Еда в литературных произведениях. Кулинарные рецепты из художественной литертуры

Мнение, что персонажи классической русской литературы озабочены духовными вопросами - справедливо, но однобоко. Если повнимательнее приглядеться, то окажется, что и герои неистового моралиста Толстого, и депрессивного меланхолика Гоголя, и скромного интеллигента Чехова толк в еде знали и этого не скрывали.

Цитаты были подготовлены в музее-усадьбе «Ясная Поляна» для проекта «Анковский пирог или секреты усадебной кухни».

Холодные закуски

Через пять минут председатель сидел за столом в своей маленькой столовой. Супруга его принесла из кухни аккуратно нарезанную селедочку, густо посыпанную луком. Никанор Иванович налил лафитничек, выпил, налил второй, выпил, подхватил на вилку три куска селедки… и в это время позвонили. Проглотив слюну, Никанор Иванович заворчал, как пес: «А чтоб вам провалиться! Поесть не дадут. Не пускай никого, меня нету, нету».

Закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Лебедев. Селедочка, матушка, всем закускам закуска.
Шабельский. Ну нет, огурец лучше… Ученые с сотворения мира думают и ничего умнее не придумали… (Петру.) Петр, поди-ка еще принеси огурцов да вели на кухне изжарить четыре пирожка с луком. Чтоб горячие были.
А.П. Чехов «Иванов»

Заметив, что закуска была готова, полицеймейстер предложил гостям окончить вист после завтрака, и все пошли в ту комнату, откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Да, недурно бы теперь что-нибудь этакое… - согласился инспектор духовного училища Иван Иваныч Двоеточиев, кутаясь от ветра в рыженькое пальто. - Сейчас два часа и трактиры заперты, а недурно бы этак грибочков, что ли… или чего-нибудь вроде этакого, знаете…
А.П. Чехов «Невидимые миру слезы»

Овощные и зеленные лавки также не оставлены мной без внимания, истинно достойны уважения наши огородники, умеющие с таким искусством сохранять зелень круглый год.

Ну-с, когда вы входите в дом, то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой. Да ее, мамочку, выпиваете не сразу, а сначала вздохнете, руки потрёте, равнодушно на потолок поглядите, потом, этак не спеша, поднесете ее, водочку-то, к губам и – тотчас же у вас из желудка по всему телу искры… Как только выпили, сейчас же закусить нужно. Ну-с, а закусить, душа моя Григорий Саввич, тоже нужно умеючи. Надо знать, чем закусывать.
А.П. Чехов «Сирена»


Как только выпили, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком… объедение!

А.П. Чехов «Сирена»

Сыру вашего прикажете?
- Ну да, пармезану. Или ты другой любишь? – спросил Стива.
- Нет, мне все равно, - не в силах удерживать улыбки, говорил Левин.
Л.Н. Толстой «Анна Каренина»


- Нет, без шуток, что ты выберешь, то и хорошо. Я побегал на коньках, и есть хочется. И не думай, - прибавил он, заметив на лице Облонского недовольное выражение, - чтоб я не оценил твоего выбора. Я с удовольствием поем хорошо.
- Еще бы! Что ни говори, это одно из удовольствий жизни, - сказал Степан Аркадьич.

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

Горячие закуски

Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок - это первая.

За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными рыбками и прочим.
Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»

Дорогой Степан Богданович, - заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, - никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, - лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.
М.А. Булгаков «Мастери Маргарита»

Пельмени

Неизменными посетителями трактира были все московские сибиряки. Повар, специально выписанный Лопашовым из Сибири, делал пельмени и строганину. И вот как-то съехались из Сибири золотопромышленники самые крупные и обедали по-сибирски у Лопашова, а в меню значилось только две перемены: первое – закуска и второе – «сибирские пельмени». Никаких больше блюд не было, а пельменей на двенадцать обедавших было приготовлено 2500 штук: и мясные, и рыбные, и фруктовые в розовом шампанском… И хлебали их сибиряки деревянными ложками…

Блины

Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…
А.П. Чехов «О бренности»

Супы

А притушив первый голод и взвинтив в себе настоящий аппетит, мы обратимся к солянке мясной, и будет она у нас янтарная, парящая, скрывающая под поверхностью своею деликатесные мяса разного вида и черные лоснящиеся маслины…
Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая судьба»


Марина. Опять заживем, как было, по-старому. Утром в восьмом часу чай, в первом часу обед, вечером - ужинать садиться; всё своим порядком, как у людей… по-христиански. (Со вздохом.) Давно уже я, грешница, лапши не ела.
Телегин. Да, давненько у нас лапши не готовили.

А.П. Чехов «Дядя Ваня»

А ежели любите суп, то из супов наилучший, который засыпается кореньями и зеленями: морковкой, спаржей и всякой тому подобной юриспруденцией.
- Да, великолепная вещь…- вздохнул председатель, отрывая глаза от бумаги.
А.П. Чехов «Сирена»

Основные блюда

Закуске последовал обед. Здесь добродушный хозяин сделался совершенным разбойником. Чуть замечал у кого один кусок, подкладывал ему тут же другой, приговаривая: «Без пары ни человек, ни птица не могут жить на свете».
Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Братец ты мой, не надо твоих ананасов! Ей-богу… Особливо, ежели рюмку выпьешь, другую. Ешь и не чувствуешь… в каком-то забытьи… от аромата одного умрёшь!..
А.П. Чехов «Невидимые миру слёзы»

После жаркого человек становится сыт и впадает в сладостное затмение, - продолжал секретарь. - В это время и телу хорошо и на душе умилительно. Для услаждения можете выкушать после рюмочки три.
А.П. Чехов «Сирена»

— Сыро в поле, - заключил Обломов, - темно; туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уж засветились огни; на кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты.
И.А. Гончаров «Обломов»

Гречневая каша. Зерно к зерну. Сколько их, ароматных, граненых! Ежели высыпать их из чугуна, к примеру, на большой лист бумаги, они зашуршат и рассыплются, будто сухие. Ах, вовсе нет, они мягкие, горячие, переполненные соком и паром, вобравшие в себя ароматы лугов, июльского полдневного зноя, и вечерних засыпающих цветов, и соки росы. Привкус грецкого ореха ощущается в этих зернах. Гречка! От черной каши лица становятся белы и холены, а в душе пробуждается милосердие.
Булат Окуджава «Свидание с Бонапартом»

Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. Запах от блюда шёл такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной. «Сады Семирамиды»! – подумал он и застучал по паркету хвостом, как палкой.
– Сюда их, – хищно скомандовал Филипп Филиппович.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Ну-с, Кузьма Павлович, мы угощаем знаменитого артиста! Сооруди сперва водочки…
К закуске чтобы банки да подносы, а не кот наплакал.
- Слушаю-с.
- А вот между мясным хорошо бы лососинку, - предлагает В. П. Далматов.
- Лососинка есть. Манность небесная, а не лососинка.
В.А. Гиляровский «Москва и москвичи»


В конце октября или в начале ноября Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. В каждом доме жарится или маринуется скумбрия. Широкие устья печей в булочных заставлены глиняной черепицей, на которой рыба жарится в собственном соку. Это называется: макрель на шкаре – самое изысканное кушанье местных гастрономов.

А.И. Куприн «Листригоны»

Покушайте, барышня-графинюшка, - приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек и такой курицы никогда она не видала и не едала.
Л.Н. Толстой «Война и мир»

Чем больше, чем толще и чем жирнее ваши котлеты, тем лучше, но в особенности хорошо шпиговать котлеты средней руки, которые чаще встречаются в хозяйстве.

В.Ф. Одоевский «Лекции господина Пуфа»

Десерты

Потом мы уходили на берег, всегда совсем пустой, купались и лежали на солнце до самого завтрака. После завтрака – белое вино, орехи и фрукты – в знойном сумраке нашей хижины под черепичной крышей тянулись через сквозные ставни горячие, веселые полосы света.
И.А. Бунин «Темные аллеи»

Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил, съел и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ты писатель, - говорит ему Бернович, - вот и опиши, чего я кушаю на сегодняшний день. Причем без комментариев, а только факты. Утром – холодец телячий, лакс, яички, кофе с молоком. На обед – рассольник, голубцы, зефир. На ужин – типа кулебяки, винегрет, сметана, штрудель яблочный… В СССР прочтут и обалдеют. Может, Ленинскую премию дадут за гласность…
Сергей Довлатов «Соло на Ундервуде»

Вкусная еда восхищала классиков не меньше, чем женские прелести или красивые пейзажи. Художественным описаниям блюд могут позавидовать лучшие кулинары мира. В гастрономических эссе есть рецептура и исторические свидетельства, веяние времени и традиции народа, признаки изворотливой бедности или роскошной жизни.

Оценка

ХОЧУ подобрал 10 несложных в приготовлении рецептов, которые выручат вас в летнюю жару.

Форшмак из сельди

«В тот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу в рисом и компот из сушеных яблок» (Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев» )

Справка

В переводе с идиша «форшмак» означает «перед вкусом», или «предвкушение». В еврейскую кухню блюдо пришло из восточной Пруссии, где форшмакеном называли закуску из мякоти дичи или жареной печенки, промолотых с сельдью, сливочным маслом и пряностями. В форшмакен добавляли грибы, артишоки, картошку. Еврейские кулинары убрали из рецепта мясо, и трансформировали блюдо в паштет. Рубили селедку из соображений экономии: рыба со дна бочки стоила намного дешевле.

Ингредиенты

Филе малосоленой сельди (500 г), пшеничный батон или хлеб без корки (400 г), репчатый лук (200-400 г), молоко или 10%-ные сливки (400 мл), масло растительное (60 мл), сливочное масло (60 г), 4 куриных яйца, сметана (30 г), сухарная крошка (20-40 г), мускатный орех, молотый черный перец.

Приготовление

1. Филе сельди и батон, вымоченный в молоке или сливках, пропустить через мясорубку.

2. Лук порезать полукольцами и подрумянить на среднем огне.

3. Протереть желтки двух яиц, белки взбить в пену. Все компоненты соединить, приправить мускатным орехом и аккуратно перемешать.

4. Смазать дно сковородки маслом, присыпать сухарной крошкой, выложить селедочную массу и подержать полчаса в духовке, нагретой до 150 гр.

5. Подавать горячим, полив растопленным сливочным маслом.

Суп из моркови и репы

«Прекрасно понимая, что значит предложить гостям, живущим в провинциальном сицилийском городке, обед, который начинался бы супом-пюре, князь нарушал правила благородной кухни тем более охотно, что это отвечало его собственным вкусам» (Томази ди Лампедуза «Гепард» )

Справка

Морковные супы можно хранить в морозильной камере. Идея консервировать супы не нова. В 17-м веке Мартен изобрел технологию создания порошкового супа. Продукт предназначался для снабжения супами французской армии. Еще 200 лет назад Михаил Ломоносов заказал вольному кухмистеру кайзеру сделать сушеный суп со специями и без специй для экспедиции капитана Чичагова на Камчатку.

Ингредиенты

Морковь (300 г), репа (300 г), головка репчатого лука, апельсин, бульон (750 мл), сахарная пудра (1 ч.л.), молотый кайенский перец, сливочное масло, соль.

Приготовление

1. Морковь и репу вымыть, очистить, натереть на терке. Очистить и мелко нарезать лук. овощи обжарить на масле в жаропрочной кастрюле на сильном огне.

2. Добавить бульон. Закрыть крышкой и тушить 15 минут на среднем огне.

3. Натереть цедру апельсина на терке, отжать сок. Цедру подержать в кипятке пять минут и остудить под проточной водой.

4. Добавить в суп половину апельсинового сока, сахарную пудру, перец, соль. Перемешать и влить оставшийся сок. Подавать горячим, посыпав тертой апельсиновой цедрой.

Печень по-берлински

«Из маленького трактира доносился запах жареной печенки и лука. Наши сердца забились учащенно. Хозяйка подавала печенку и жареную картошку. В качестве вступления она поставила бутылку хлебной водки» (Эрих Мария Ремарк «Три товарища» )

Справка

Это кушанье подавали еще на придворных балах Фридриха Великого. Монарх правил в голодные времена, и чтобы население не вымерло с голода, приказал ввозить в Пруссию жирную сельдь. Идея кормить голодный народ селедкой пришлась как нельзя кстати в СССР в 20-е годы прошлого века. Но вернемся к печенке. Король не имел понятия о диетологической ценности печени, просто он был по-немецки бережлив, к тому же придворные повара отлично готовили. Сейчас каждый знает, что печень содержит полноценные белки, коллаген, незаменимые аминокислоты и минеральные вещества. Блюдо по-прежнему готовят в немецкой столице

Ингредиенты

Четыре куска телячьей печенки (толщиной около 1 см), три средних луковицы, два зеленых яблока, сливочное масло (100 г), соль, белый перец.

Приготовление

1. Лук нарезать кольцами, обжарить на сливочном масле до хрустящей корочки, поставить в теплое место.

2. Яблоки почистить, удалить сердцевину, нарезать кольцами толщиной 1 см, обжарить до мягкости на сливочном масле, поставить в теплое место.

3. Печенку обвалять в муке, посолить, поперчить, обжарить на сильном огне по 4 мин с каждой стороны.

4. Готовую печенку выложить на тарелку, сверху положить два кружочка яблока, посыпать жареным луком.

Баклажанная икра

«Петр Васильевич был неумолим. Он требовал, чтобы из синеньких немедленно приготовили баклажанную икру. Разумеется, не ту пресную, сладковатую желтоватую кашицу, которая продается в виде консервов, а ту, настоящую, домашнюю, знаменитую одесскую баклажанную икру, - пищу богов! зеленую, с луком, уксусом, чесноком, молдавским перцем, дьявольски острую» (Валентин Катаев «Катакомбы» )

Справка

«Баклажанная икра по-одесски» ведет свою родословную от ближневосточного блюда Imambayildi (имам упал в обморок), надо полагать, от восхитительного вкуса тушеных овощей. В мире существует множество схожих блюд, отличающихся способом предварительного приготовления баклажанов. Их можно варить, тушить, запекать целиком в духовке или на гриле, обжаривать. На Ближнем востоке подается под общим названием «мезе». Блюдо диетическое, так как используется капелька масла для подрумянивания лука, а овощи тушатся в томатном соке.

Ингредиенты

Баклажаны (3 кг), помидоры (3 кг), сладкий перец (1,5 кг), лук (1 кг), соль, перец, растительное масло для обжарки лука.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - 10 аудиокниг, которые ты должна закачать в свой плеер

Приготовление

1. Овощи помыть, лук почистить, баклажаны почистить и целиком опустить в кипяток. Варить, пока не станут мягкими.

2. Лук прокрутить на мясорубке или в комбайне и обжарить на масле. Прокрутить отваренные баклажаны и добавить их к луку на сковородке.

3. Пропустить в комбайне помидоры и добавить к овощам. Прокрутить очищенный перец и тоже положить на сковородку.

4. Тушить, пока не выпарится жидкость, постоянно помешивая. Почти готовую икру посолить и поперчить по вкусу.

Цветная капуста с зеленью

«Он похож на глаз насекомого, увеличенный в тысячи раз, - сказал Хуан, проводя пальцем по плотной сероватой поверхности. - Подумай только, ведь это цветок, огромный цветок капусты, цветной кочан. Че, да он похож еще и на растительный мозг. О цветной кочан, какие в тебе мысли?» (Хулио Кортасар «Экзамен» )

Справка

В 12-м веке мавры привезли цветную капусту в Испанию, спустя пару веков культура попала в Италию. В Англию цветная капуста добралась только в 17-м столетии, а в Россию и того позже, в 18-м веке. Первоначально капусту отваривали в молоке, а спустя сто лет в моду вошел способ, которым мы пользуемся и сегодня. Капусту разбирали на соцветия и просто отваривали. Белая часть корешков - это не листья, а не развитые побеги. В них содержатся вещества, которые не успели перейти в цветок: витамины С и К, а также фолиевая кислота и магний.

Ингредиенты

Большой кочан цветной капусты, сливочное масло (6 ст.л.), средняя репчатая луковица, зубчик чеснока, пучок петрушки, панировочные сухари (2 ст.л.), яйцо, вода, соль.

Приготовление

1. Залить цветную капусту, разобранную на соцветия, холодной подсоленной водой и варить до готовности. Выложить капусту на блюдо и накрыть крышкой, чтобы удержать тепло.

2. Растопить 4 ложки сливочного масла и добавить измельченный лук. Пассеровать одну минуту, добавить давленый чеснок и обжаривать две минуты, пока лук не станет прозрачным.

3. Снять сковороду с огня, добавить туда мелко нарезанную петрушку, панировочные сухари, сваренное вкрутую и нарезанное яйцо, соль и оставшееся масло.

4. Перемешать с цветной капустой и подавать к столу.

Яйца «Бенедикт» с рыбой

«Мисс Марпл осторожно, но уверенно воткнула нож. И не разочаровалась. Вытек густой, ярко-желтый желток, похожий на крем. Прекрасные яйца! Все совершенно горячее. Настоящий завтрак» (Агата Кристи «Отель «Бертрам» )

Справка

На самом деле яйца «Бенедикт» - это бутерброд с хитро приготовленным яйцом. Если у вас получится добиться желаемого результата, считайте, что завтрак аристократа у вас в кармане. Кстати «пашот» в переводе с французского означает «карман». По одной из версий яйца «Бенедикт» придумали монахи-бенедиктинцы, по другой - шеф-повар французского ресторана приготовил их для своих постоянных клиентов, супружеской пары по фамилии Бенедикт.

Ингредиенты

Четыре яйца, несколько ломтиков соленой красной рыбы, хлеб без корочки для гренок, лук, укроп. Для соуса: два яйца, сливочное масло (100 г), винный уксус (1 ст.л.), свежий лимонный сок (1 ст.л.), соль, черный молотый перец.

Приготовление

1. Хлеб слегка обжарить в сливочном масле. Нарезать кусочками красную рыбу, нашинковать зелень.

2. Для соуса отделить желтки от белков. Желтки посолить, поперчить и хорошо взбить. Довести до кипения лимонный сок и уксус, влить желтки в лимонную смесь, взбить еще раз. Растопить масло и медленно ввести его в смесь. Взбить белки и вмешать их в соус.

3. Для приготовления яиц пашот разбить сырые яйца в отдельные чашки. В несильно кипящую воду добавить 3 ст. ложки уксуса и 1 ст. ложку соли (на два литра воды). Очень аккуратно вылить яйца в воду и варить, пока белок не сварится. Желток должен остаться жидким.

4. На каждую гренку положить рыбу, зелень и яйцо. Обильно полить соусом. Слегка надрезать яйца, чтобы из них немного вытек желток. Сразу подавать на стол.

Гаспаччо

«Блюдо подали в большой миске. Хрустящие кусочки огурца, помидоры, чесночный хлеб, зеленый и красный перец и лед плавали в приправленной перцем жидкости, похожей на смесь растительного масла и уксуса» (Эрнест Хэмингуэй «Райский сад» )

Справка

Национальное андалузское блюдо едят в самую жару, в середине летнего дня. Гаспаччо не варят, подают к столу холодным, иногда запивают бокалом хереса. В его состав входит множество свежих овощей, что делает его очень полезным. На финальной стадии приготовления продукты перемешиваются в миксере, так что можно спорить к какой категории относится блюдо: суп, салат или напиток. Настоящий гаспаччо отличается сладковатым вкусом, без преобладания вкуса какого-либо из ингредиента.

Ингредиенты

Помидоры (1 кг), небольшой огурец, сладкий зеленый перец (1 шт), сладкий красный перец, сок одного лимона, луковица, два зубчика чеснока, небольшой красный горький перец, оливковое масло, соль, черный молотый перец.

Приготовление

1. Вымыть овощи. Лук и чеснок почистить, мелко нарезать, выложить в салатник.

2. Вскипятить воду, на минуту опустить в нее помидоры и снять с них кожицу. Надавив на помидоры, удалить из них семечки. Четвертую часть помидоров нарезать кубиками и поставить в холодное место. Остальные измельчить и переложить в салатник.

3. Почистить огурец, нарезать мелкими кубиками и поставить в холодное место. Перец почистить, нарезать, положить в салатник. Влить оливковое масло, 2 ст.л. холодной воды и сок лимона. Смешать миксером содержимое салатника, приправить по вкусу специями.

4. Закрыть салатник пищевой пленкой и поставить в холодильник на два часа. Подавать с нарезанными кубиками огурцами и помидорами. Можно подавать с крутонами и крутыми яйцами, нарезанными кубиками.

Бифштекс с жареным картофелем

«- Я ж тебе, мерзавец, русским языком сказал: бифштекс с жареным картофелем. Где же картофель? Где, я спрашиваю русским языком, жареный картофель? - Виноват-с, они сейчас поджарятся-с. Они у нас вареный. Обождите-с. Они сей минут-с! Бородач задохнулся от негодования.- «Обождите-с»! Я буду ждать, а бифштекс будет стынуть? Молчать! Нахалы!» (Надежда Тэффи «Воспоминания» )

Справка

Слово «бифштекс» позаимствовано из английского языка. В переводе на русский дословно означает «кусок говядины». Натуральный бифштекс вырезают одним куском из утолщенной части говяжьей вырезки. Виды бифштекса характеризуют степенью его прожарки: с кровью, непрожаренный, средний, почти прожаренный, прожаренный. Важными составляющими блюда являются соус и гарнир. Лучшим гарниром к бифштексу считается жареный картофель.

Ингредиенты

Говяжья вырезка (8 кусков), оливковое масло (100 мл), измельченная петрушка (2 ст.л.), нарезанный лук (2 ст.л.), лимонный сок (1 ст.л.), картошка (500 г), сливочное масло, укроп.

Приготовление

1. Отбить деревянным молотком говядину до толщины примерно 1 см.

2. Замариновать ломтики в смеси пряностей, оливкового масла, петрушки, лука, лимонного сока.

3. Обжарить с двух сторон на очень сильном огне.

4. Подавать на стол с обжаренным в сливочном масле картофелем, посыпав укропом.

Лимонный рис

«Мне кажется, мир хорош, - зевнул Ким. - А нет ли чего поесть? Я со вчерашнего дня ничего не ел. - Я забыл о твоих потребностях. Вон там хороший бхотияльский чай и холодный рис» (Редьярд Киплинг «Ким» )

Справка

Лимонный рис - превосходное блюдо для летних пикников. Вкус и запах ему придает лимон, поэтому рекомендованное количество пряностей лучше не превышать. После уборки урожая рис Басмати выдерживается в течение года, приобретая рассыпчатость, легкость и ореховый привкус и аромат. Рис Басмати не отбеливают, не шлифуют и не промасливают, как это обычно делают с другими сортами.

Ингредиенты

Рис Басмати (350 г), топленое масло (1 ст.л.), семена кумина (1/2 ч.л.), семена горчицы (1 ч.л.), палочка корицы, стручок зеленого острого перца, 850 мл воды, соль (1 ст.л.), куркума по желанию (1/2 ч.л.), лимонный сок (125 мл), сливочное масло (2 ст.л.), лимон, пять веточек петрушки.

Приготовление

1. Рис промыть, замочить в холодной воде на 20 минут и откинуть на сито. Нагреть в кастрюле масло, бросить в него семена кумина, горчицы и корицу. Когда цвет семян изменится, добавить нарезанный горький перец и рис.

2. Обжаривать рис две-три минуты, помешивая. Когда зерна начнут становиться прозрачными, влить в кастрюлю соленую воду, довести до кипения и дать покипеть минуту. Для желтого цвета можно добавить куркуму. Уменьшить огонь и варить 20 минут.

3. Снять крышку, вынуть корицу. Сбрызнуть лимонным соком и положить кусочки масла. Варить без крышки еще три минуты.

4. Осторожно перемешать рис вилкой. Каждую порцию украсить веточкой петрушки и долькой лимона.

Мороженое с орехами

«Хозяин таверны Сервера сбивал в кувшинах сливочное мороженое с орехами и миндалем, мы с Федерико смотрели на его работу и облизывались. Я и сейчас помню. как Сервера, маленький, тощий, с огромными усами, достает из кувшина мороженое деревянной палочкой» (Франсиско Гарсиа Лорка «Федерико и его мир» )

Справка

Европа позаимствовала у Китая макароны, пельмени, чай и мороженое. Подобие холодного десерта в Китае подавали еще в 3000 году до нашей эры. В Европе готовить замороженные соки не умели. Такие смеси замерзают при минус 20 градусов, а лед дает температуру близкую к нулю градусов. Секрет получения низкой температуры китайцы хранили как государственную тайну. В 11-м веке мороженое все-таки пришло в Европу, готовили его для королевских особ. Сорта жирного мороженого называются пломбир. Назван десерт в честь французского города Пломбьер.

Ингредиенты

Полстакана молока, два яичных белка, один желток, сахарная глазурь (1,5 стакана), взбитые сливки (1,5 стакана), орехи.

Приготовление

1. В небольшой посуде взбить яичные белки, добавляя по одной ст. ложке сахар.

2. Когда масса станет однородной, добавить желток.

3. Влить охлажденное молоко. В отдельной посуде взбить сливки, после этого соединить содержимое емкостей.

4. Разлить смесь по стаканчикам, накрыть крышками и поместить в морозильную камеру. Подавать, посыпав орехами.

Изображение еды нередко встречается в мировой литературе и живописи. В нашем исследовании мы говорим о различной художественной роли изображения еды в русской классической литературе и использовании его с целью:
— создания комического эффекта в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и в басне И.А.Крылова «Демьянова уха»;
— изображения культуры начала XIX века в романе Пушкина «Евгений Онегин»;
— характеристики персонажей в «Мертвых душах» и «Старосветских помещиках» Гоголя;
— создания гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-щедрина.

Начнём защиту нашего проекта с утверждения мысли о том, что изображение еды в комедии Фонвизина «Недоросль» служит и средством характеристики Митрофана, и средством создания комического эффекта.

Сценка из комедии «Недоросль»
С к о т и н и н. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
М и т р о фан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Да что? Солонины ломтика три да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Е р е м е е в н а. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил.

Как видим, воспитание своего сына Митрофана госпожа Простакова сводила к заботе только о еде. О пище интеллектуальной, духовной ни Митрофан, ни его матушка понятия не имеют. Митрофан удовлетворяет свою физиологическую потребность в пище, буквально объедаясь: «Не помню, пять, не помню, шесть», — говорит он матери о съеденных подовых пирогах. А ведь подовые пироги — дрожжевые, большие, сытные. В словаре В.И.Даля говорится, что они «кислого теста, сильно всхожие, более с рыбой, поднимаемые на сковородке». Их пекли в больших печах и чаще в специальных пекарнях на подах — гладких кирпичных кладках внутри печи.

«Ломтика» три солонины, пять-шесть пироroв — художественная деталь, подчёркивающая животное начало в «злонравных» героях комедии. Фонвизин высмеивает недоросля, намеренно снижает его образ, используя для создания комического эффекта такую деталь, как большое количество съеденного им.

Крылов в басне «Демьянова уха» сравнивает настойчивое хлебосольство Демьяна с неумеренностью писателя, предлагающего прослушать и оценить свои произведения знакомым.

Эта аналогия очень неожиданная. Но литературно-исторический экскурс в XIX век позволяет нам узнать, что в первой половине века была традиция: писатель, прежде чем публиковать свои произведения в журнале, читал их своим знакомым, друзьям, поклонникам своего таланта.

Это происходило, например, в литературном салоне Зинаиды Волконской или в книжной лавке Ивана Смирдина. Крылов, создавая в басне экспрессивную картину русского хлебосольства, осмеял Демьяна, потерявшего всякую меру, потчуя соседа. Бегство Фоки означает, что чрезмерное гостеприимство невозможно выдержать.

Демьяну, с его чрезмерным угощением, уподобляется и писатель, не умеющий вовремя остановиться в насыщении слушателей пищей духовной (чтением своих опусов). Мораль басни обращена именно к писателю:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза, и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

И в произведениях Гоголя нередки описания еды.

В сборник «Миргород» входит повесть «Старосветские помещики», которую Гоголь из всего им написанного любил более, чем что-либо другое. К старосветским помещикам
обращена «не поражающая сила сарказма», а «возносящая сила лиризма». Величайшая вера Гоголя в прекрасное в человеке позволила ему найти любовь в обычной жизни, в заботе друг о друге любящих людей.

Переданное писателем желание Пульхерии Ивановны попотчевать супруга, порадовать его любимыми блюдами, трепетные отношения между старосветскими помещиками составляют лирическое начало повести. Благодаря этому в воображении читателей складывается картина мирной, размеренной, спокойной жизни провинциального дворянского поместья и его обитателей.

Сценка из повести «старосветские помещики»
А в т о р. Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать. Как только занималась заря (они всегда вставали рано) и как только двери заводили свой разноголосый концерт, они уже сидели за столиком и пили кофе…

Через некоторое время после прогулки во дворе Афанасий Иванович говорил: Афанасий Иванович. А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь?

П у л ь хер и я И в а н о в н а. Чего же бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков солёных?
Афанасий Иванович. Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков…

А в т о р. И на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками. За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушёными рыби и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни.

С любовью приготовленные блюда, хлебосольство, неторопливые разговоры делают жизнь старичков простой и ясной, помогают противостоять невзгодам, чьей-то злой воле.
Старосветский быт становится бытием, потому что его пронизывает любовь героев друг к другу, к жизни, пусть Гоголь и называет её «привычкой». Однако он говорил: «Такая глубокая, такая сокрушительная жалость», — о чувстве Пульхерии Ивановны к Афанасию Ивановичу.

«Такая долгая, такая жаркая печаль» — о чувстве старика после смерти жены. Гоголь называет своих героев Филемоном и Бавкидою и относит нас этим сравнением к трагедии Гёте «Фауст», где эти добрые существа противостоят злой воле Фауста. Они накрывают стол спасённому ими когда-то и возвратившемуся к ним страннику и за трапезой беседуют о произошедших в их жизни изменениях.

С т р а н н и к.

Вот он, ваш очаг отрадный,
Нежный колокола звон;
Да, от гибели нещадной
Я лишь вами был спасён!
Филемон (Бавкиде). В сад, жена, иди скорее,
Там ты стол накроешь нам.
Пусть дивится он, не смея
Верить собственным глазам.

В «Мёртвых душах» еда много говорит о персонажах. В главе, посвящённой визиту Чичикова к Собакевичу, в последнем подчёркиваются черты богатырства (хотя и с иронией) через многие портретные детали, перечисление блюд, поданных на обед, и их количество.

«Щи, моя душа, сегодня очень хороши! — сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгами и ножками. -Эдакой няни, — продолжал он, обратившись к Чичикову, — вы не будете есть в городе, там вам чёрт знает что подадут. Это всё выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! У меня не так. У меня свинина — всю свинью давай на стол. Баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до последней косточки».

Русский желудок для него равен широкой русской душе, это предмет его гордости. Конечно, Гоголь смеётся над своим героем. Но в сцене торга Чичикова с Собакевичем Собакевич уже гордится богатырством своих крестьян, говоря о мастерстве и силе каретника Михеева, сапожника Телятникова. Конечно, Гоголь понимает сущность своего персонажа, называя его кулаком: «Кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь». Ирония Гоголя в отношении Собакевича очевидна.

Еда в художественном произведении связана с изображением культуры определённой эпохи, образа жизни дворянства. В первой главе романа Пушкина «Евгений Онегин» герой мчится к ресторану на Невском проспекте:

К Талон помчался: он уверен,
Что там уж ждёт его Каверин.
Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

Пушкин ярко рисует роскошный стол ресторана, дорогие изысканные блюда, которые заказывала блестящая петербургская аристократия, которые любил и он сам. А за названиями этих блюд — пристрастия, мода, торговые связи, бытовые подробности русской жизни начала XIX века.

Из Бельгии привозили лимбургский сыр, который Пушкин называет «живым». Этот острый, с сильным запахом сыр был очень мягким и при разрезании растекался.

В романе «Евгений Онегин» описаны и древнерусские традиции и обряды. Упоминая
о масленичных блинах, Пушкин даёт и характеристику семьи Лариных:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
у них на Масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны, песни, хоровод …

Блины — традиционное русское блюдо на Масленицу: «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Блины пекли в течение всей масленичной недели, с ними провожали зиму.

Русские писатели включают в произведения описание еды при создании сатирических, гротескных образов. М.Е.Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставляет своих героев, генералов с Подьяческой, страдать от голода, хотя на необитаемом острове растут плодоносящие деревья, водятся рыба и дичь: «Господи! Еды-то! Еды-то! — сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить». Они не способны даже плоды с деревьев сорвать.

Размышляя о возможности употребить в пищу сапоги или перчатки, оба генерала «В одно мгновение ока остервенились», и один из них «откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Салтыков-Щедрин смело отклоняется от житейского правдоподобия и, используя гротеск, подчёркивает никчёмность, неприспособленность к жизни двух генералов.

Е да – как бы абсурдно это не звучало – стала модной. На переломе ХХ и XXI веков почти все вдруг превратились в кулинаров. И стали рассказывать истории о еде и кулинарии. На телевидении, в блогах, в книгах (и не только поваренных) появилась россыпь талантов, соединяющих искусство приготовления пищи с более широкими культурными задачами. Поскольку еда является важной частью жизни, не удивительно, что она является также частью литературы. Писатели пишут о еде, не только выстраивая вымышленные сюжеты, но и следуя фактам в произведениях, основанных на реальной жизни. Чтение многих из них пробуждает аппетит – тут все зависит от мастерства автора и степени владения словом. Другие, как например, вышедшая в 2009 году документальная книга Джонатана Сафрана Фоера «Поедание животных» (в русском переводе – «Мясо. Eating Animals»), скорее всего, аппетита вас лишат.

Х отя еда не очень часто становится предметом писательского вдохновения, есть произведения, в которых тема еды (или ее отсутствия, как в случае с «Голодом» Кнута Гамсуна) играет важную или вовсе главную роль. Пища, ее приготовление, описание обедов, завтраков и праздничных застолий находятся в центре авторского внимания, поскольку не только рассказывают о быте и нравах времени, но и позволяют лучше разобраться в психологическом типе литературных персонажей. Упоминания о еде встречаются в многочисленных литературных произведениях от древности до наших дней, причем в разных жанрах. Литературное меню можно составить по поэтическим произведениям, романам и повестям, рассказам, детективам и биографическим книгам, и даже по эротической прозе.

П о литературным источникам можно проследить историю развития культуры питания, особенности кухонь разных стран и народов. Информацию о еде в Древней Греции черпают прежде всего из пьес «отца комедии» Аристофана. Летописи и памятники древнерусской литературы редко упоминают о приготовлении блюд. И все же в «Повести временных лет» можно найти упоминания об овсяном и гороховом киселях. Современные составители списков «книг, которые непременно должен прочесть каждый» всегда ставят на первое место знаменитый сатирический роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В этом объемном произведении, написанном в XVI веке, описание пиршеств занимает десятки страниц! Именно в этой книге впервые упоминается знаменитая пословица «Аппетит приходит во время еды», ошибочно приписываемая самому Рабле.

В нушительный список писателей-гурманов продолжает Александр Дюма-отец, не просто любивший хорошо поесть. Он оставил после себя не только популярный и сегодня цикл романов об увлекательных приключениях королевских мушкетеров, но и «Большой кулинарный словарь», в котором содержится почти 800 новелл на кулинарную тематику – рецепты, письма, анекдоты, пересекающиеся так или иначе с темой еды.

Т алантливые мастера пера тем временем продолжали создавать национальные кулинарные мифы. Вот как обедал пушкинский Евгений Онегин:

Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

Д о Александра Пушкина в России смачно, но без аристократического оттенка, описывал еду поэт эпохи Просвещения Гавриил Державин: «Багряна ветчина, зелены щи с желтком, румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны»… А вот Николай Гоголь, в отличие от Пушкина, был «почвенным» патриотом и возразил великому современнику в самой аппетитной книге русской литературы «Мертвые души» устами Собакевича: «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа».

«…Е сли б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром!» – утверждал Сергей Аксаков. Трудно не согласиться, прочитав вот такое меню: «…На столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было…» («Мертвые души»). Воспетая гениальным даром писателя любовь старосветских помещиков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, замешанная на любви к обильной пище – настоящий возвышенный гимн «прекрасному съестному!

В ся русская классика XIX века оставляет жизнерадостное кулинарное впечатление. Количество выпитого и съеденного на ее страницах поражает воображение. Один из самых известных персонажей русской литературы – гончаровский Обломов, который, кроме приема пищи и сна, ничем не занимается. И вот парадокс: все основные персонажи «золотого века» литературы – от Онегина до чеховских дачников - такие же обаятельные бездельники. У Антона Чехова есть рассказ «Сирена», представляющий собой прямо-таки путеводитель по гастрономическим соблазнам.

В литературных произведениях нередко содержатся не просто описания блюд и застолий, но и кулинарные рецепты. Польский поэт Адам Мицкевич описал в стихах рецепт приготовления литовского бигоса, а немецкий классик Фридрих Шиллер – рецепт пунша. Изобилует описаниями блюд книга Харуки Мураками «Хроники заводной птицы».

С приходом «серебряного века тема еды совершенно устранилась из литературы. По страницам изданий начали бродить женщины-вамп, роковые страсти, потенциальные самоубийцы. И никаких искушений для желудка! В советскую же эпоху застолья почти совсем исчезли со страниц книг. Если о том, как питались в 1920-е, еще можно было прочесть у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях», то в дальнейшем максимумом еды в литературе стал стахановский бутерброд. Трудно было ожидать от литературы описания пиршеств в то время, как народ голодал.

Ж изнелюбивый Хрущев своим кремлевским «воцарением» вернул в литературу еду, но не ту, что живописал Гоголь и другие классики. Национальные блюда оказались забыты, а вместо них появились гамбургеры, тосты и барбекю. Пионером внедрения в литературу американской гастрономии стал Василий Аксенов. Герои его романа «Остров Крым» потребляют такое количество виски, которого на Западе литературным героям хватило бы отправиться в мир иной...

С реди великих писателей-гурманов такие разные авторы, как Владимир Набоков, Хорхе Луис Борхес, Михаил Булгаков и Марсель Пруст. Ничем не хуже и автор книги «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К.Джером. Три джентльмена – Джордж, Гаррис и Джей – всю повесть либо думают о еде, либо говорят о ней, а в остальное время просто едят. При этом они всего лишь гурманы, а не обжоры. Их души жаждут кулинарных изысков…

К улинарные пристрастия современной литературы в России определить невозможно, поскольку на страницах книг их практически нет. Обеденные столы в нынешних произведениях встречаются настолько редко, что кажется, будто герои лишены органов обоняния и осязания, а из всех соблазнов им ведом только один - словоговорение. А «говорящие головы» не едят…

В это время за рубежом в моду вошли кулинарные детективы, любовно-кулинарные романы, книги про сентиментальные кулинарные путешествия. Повара теперь запросто расследуют преступления, а сыщики отлично готовят. После Мегрэ и Ниро Вульфа - не ново, но спросом пользуется. Особой популярностью пользуются книги «Богиня на кухне» Софи Кинселлы, «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» Джули Пауэлл, «Шоколад на крутом кипятке» Лауры Эскивель, «Шоколад» Джоан Харрис, «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» Фэнни Флэгг. К кулинарии «неравнодушен» и зловещий персонаж цикла романов Томаса Харриса о Ганнибале Лектере, ставший еще и героем телесериала, в котором пугающе натуралистично показан процесс приготовления каннибалом изысканных блюд.

К ниги, в которых «вкусно» описана вкусная еда, будут пользоваться спросом всегда. Ведь кулинария – это тоже искусство. По меткому выражению Кадзуо Исигуро, его просто недостаточно ценят, так как результат исчезает слишком быстро.

Дмитрий Вольский,
октябрь 2014

Как готовить по рецептам из мировой литературы

Новую рубрику «Литературный пир» портал «Год Литературы» открывает интервью с фуд-блогером Татьяной Алексеевой . Она - журналист, учившийся кулинарным премудростям во Франции. Ее увлечение кулинарией в литературе началось с желания, возникшего в студенческие годы, во что бы то ни стало приготовить печенье «Мадлен» из романа Марселя Пруста «В сторону Свана». С Татьяной Алексеевой портал поговорил о том, как научиться вкусно готовить по рецептам из мировой литературы, почему герои Дюма недоедали и у каких писателей искать рождественские угощения.

Татьяна Алексеева, фуд-блогер

Почему в последние годы такое пристальное внимание к кулинарии в литературе - периодически проходят литературно-гастрономические фестивали, на которых пробуют блюда по рецептам из классики? С чем это связано?
Татьяна Алексеева: Мне кажется, что это идет больше от интереса к еде, который сейчас своеобразный тренд. Еда вообще популярная тема, еда - это модно в разных разрезах.

Кто-то интересуется национальными кухнями, кто-то - необычными способами приготовления - молекулярной кухней, к примеру. А кто-то, кому близка литература, подходит к еде со стороны литературы.

Упоминания о пище телесной есть еще в «Повести временных лет», литература XVIII и XIX вв. изобилует описаниями еды, герои на страницах книг - настоящие гурманы. Зато XX век, особенно в , не слишком заострял внимание на теме кулинарии, о вкусовых пристрастиях героев мало что было известно. Так ли это?
Татьяна Алексеева: Конечно, если говорить о XX веке, особенно в России, это переломное время, когда многие традиции были утрачены в связи с оптимизацией, налаживанием нового хозяйства, крушением старого мира. Отовсюду раздавался лозунг «Накормить всех!», а вот чем - было не так уж важно.
Что мы можем узнать через рецепты?
Татьяна Алексеева: Описания блюд, намеки на какие-то блюда, просто их упоминания - спусковой крючок, который срабатывает при чтении книги. Например, описания природы так не работают. Это абстрактная вещь. Кто-то их любит, кто-то не любит, кто-то воспринимает картинку, кто-то ее не представляет, кто-то пролистывает. А еда - это одна из наших базовых потребностей. Если мы читаем о еде, то в голове что-то щелкает. На уровне рефлекса просыпается желание как-то приобщиться к тому, что едят герои любимой книги. К примеру,

Марсель Пруст прославил печенье «Мадлен»/www.full-stop.net

Марсель Пруст прославил печенье «Мадлен». В его романе «В сторону Свана» это символическое блюдо не столько про еду, сколько про мировосприятие самого Пруста, ключ к его мировоззрению. Кусочек печенья - и внезапно целый мир расцветает, разворачивается клубок воспоминаний.

Этот кусочек рождает в герое лучшие чувства, воспоминания детства, юности, старый мир вновь встает перед ним. Пруст не дает подробный рецепт, но понятно, о каком блюде идет речь. Печенье «Мадлен» - это традиционные французские кексики, которые раньше выпекались в раковинах моллюсков. Сейчас для них существуют специальные формы, так что их выпекают до сих пор.

Л. Н. Толстой и Софья Андреевна пьют чай дома в Ясной Поляне, 1908 год/tolstoy.ru

«Купчиха за чаем», Борис Кустодиев. 1918 год/ГРМ

Они вспоминают Россию времен своего детства и молодости в том числе и с точки зрения гастрономической культуры. Это часть утерянной эпохи.
У тех же англичан все по-другому. Культурная традиция не прерывалась, кажется, еще со Средневековья. Конечно, все эволюционировало и развивалось. Но сейчас в Англии традиционные рождественские блюда - те же самые, которые готовились и в XIX веке: рождественский пудинг, мясное жаркое, пирожки mince-pies с начинкой из сухофруктов и другая рождественская выпечка. У нас же такого характерного и повсеместно приготовляемого рождественского блюда не сохранилось. Но посмотреть, как это было, можно у того же Шмелева. Конечно, англичане любят иронизировать по поводу своей национальной кухни, но в то же время тема сохранения своих кулинарных традиций для них очень актуальна. Например, в небольшой провинциальной деревеньке в Глостершире существует клуб любителей пудингов, который занимается популяризацией этих традиционных блюд, сегодня отходящих на задний план. Люди специально едут туда, чтобы попасть на дегустацию.

«Рождественская история» Чарльза Диккенса, иллюстрация Брока Чарльза Эдмунда (1870-1938)/en.wikipedia.org

В Англии в местах, связанных с писателями, проводят рождественские вечера с традиционными угощениями - к примеру, в доме-музее в Лондоне или в Абботсфорде (поместье Вальтера Скотта в Шотландии).

В Бате каждый год проходит масштабный фестиваль, посвященный Джейн Остин, - с костюмированными балами и кулинарными мастер-классами.
Что из рождественских блюд - напитки, сладкое, второе блюдо можно смело приготовить в наши дни? У кого искать такие рецепты?
Татьяна Алексеева: Можно смотреть писателей разных стран. Если говорить об Англии, то это, конечно, Диккенс, «Рождественская песнь в прозе», в которой поэтапно изложен сценарий рождественского ужина в небогатой семье - что подавать и в каком порядке. Запеченный гусь, фаршированный луком и шалфеем, традиционные соусы к мясу, рождественский пудинг, каштаны, горячий пунш на основе джина.
Из русских авторов - снова Гоголь и Шмелев. «Лето Господне» Шмелева, конечно, более биографическое, нежели художественное произведение, зато в нем нет недостатка в деталях и кулинарных подробностях.

Если говорить о менее очевидных рождественских сценах, то можно вспомнить Астрид Линдгрен и ее «Эмиля из Леннеберги» - взгляд на кулинарные традиции шведского Рождества.

Рождественское меню предстает перед нами во всей красе в эпизоде, где Эмиль решает накормить стариков из местной богадельни и выставляет на стол все, что было заготовлено для семейного рождественского ужина - всего 28 наименований традиционных шведских праздничных блюд. Среди них есть и совсем несложные в приготовлении.
Ваше любимое литературное блюдо?
Татьяна Алексеева: Английская выпечка, которую регулярно упоминает, в частности,

Вверх