не менее 5% от общего числа депу­татов. Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе. Они рассматривают основ­ные вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях па­латы, формулируют законодательную политику партии, назнача­ют докладчиков для выступления на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы.

Партийной фракцией руководит правление. В него входит председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. В каждой фракции образуются также рабочие груп­пы по основным направлениям внутренней и внешней политики. Члены правления фракции и руководство рабочих групп образу­ют ядро фракции, состоящее из профессиональных политиков. Именно они определяют линию поведения фракции и парламент­скую политику партии, занимают ответственные посты в Бундес­таге и чаще всего выступают на его пленарных заседаниях и в комитетах. Остальные члены фракции, так называемые "задне-скамеечники", особого влияния не имеют и лишь поддерживают политическую линию партии в Бундестаге.

Существенную роль в работе Бундестага играют его комите­ ты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные. Отраслевые комитеты подразделяются на обязательные (их три: комитет по делам Европейского Союза, иностранным делам и обороне;- образование этих комитетов пре­дусмотрено в Основном законе) и факультативные (их число, как и профиль деятельности, меняется, в настоящее время их 23).

В компетенцию Бундестага входит развитие законодатель­ства, утверждение федерального бюджета, избрание Федераль­ного канцлера и парламентский контроль за деятельностью Феде­рального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.

Важнейшую функцию Бундестага составляет законотворче­ство. Законодательная инициатива принадлежит Федеральному правительству, членам Бундестага и Бундесрату. Все законопро­екты вносятся на рассмотрение Бундестага, однако правитель­ственные законопроекты предварительно направляются в Бундес­рат, который может сделать свои замечания, а законопроекты Бундесрата передаются в Бундестаг через Федеральное прави­тельство, которое должно высказать свои рекомендации. Как по­казывает практика, свыше 80% всех законопроектов вносится в Бундестаг по инициативе Федерального правительства.

Законодательная процедура регулируется регламентом Бун­дестага, предусматривающим правило "трех чтений" законопро­екта. Первое чтение представляет собой информацию о законо­проекте с предложением совета старейшин. На этой стадии могут обсуждаться лишь общие принципы законопроекта. Подавляющее большинство законопроектов после первого чтения передаются на рассмотрение комитетов. Бундестаг может назначить срок вто­рого чтения и без передачи законопроекта в комитеты. Во втором чтении Бундестаг обсуждает законопроект в редакции, предло­женной комитетом, вместе с докладом последнего. На этой стадии депутаты могут вносить поправки и дополнения к законопроекту. Тогда же проводится голосование по законопроекту, как правило по частям, и голосование по внесенным поправкам.

Принятый во втором чтении законопроект представляет ос­нову для третьего чтения. На этой стадии может быть возобнов­лено обсуждение проекта в целом и могут вноситься новые по­правки, но уже только от имени фракции. Затем следует заклю­чительное голосование.

Государственное право ФРГ различает конституционные, "федеративные" (т. е. затрагивающие федеративную структуру государства или полномочия государственных органов земель) и обыкновенные законы. Первые принимаются Бундестагом квали­фицированным большинством, а затем таким же большинством Бундесратом. "Федеративные" законы принимаются простым боль­шинством Бундестага, но требуют обязательного согласия Бун­десрата. Обыкновенные законы принимаются только Бундестагом простым большинством голосов. Однако по этим законам Бундес­рат имеет право протеста, что влечет повторное голосование в Бундестаге. Если Бундестаг подтвердит прежнее решение, про­тест считается отклоненным.

К числу важнейших полномочий Бундестага относится утвер­ждение федерального бюджета. Проект бюджета составляется Фе­деральным правительством. Бундестаг вправе предлагать свои по­правки к правительственному проекту бюджета, но если они пре­дусматривают увеличение расходов или новые расходы, то такие поправки могут приниматься лишь с согласия Правительства.

Одной из важнейших функций Бундестага является решение вопроса о главе Правительства. В начале своей легислатуры Бун­дестаг избирает Федерального канцлера, который затем самосто­ятельно формирует Правительство. Решение этого вопроса зави­сит от соотношения политических сил в парламенте, ибо реаль­ный шанс быть избранным на пост Канцлера имеет кандидат той партии, которая обладает абсолютным большинством мест, либо пользующийся поддержкой коалиции партий, обладающей таким большинством.

Парламентский контроль за деятельностью Правительства но­сит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требо­вать присутствия на своих заседаниях членов Правительства. Депутаты имеют право задавать вопросы Канцлеру и министрам, кото­рые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до трех часов еженедельно (обычно по четвергам) во время сессии парламента.

Группы депутатов могут делать малые и большие запросы Правительству, на которые должен быть дан письменный ответ в течение 14 дней. Отличие большого запроса от малого состоит в том, что по ответу Правительства на первый предусмотрены де­баты.

Бундестаг работает постоянно, за исключением летних, рож­дественских и пасхальных каникул. Пленарные заседания прохо­дят обычно по вторникам и средам, в остальные будние дни засе­дают комитеты и фракции.

Бундесрат

Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполни­ тельной власти Федерации, а также в делах Европейского Со­ юза (ст. 50). Если придерживаться традиционной точки зрения, что парламент ФРГ состоит из двух палат, тогда Бундесрат - это верхняя палата парламента. Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.

Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; зем­ли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. - 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. - 6 голосов. На конец 1997 г. земли Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония и Северный Рейн-Вестфалия имели по 6 голо­сов, Гессен - 5, Бремен, Гамбург, Мекленбург-Верхняя Поме­рания, Саар - по 3 голоса, остальные 7 земель имели по 4 голо­са; всего в Бундесрате - 69 мест.

Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколь­ко она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзывают­ся правительствами земель. Практически членами Бундесрата обыч­но назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные мини­стры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по час­тям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом Бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов Бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блоки­руются между собой при голосованиях. Голоса земли могут пода­ваться только согласованно.

Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания Бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голо­сования. Председатель обладает административной властью в зда­нии Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если пос­ледний временно не может выполнять своих функций.

Значительную роль в работе Бундесрата играют его постоян­ные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновни­ков земли.

Полномочия Бундесрата довольно широки: они охватывают сферу законодательства, управления, а также дела Европейско­го Союза.

Бундесрат принимает участие в законодательной деятельно­сти. Он обладает правом законодательной инициативы, его учас­тие в принятии конституционных и "федеративных" законов яв­ляется обязательным. Бундесрат вправе опротестовывать обыкно­венные законы, принятые Бундестагом, что влечет повторное голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет.

При определенных условиях Бундесрат может стать единствен­ным законодательным органом. Согласно ст. 81 Основного закона по требованию Федерального правительства Президент ФРГ мо­жет объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях: 1) если Бундестаг отклоняет правительственный законо­проект, хотя Канцлер связал с ним вопрос о доверии; 2) если при постановке вопроса о доверии Канцлер не получил большинства голосов в Бундестаге, а последний, не будучи распущенным, от­клоняет законопроект, признанный Федеральным правительством неотложным. В этих случаях для принятия закона достаточно со­гласия только Бундесрата. Состояние законодательной необходи­мости применяется не только к законопроекту, послужившему поводом для его объявления, но и к другим законопроектам в течение последующих шести месяцев.

В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществле­нии исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное прави­тельство, согласно ст. 53 Основного закона, обязано держать Бун­десрат в курсе текущих дел.

Наряду с Федеральным правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями. В согласии Бундесрата нуж­даются общие административные предписания Федерального пра­вительства, адресованные землям. По предложению Федерально­го правительства Бундесрат определяет нарушение землями норм федерального права. Он дает согласие Федеральному правитель­ству на применение союзного принуждения в отношении земель, если они не выполняют своих конституционных обязанностей (ч. 1 ст. 37 Основного закона).

По ряду правовых вопросов Бундесрат уполномочен выска­зывать свое мнение перед Федеральным конституционным судом: при проверке конституционности того или иного закона, в случае обращения конституционного суда земли в Федеральный консти­туционный суд по поводу толкования Основного закона и др.

По вопросам, относящимся к ведению Европейского Союза, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейс­кой палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что голоса земли могут подаваться только согласо­ванно (п. За ст. 52).

Согласно поправке к Основному закону, принятой в 1968 г., предусмотрена возможность создания нового органа, который мо­жет замещать парламент. Это так называемый совместный коми­тет, создаваемый на случай "чрезвычайного положения". Он со­стоит из 48 членов: на две трети из депутатов Бундестага и на одну треть из членов Бундесрата. Депутаты назначаются Бундес­тагом на основе пропорционального представительства фракций; они не могут входить в состав Федерального правительства. Каж­дая земля должна быть представлена одним членом Бундесрата, который назначается ею; эти члены не связаны указаниями пра­вительств земель. В период "состояния обороны" совместный ко­митет замещает Бундестаг и Бундесрат и осуществляет принадле­жащие им права. Лишь Основной закон не может быть отменен или частично изменен решением совместного комитета.

Федеральный президент

Согласно Основному закону главой Федеративной Республи­ки Германия является Федеральный президент. В ФРГ он занима­ет более скромное место в государственном механизме, чем рейхс-президент в Веймарской республике. Значительная часть полно­мочий последнего теперь отошла к Федеральному канцлеру.

Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из чле­нов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтага­ми германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорци­онального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депу­татов от данной земли и последних данных о численности населе­ния.

Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундес­тага; он же руководит работой собрания.

На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президен­та обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.

Избранным на пост Президента считается кандидат, полу­чивший абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания в первом или втором туре голосования. Если в первых двух турах ни один кандидат не получил требуемого большин­ства, назначается третий тур, в котором для избрания Президен­та достаточно относительного большинства голосов (во втором и третьем турах могут выдвигаться новые кандидаты).

Федеральный президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однако никто не может быть избран Президентом более двух раз подряд. При вступлении в должность Президент приносит присягу (ее текст содержится в конституции) на совместном заседании Бундестага и Бундесрата.

В области внутренней политики Президент ФРГ наделен сле­дующими полномочиями: он подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать приня­тый парламентом закон как антиконституционный перед Федераль­ным конституционным судом; выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных фрак­ций в Бундестаге); назначает по предложению Федерального кан­цлера федеральных министров, обладает правом назначать и уволь­нять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федераль­ным министрам); осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями и др.

Внешнеполитические полномочия Федерального президента включают в себя: представительство Федерации в международ­ных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем полномочных пред­ставителей иностранных государств. Президент имеет право зак­лючить от имени ФРГ договоры с иностранными государствами (договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратифи­кации парламента).

У Федерального президента есть также так называемые "ре­зервные" полномочия, используя которые он может влиять на политическую жизнь. Президент вправе требовать созыва Бунде­стага (это требование должно быть выполнено), он может распу­стить Бундестаг, если последний не избрал Канцлера абсолютным большинством голосов или если Канцлер при постановке вопроса о доверии не получил большинства голосов членов Бундестага. По представлению Федерального правительства и с согласия Бундес­рата Президент может объявить состояние законодательной необ­ходимости, во время которого, как отмечалось, федеральные за­коны могут приниматься без участия Бундестага.

К числу чрезвычайных относится право Федерального пре­зидента объявлять с согласия Канцлера "состояние обороны", если созыву Бундестага или совместного комитета мешают "непреодо­лимые препятствия".

Для вступления в действие распоряжений и указаний Феде­рального президента необходима их контрасигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это прави­ло не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относитель­ным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным кан­цлером или федеральным министром своих обязанностей до на­значения их преемников.

Федеральный президент не несет политической ответствен­ности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитыва­ется о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед феде­ральным собранием. Однако Основной закон допускает возмож­ность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (ко­торый принимает окончательное решение) только в связи с об­винением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении об­винения должно быть выдвинуто не менее чем четвертью голо­сов депутатов Бундестага или четвертью голосов членов Бундес­рата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов депутатов Бундестага или две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа. До сих пор прецедента смещения Президента с должности в истории ФРГ не было.

Федеральное правительство

Исполнительную"власть в ФРГ осуществляет Федеральное правительство. По свидетельству Т \ Маунца, автора учебника по государственному праву ФРГ, "именно Правительство представ­ляет исполнительную власть, а поскольку его полномочия более широки, чем когда-либо, можно утверждать, что Основной закон усилил исполнительную власть". Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом ис­полнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту.

Основной закон предусматривает следующий порядок фор­мирования Федерального правительства. В начале легислатуры Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера - главу Правительства. Избранным счи­тается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Бундестага, после чего следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бун­дестага.

Если предложенный Президентом кандидат не будет избран, Бундестагу предоставляется право в течение последующих двух недель избрать абсолютным большинством голосов на пост Феде­рального канцлера другое лицо. В этом случае Президент обязан назначить предложенную парламентом кандидатуру на пост Кан­цлера, если эта кандидатура получит поддержку абсолютного боль­шинства палаты. Если же кандидат соберет относительное боль­шинство голосов, Президент может либо назначить его Канцле­ром либо распустить Бундестаг.

Срок полномочий Федерального канцлера совпадает в прин­ципе со сроком полномочий Бундестага. Они прекращаются с со­зывом нового Бундестага, при вынесении Бундестагом конструк­тивного вотума недоверия, а также при добровольной отставке, которая возможна в любое время. С прекращением полномочий Канцлера автоматически прекращаются полномочия всех феде­ральных министров и следует процедура формирования нового Правительства.

В Правительство кроме Федерального канцлера входят фе­деральные министры. Обычно все они возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (или ми­нистры по особым поручениям). Одного из министров Канцлер назначает своим заместителем (вице-канцлером); в коалиционных правительствах этот пост предоставляется партии, выступающей в блоке с партией большинства. Число членов Правительства, так же как и распределение портфелей между ними, устанавливает­ся Канцлером (при формировании коалиционных правительств - по согласованию между блокирующимися партиями).

Руководящее положение в Правительстве занимает Феде­ральный канцлер. Согласно Основному закону власть Федераль­ного канцлера значительно усилена за счет полномочий и Пре­зидента, и парламента, и министров. В результате глава Пра­вительства - Федеральный канцлер - становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Не­удивительно, что основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлер­ской демократии.

Именно Канцлер, а не парламент или Правительство как коллегиальный орган определяет основной курс, общую полити­ческую линию Федерального правительства (ст. 65). Федераль­ный канцлер руководит в общем плане деятельностью отдель­ных министров, которые самостоятельно ведут дела порученной им отрасли в рамках основной линии, определенной Федераль­ным канцлером. Еще более усиливается власть Федерального канцлера в период "состояния обороны", когда к нему переходит высшее командование Вооруженными силами (в мирное время главнокомандующим считается министр обороны). При осуществ­лении своих полномочий Канцлер опирается на непосредственно ему подчиняющийся вспомогательный аппарат. Основу его состав­ляют три ведомства: Служба Федерального канцлера, Служба прессы и информации Федерального правительства и Федераль­ ная разведывательная служба. Важнейшей среди них является Служба (Ведомство) Федерального канцлера, в которой сосредо­точены все нити правительственной политики. Она подготавли­вает решения, заявления и выступления главы Правительства, координирует и контролирует при помощи целого штата рефе­рентов работу министерств, поддерживает связь между Прави­тельством и различными объединениями в экономике, политике, социальной жизни и т. п.

Деятельность Правительства как коллегиального органа ре­гулируется Регламентом Федерального правительства, принятым еще в 1951 г. В компетенцию Правительства входят многочислен­ные и важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Федераль­ное правительство обладает правом законодательной инициативы и, как показывает практика, широко его использует.

Основной закон ФРГ предусматривает возможность делеги­рованного законодательства: на основании ст. 80 парламент может уполномочить Правительство в целом или федерального мини­стра издавать постановления общего характера. Кроме того, Фе­деральное правительство и отдельные министры могут издавать постановления во исполнение законов. По отдельным вопросам Пра­вительство с согласия Бундесрата может издавать постановления, имеющие силу закона (ст. 119 Основного закона). Наконец, в сфе­ре управления Федеральное правительство и министры могут издавать общие административные предписания.

Федеральное правительство располагает большими правами в области контроля за деятельностью органов управления в зем­лях. Оно контролирует исполнение землями федеральных зако­нов. С этой целью Правительство ФРГ может направлять своих уполномоченных в высшие государственные органы земель. При помощи конференций министров земель, которые проходят обычно под председательством компетентного федерального министра, Федеральное правительство осуществляет общий надзор и коор­динацию деятельности органов управления в землях. По этим воп­росам Федеральное правительство может издавать с согласия Бундесрата общие административные предписания, а на основе законов - давать обязательные указания землям.

Заседания Федерального правительства созываются по мере необходимости, обычно раз в неделю, в резиденции Федерально­го канцлера. Заседания Правительства закрытые. Кроме федераль­ных министров в заседании кабинета могут принимать участие и другие лица. Персональный круг приглашенных на заседание Правительства определяет Служба Федерального канцлера по согла­сованию с главой Правительства.

Правительство ФРГ опирается в своей деятельности прежде всего на федеральные министерства. Число их относительно не­велико (оно колебалось от 13 в 1949 г. до 17 в 1987 г.). Возглавля­ющий министерство федеральный министр самостоятельно и под свою.ответственность ведет дела своей отрасли.

Вверх