Для коллективистских стран характерны следующие черты. Индивидуалисты и коллективисты

Индивидуализм и коллективизм

Очень чутко коммунистический коллектив реагирует на явление, противоположное его естественной форме поведения, психологии и идеологии, - на индивидуализм. Этому явлению уделено много внимания в книге «Желтый дом». Здесь я ограничусь лишь краткими замечаниями.

Индивидуализм и коллективизм суть особые типы поведения, психологии и соответствующей им идеологии. С поведенческой точки зрения индивидуалист предпочитает действовать в одиночку, независимо от других людей. Не следует это смешивать со стремлением к привилегированному положению. Индивидуалист готов поступиться привилегиями и выполнять более тяжелую и менее доходную деятельность, если она дает ему какую-то независимость от деятельности других людей. Коллективист же предпочитает действовать в группе, в контакте с другими людьми, делающими с ним одно единое дело. Индивидуалист избегает сборищ, стремится выделиться из толпы. Коллективист стремится к сборищам, стремится примкнуть к группам, кастам, париям, толпе. В массе людей ведет себя по законам массы, не выделяясь из нее. Не следует это смешивать с такими явлениями, как стремление к карьере или отсутствие такового, стремление к лидерству или отсутствие такового. Коллективист даже более склонен к возвышению над окружающими, к лидерству, к карьере, чем индивидуалист, ибо для него это есть его поведение и роль в коллективе, а для индивидуалиста это есть лишь средство отделиться от коллектива. Индивидуалист стремится пробиваться в жизни за счет индивидуальных способностей и личного труда, т.е. лично. Коллективист же пробивается вместе с коллективом, за счет коллектива, за счет своей роли в коллективе.

С психологической точки зрения индивидуализм и коллективизм не следует смешивать с эгоизмом, эгоцентризмом, альтруизмом, мизантропией, общительностью, замкнутостью и прочими качествами того же рода. Коллективист может быть эгоистом и эгоцентристом, ненавидеть людей, быть замкнутым. Индивидуалист может быть общительным, может любить людей, может избегать привлечения к себе внимания. Коллективист может быть шкурником, может предавать свой коллектив за свои мелкие выгоды. Он не обязательно на самом деле ставит интересы коллектива выше своих личных. Индивидуалист может быть преданным коллективу, может жертвовать своими интересами ради коллектива. Дело тут совсем не в этом. Индивидуалист психологически самодостаточен. Он ощущает себя как целостную и суверенную личность, независимо от своей социальной позиции.

С идеологической точки зрения индивидуалист воспринимает себя как существо, имеющее самодовлеющую ценность и автономное. И в других людях индивидуалист признает такие же суверенные существа. И даже к коллективу, в котором вынужден вращаться индивидуалист, он относится как к равноправному существу. Он отвергает принцип «Интересы коллектива выше интересов личности». Он принимает принцип «Интересы членов коллектива по отдельности и коллектива в целом равноценны». Коллективист же воспринимает себя как функцию суверенного целого - коллектива, принимает принцип «Интересы коллектива выше интересов личности». Индивидуализм есть самая высокая оценка личностного начала в обществе, коллективизм - самая низкая. Они различаются не по отношению к коллективному началу в обществе, а исключительно к личностному. Для коллективизма ссылки на важность коллективного начала в обществе есть лишь аргумент в споре и материал для самооправдания. Для индивидуалиста человеческое общество есть объединение полноценных и суверенных «я», а для коллективиста лишь само объединение есть «я», лишь «мы» есть «я». Активный индивидуалист стремится быть единственным и неповторимым среди равных; активный коллективист стремится занизить себе подобных, возвыситься над ними и стать первым.

Коллективизм делает индивида более приспособленным к сложным условиям современного общества, чем индивидуализм. Коллективист гибче, подвижнее, изворотливее, чем индивидуалист. А когда речь идет об обществе коммунистическом или об островках коммунизма в других обществах, то коллективизм оказывается максимально адекватным самим основам общества. Поэтому общество здесь специально культивирует коллективистов. Индивиды, которые в иных условиях могли бы стать индивидуалистами в силу природных задатков, подгоняются под общую норму, подобно тому, как прирожденные левши принуждаются быть правшами. Общество стремится помешать появлению индивидуалистов. Но они все-таки появляются. Почему? Отчасти - по недосмотру со стороны окружения. А главным образом благодаря тому, что в обществе постоянно сохраняются виды деятельности, с которыми хорошо справляются лишь индивидуалисты. Это главным образом суть виды творческой деятельности, в которых коллектив в принципе или фактически в данных обстоятельствах не способен заменить отдельного человека, в которых коллектив не имеет никаких преимуществ перед индивидом. Но положение уцелевших и даже преуспевших индивидуалистов в подавляющем большинстве случаев драматично. Выполнение упомянутых видов деятельности создает угрозу возвышения индивида над прочими смертными не по законам данного общества, а вопреки им, что создает соблазнительные образцы. Он есть угроза порчи самого вещества общества, т.е. человеческого материала, образующего это общество. И поэтому общество стремится уничтожить вообще или свести к минимуму такие виды деятельности, создать в них стандартную коллективистскую обстановку, первыми жертвами которой становятся индивидуалисты.

Конечно, коммунистический коллективизм имеет и свои достоинства. Он разрушает личностную «оболочку» индивидов, обрекающую их на духовное одиночество, и сливает людей в некое духовное единство. Но что из себя представляет это средство излечения людей от одиночества?!! Оно подобно грязной коммунальной московской квартире довоенного времени, в которой ютится пять или более семей, вечно враждующих между собою и вечно впадающих в слезливо-дружеское состояние.

Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Решения: 1/здоровый индивидуализм Андрей Бобров, руководитель отдела стратегического планирования и маркетинговой аналитики компании «Наяда», МоскваКак видно из кейса, в компании рассчитывали благодаря рознице увеличить обороты и таким образом компенсировать свои

Из книги Как жить в Западной Европе автора Зубцов Сергей Васильевич

Из книги Критика нечистого разума автора Силаев Александр Юрьевич

Коллективизм по нужде Ставка на «воспитание индивидуальности» парадоксально приводит к коллективизму. Что значит вообще - индивидуальный подход? А это значит развивать то, что лучше всегда развивается. Играешь в баскетбол - играй, читаешь книги - читай, лезешь в

Из книги Нашей юности полет автора Зиновьев Александр Александрович

Коллективизм Назову еще один важнейший результат революции, привлекший на сторону нового общества широкие народные массы: образование коллективов, благодаря которым люди приобщились к публичной социальной жизни и ощутили заботу общества. Условия жизни и работы людей

Понятия индивидуализм и коллективизм используются не только в социальной этнопсихологии, они фигурируют во всех отраслях социальных и гуманитарных наук от литературоведения до теологии и от политической философии до социологии. Но если социальные психологи заинтересовались этой проблематикой относительно недавно, то культурантропология, социология и общая психология имеют достаточно длительную историю ее изучения.

Дж. Брунер в качестве одной из двух основных групп культурных факторов, обусловливающих познавательное развитие, рассматривает [с. 195]ценностные ориентации - ориентированность культуры либо на коллектив, либо на индивида [Брунер , 1977]. Индивидуалистическая ориентация, по его мнению, характерна для современных культур, а коллективистская - для традиционных культур, в которых «субъективизм личности… не культивируется; наоборот, поддерживается идея реальности, единства человека и мира» [Там же, с. 328]. Брунер напрямую связывает отсутствие власти человека над средой с коллективистской ориентацией: так как индивид традиционного общества не располагает возможностями влиять на условия среды, он меньше отделяет себя от физического мира и других индивидов. Даже движения маленьких детей в некоторых африканских племенах интерпретируются прежде всего как знак отношения к их взрослым членам. Но когда индивидуалистическая ориентация распространяется по мере овладения людьми окружающим миром, внимание ребенка привлекается к успеху его двигательных актов, а «прочие люди тем самым становятся несущественными для реализации этих актов» [Там же, с. 333].

Проблемы дихотомии индивидуализма/коллективизма волновали и многих других исследователей. Культурантрополог Ф. Хсю сравнивал образ жизни американцев, центрированный на индивиде, и китайцев, в образе жизни которых, центрированном на ситуации, постоянно проявляется взаимозависимость. Социолог Т. Парсонс проводил различие между ориентацией человека, преследующего собственные интересы, на Я и ориентацией человека, преследующего общие интересы, на коллектив и рассматривал данную пару ценностных ориентаций социальной системы в качестве одной из центральных.

В этнопсихологии понятие индивидуализм/коллективизм приобрело огромную популярность после публикации в 1980 г. книги Г. Хофстеда «Последствия культуры»[Hofstede, 1980]. Его исследование, в котором был проведен факторный анализ 117000 анкет, выявлявших ценностные ориентации сотрудников корпорации IBM более чем в 50 странах мира, до настоящего времени остается наиболее впечатляющим сравнительно-культурным исследованием как с точки зрения диапазона стран, так и с точки зрения количества респондентов. Среди четырех основных измерений культуры Хофстедом было выделено единое измерение индивидуализма/коллективизма. Индивидуализм он рассматривал как эмоциональную независимость индивидов от групп и организаций, а коллективизм, с его точки зрения, символизирует общество, в котором человек с самого рождения интегрирован в сплоченные группы, защищающие его, в обмен на неукоснительную лояльность, в течение всей[с. 196]жизни. Государства, в которых проводилось исследование, были проранжированы по степени приверженности их граждан индивидуализму. Наибольший индивидуализм проявили граждане США, Австралии, Великобритании, а наибольший коллективизм - граждане Пакистана, Колумбии, Венесуэлы.

К настоящему времени проведено большое количество сравнительно-культурных исследований индивидуализма и коллективизма, которые если теперь и рассматриваются на групповом уровне как ценности, то как мета-ценности , включающие в себя обширный кластер убеждений и стереотипов поведения: более четко операционализированные ценности, например ценности независимости и подчинения, нравственные нормы, обычаи, культурные скрипты (сценарии) и т.п. Или, в соответствии с терминологией Триандиса, используется понятие культурных синдромов. Впрочем, индивидуализм/коллективизм продолжает подвергаться анализу и в качестве ценностных ориентаций отдельных индивидов склонных к коллективизму аллоцентрических и склонных к индивидуализму идиоцентрических личностей.

На основе своих и чужих исследований, в том числе анализа представлений 46 психологов и культурантропологов о действия; коллективиста и индивидуалиста в различных ситуациях, т. е. имеющейся у них «имплицитной теории индивидуализма/коллективизма», Триандис попытался суммировать различия между двум, типами культур [Triandis , 1994]. Мы перечислим только некоторые из них, добавив особенности, выделенные Ш. Шварцем[Schwartz, 1990]. Впрочем, израильский психолог предпочитает называть их соответственно коммунальными и договорными обществами, беря за основу социальную структуру, а не ценностные характеристики.

Основной смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. Я определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды - как базовые единицы социального восприятия. Индивидуалисты являются членами многих групп, но - за исключением нуклеарной семьи - слабо с ними идентифицируются и мало от них зависят. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на поведение индивидов. Даже родители мало влияют на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей в группах[с. 197]основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Приемлемыми признаются споры и конфликты внутри группы. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.

Основные ценности индивидуалистической культуры - свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими - позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым.

В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется аттитюдами (социальными установками), чем групповыми нравственными нормами. Отмечается даже ориентированность подобных культур на нарушение норм - «стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству»[Лотман, 1992а, с. 296]. Существующие нормы поощряют независимость от группы: не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи. При распределении материальных ресурсов превалирует норма, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу.

Основной смысл коллективизма - приоритет интересов группы над личными интересами: коллективист заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. Я определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы.

Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они вовлечены в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться:

«Говоря о связях между людьми, все это можно обобщить словом "заботливость". Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует, тем большим коллективистом является»[Hui, Triandis, 1986, р. 240].

В свою очередь группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, [с. 198]соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе.

Основными ценностями коллективистской культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые спо собствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними. В коллективистски: культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем аттитюды: «высоко оценивается "правильное поведение", "жизнь по обычаю", "как у людей", "по уставу"»[Лотман, 1992а, с. 296]. Нормативно поощряется зависимость от группы: одал-: живание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей.

Можно и дальше выделять особенности индивидуалистическ] и коллективистских культур, однако этот процесс рискует затянуться до бесконечности, тем более что у разных типов данны культурных синдромов могут быть и свои характеристики[Triandis, 1994]. Так, вертикальный коллективизм принимает как данность иерар хию и наличие больших прав и привилегий у тех, кто «наверху». Самоопределение в этом случае связано с особым местом в иерархии, а как физическое, так и социальное пространство рассматривается в терминах почетное-менее почетное . Горизонтальный коллективизм делает акцент на взаимозависимости и единстве, а равенство рассматривается нормальным состоянием общества.

Триандис попытался из более чем 60 атрибутов индивидуализма/коллективизма выделить четыре основных , присущих всем и типам:

· Определение Я (коллективисты рассматривают Я как взаимозависимое с Другими- членами одной или нескольких групп; индивидуалисты рассматривают Я как автономное и независимое от групп).

· Структура целей (у коллективистов личные цели обычно сочетаются с целями группы, в то время как у индивидуалисте - они часто не совпадают. Когда личные и групповые цели не совместимы, коллективисты отдают приоритет групповым целям, а индивидуалисты - личным).

· Акцент на нормах или аттитюдах (поведение коллективистов в большей степени регулируется нормами, чувством долга и обязательствами, а поведение индивидуалистов - аттитюдами, потребностями, воспринимаемыми правами и контрактами).

· [с. 199]Акцент на взаимосвязанности или рационализме (коллективисты поддерживают «коммунальные» отношения, при которых принимаются в расчет потребности Других , даже если это не выгодно индивиду. Индивидуалисты поддерживают рациональные отношения обмена и тщательно подсчитывают их издержки и выгоды) [Triandis , 1999].

Ш. Шварц указал на изъяны рассмотрения индивидуализма/ коллективизма как дихотомии противоположных базовых ценностей[Schwartz, 1990]. Во-первых, существуют ценности, которые в одинаковой мере служат интересам как индивида, так и группы (например, мудрость) и поэтому регулируют поведение людей в любой культуре. Во-вторых, в любом современном обществе имеются важные универсальные ценности, которые, оставаясь коллективными, не являются групповыми (социальная справедливость, защита окружающей среды, защита мира). В-третьих, на основе эмпирических исследований установлено, что некоторые ценности, считавшиеся характерными для одного из типов культур, являются значимыми для обоих. Так, в США давно описана связь индивидуализма с мотивацией достижений. Но и японцы или китайцы, оставаясь коллективистами, стремятся к достижениям . Шварц не обнаружил предполагавшейся связи индивидуализма с гедонизмом (поисками удовольствия и счастья), а коллективизма-с безопасностью. Возможна тесная связь между справедливостью и равенством: в США, где «распределение вознаграждений в соответствии с заслугами является доминирующей ценностью, господствует также правило честной оценки индивидуального вклада, т. е. норма равенства критериев при оценке заслуг всех людей» [Pepitone, Triandis, 1987, p. 489].

Тем не менее к настоящему времени многочисленные исследования продемонстрировали полезность категорий индивидуализма и коллективизма для концептуализации, предсказания и объяснения межкультурных различий в поведении индивидов. Например, выявлены различия у представителей двух типов культур в локусе контроля, каузальной атрибуции, проявлении эмоций, значимости личностной или социальной идентичности, мотивации достижений, способах выхода из конфликтов, стилях вербальной и невербальной коммуникации и т.п.

[с. 200]Кроме того, выявлена вариативность традиционных обществ по показателю индивидуализма/коллективизма: а) индивидуализм преобладает в обществах охотников и собирателей, а коллективизм - в сельскохозяйственных обществах; б) чем значительне сложность общества, тем выше уровень индивидуализма [Kagitçibasi, 1997]. Связывают рассматриваемое измерение культур и со многими социальными характеристиками современных обществ. Например, индивидуализм - с высоким уровнем экономического развития, криминализацией, распространенностью болезней, причиной которых является стресс, мобильностью населения, малым размером семей и др., а коллективизм - с противоположными качествами, а также с коррумпированностью властей, подчиненным положением женщин и почитанием старших. Однако подобное расширительное толкование понятий вызывает много вопросов, тем более что не всегда существуют эмпирические подтверждения подобных корреляций и имеется опасность «не получить никаких объяснений, если с помощью индивидуализма/коллективизма объяснять всё» .

Как и любая типологизация культур, их разделение на индивидуалистические и коллективистские - сверхупрощение. Результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований значительно усложняют картину. В настоящее время коллективизм и индивидуализм уже не рассматриваются, как это делал Хофстед, в качестве взаимоисключающих полюсов некоего теоретического континуума. Два культурных синдрома могут сосуществовать и в зависимости от ситуации, например по отношению к разным группам или разным целям взаимодействия, более или менее ярко проявляться в каждой культуре, у каждого человека.

Так, если существует угроза группе, индивидуалисты, защищая «своих», действуют как коллективисты. А в коллективистских культурах одна из главных особенностей коммуникации - существенная разница в стиле общения со «своими» и «чужими». Например, иностранцев поражает контраст между преувеличенной вежливостью японцев в общении со значимыми для них Другими и их грубым поведением в общественном транспорте и на улицах современных городов .

Иными словами, коллективисты обнаруживают описанные выше качества главным образом при контактах с членами своей[с. 201]группы, с членами других групп их поведение похоже на поведение индивидуалистов. Так, было подтверждено эмпирически, что коллективисты-китайцы стремление к соблюдению равенства при распределении ресурсов демонстрировали только среди «своих», среди «чужих» эта норма не действовала, более того, китайские испытуемые оказались привязанными к норме распределения по вкладу более прочно, чем американцы[Kagitçibasi, 1997]. Склонность помогать другим или избегать конфликта также есть отражение преданности группе и желания сохранить групповую гармонию.

Кроме того, выяснилось, что применение той или иной нормы при распределении вознаграждения определяется целью взаимодействия. Вне зависимости от культуры распределение по вкладу предпочитается, если цель - продуктивность, а равенство, если цель - сохранение групповой гармонии. Лишь в том случае, когда цель четко не определена, индивиды из коллективистских культур ориентируются на сохранение групповой солидарности, а не на продуктивность[Kagitçibasi, Berry, 1989].

Большая часть населения Земли разделяет по крайней мере некоторые принципы коллективизма, и даже на Западе, где распространен индивидуализм, в настоящее время проживают многочисленные склонные к коллективизму этнические меньшинства. Тем не менее в социальных науках долгое время предсказывалась мировая тенденция прогресса к индивидуализму, якобы неизбежному в индустриальном обществе. Еще и сегодня некоторые авторы утверждают, что современное общество идет к полному разрушению коллективистской ориентации. Так, польский психолог Я. Рейковски предсказывает, что «общество, основанное на коллективистических принципах, не имеет шансов на процветание в современном мире» [Рейковски, 1993, с. 29]. Правда, он делает исключение для государств Дальнего Востока. Более того, Рейковски сам себе противоречит, рассматривая в качестве последствий вытеснения коллективистских норм и ориентации на государство в Центральной и Восточной Европе не только развитие личностной идентичности, но и попытки изыскать новые возможности для идентификации с какой-либо большой группой, чаще всего этнической или религиозной.

Многие современные исследователи вслед за выдающимися мыслителями XX столетия В. И. Вернадским и П. Тейяр де Шарденом, напротив, считают, что развитие человечества при господстве индивидуалистической культуры ставит под угрозу выживание вида:

«Можно даже говорить о выраженной склонности человечества к самоубийству как вида. Выделение в качестве "атома" человечества не коллективов, не общностей (например, этносов), а индивида [с. 202]привело к утере видового инстинкта самосохранения»[Кара-Мурза, 1990, с. 9–10].

Действительно, общество, поведение членов которого регулируется индивидуалистическими ценностями свободы в поступках и самостоятельности в суждениях, кроме несомненных достоинств, имеет и множество недостатков. Именно для него в большей степени, чем для общества коллективистского, характерны одиночество, разводы, депрессия, преступления, связанные с насилием, самоубийства.

В стремлении объединить лучшее из традиций коллективистских и индивидуалистических культур создается социологическая концепция коммунитарианизма, рассматривающая как наиболее желанное качество личности в обществе способность жить в гармонии с окружающими, не теряя при этом собственной индивидуальности. Коммунитарианисты

«предлагают нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом Востока, между эгоистической независимостью, традиционно понимаемой как мужская роль, и заботливостью, традиционно соотносимой с ролью женщины; между защитой индивидуальных прав и общественным благополучием; между свободой и братством; между я-мышлением и мы-мышлением» [Майерс , 1997, с. 255].

В каждом обществе люди проводят различия между другими людьми и группами, учатся находить связь между этими отличиями с качествами друг друга или же их отношения к какой-либо группе.

В различных культурах существуют определенные отличия в поведении, чувствах во время взаимоотношений людей между собой. Суть этого различия скрывается в индивидуальной роли каждого человека в сравнении с ролью в коллективе.

Значительная часть современного человечества живет в обществах, где в большинстве случаев интерес в группе в целом доминирует над интересом к каждой личности.

Что такое коллективизм?

Так коллективизм – это тип мировоззрения, согласно которому, в формировании решений делается упор на важности коллектива. Он означает заинтересованность людей в крепко сплоченных группах, сообществах.

Коллективизм классифицируют как:

  1. Горизонтальный.
  2. Вертикальный.

В горизонтальном каждый представляет себя состоящим во внутренней группе. В ней все имеют равные права. Цели общества превалируют над личностными интересами. Но горизонтальный коллективизм отличается плохо развитым групповым мышлением с, присущим для такого вида, подавление проявления личности обществом.

Примером таких субкультур являются всего лишь единицы стран (так как на сегодняшний день такие страны и вовсе не существуют). В вертикальном личность относит себя к представителям внутренних групп, характеризующиеся иерархическими отношениями, статусными. Для обоих этих видов характерен принцип коллективизма, согласно которому жизнь общества, его интересы над индивидуальными должны быть на первом плане у каждого человека.

Воспитание коллективизма

Степень его влияния на личность определяется доброжелательным, заботливым отношением к внутреннему миру индивидуума. Так на основании этого развилась коллективистская концепция педагогического воспитания. Целью которого было привить чувство коллективизма еще с детского возраста.

Так с раннего возраста детей обучали играм, которые способствовали получению навыков взаимодействия в коллективе. В командных играх детей приучали заботиться не только о своих личных результатах, но и об общекомандных, умению радоваться достижениям других детей, тактично оценивать, выделяя при этом, прежде всего, достоинства, а не отрицательные качества.

То есть суть воспитания коллективизма заключается в том, что человек должен быть озадачен, в первую очередь, проблемами общества, коллектива, в котором находится, должен стремиться помочь решить какие-либо проблемы, здесь возникающие. Личность должна научиться мыслить не как отельный индивидуум, а как неотделимая часть коллектива.

Индивидуализм и коллективизм

Индивидуализм и коллективизм являются своего рода противоположными по значению понятиями.

Так индивидуализм – вид мировоззрения, главный принцип которого – это индивидуальная свобода. Согласно индивидуализму, личность должна придерживаться правила «полагаться только на самого себя», должна обладать своей личной независимостью. Этот вид мировоззрения противопоставляет себя учениям о подавлении личности, в частности, если такие подавления производятся обществом или государством.

Индивидуализм являет собой противоположность социализму, холизму, фашизму, этатизму, коллективизму, коммунизму, социальной психологии и социологии, тоталитаризму, которые ставят своей главной целью подчинения человека обществу.

Согласно опросу по Ф. Тромпенаарсу, наибольшее количество опрошенных, которые придерживаются индивидуалистических ценностей, составило:

На последнем месте Египет (всего 30%).

Стоит отметить, что коллективизм не характерен для современного западного общества, в сравнении с индивидуализмом. Это можно объяснить как изменением мировоззрения людей, так и развитием различных направлений в психологии, философии, которые вытеснили учения о коллективизме.

Проявления индивидуализма и коллективизма в поведении сотрудников могут быть одинаково полезны для трудовой деятельности. О том, как взаимодействовать с коллективистами и индивидуалистами, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое индивидуализм и коллективизм

Индивидуализм и коллективизм представляют собой особые типы поведения людей, основанные на особенностях психологического склада и близкой по духу идеологии.

Скачайте документы по теме:

Индивидуализм характеризуется противопоставлением интересов отдельной личности интересам коллектива и общества. Индивидуализм можно охарактеризовать фразой - «человек и мир вокруг него».

Интересы человека здесь первичны, с другими людьми индивид договаривается о совместных общих интересах. Договоренности регулируются в соответствии с законами. С окружающей средой человек взаимодействует, исходя из собственных интересов.

Коллективизм - это общество и человек в нем. Главное здесь - общность. Человек работает на обеспечение интересов общества, а уже потом обеспечивает и свои интересы. Индивид воспринимает себя только как часть коллектива .

Таким образом, коллективизм - это принцип общественной жизни и работы людей, который проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным, в сотрудничестве и взаимопомощи. В отличие от индивидуализма, в коллективизме мировоззренческие ценностные ориентации направлены на организацию общественной жизни. Важен коллектив, совместные действия граждан, основанные на общности интересов, взаимопомощи, солидарности и ответственности.

Как коллективизм и индивидуализм проявляются в межличностных отношениях на работе

Подобные проявления коллективизма или индивидуализма в межличностных отношениях нельзя смешивать со стремлением к карьере или отсутствием желания продвижения.

Индивидуалиста предпочитает пробиваться в жизни за счет личных и профессиональных способностей, личного опыта и труда. Коллективист пробивается вместе с коллективом, за счет группы и исполнения своей роли в коллективе .

Индивидуализм и коллективизм как мировоззренческие ценностные ориентации

Индивидуализм и коллективизм не следует смешивать с эгоизмом и альтруизмом, замкнутостью и общительностью, и другими качествами того же рода. Коллективист в работе не обязательно ставит интересы коллектива выше своих личных. Он вполне может предавать коллектив за свои мелкие выгоды и, пребывая в группе, ненавидеть ее участников.

Индивидуалист может оказаться достаточно общительным человеком, отзывчивым на просьбу о помощи коллеги. И даже избегая привлечения к себе внимания, может любить людей и быть преданным коллективу, в ряде случаев жертвовать своими интересами ради достижения результата .

Объясняются такие мировоззренческие ценностные ориентации приверженцев индивидуализма и коллективизма тем, что индивидуалист психологически самодостаточен. Ощущает себя независимо от своей социальной позиции как целостную личность. Коллективист же воспринимает себя как единицу чего-то целого и принимает принцип, что интересы коллектива выше интересов личности.

Для индивидуалиста интересы членов коллектива по отдельности и коллектива равноценны. Грамотно используя этот постулат, HR-специалист и руководство может выстроить эффективный рабочий процесс с индивидуалистом.

Коллективизм и индивидуализм в России исторически заняли позиции сильного противостояния, что до сих пор негативно отражается на взаимоотношениях между приверженцами этих идеологий.

В большинстве российских организаций индивидуализм подсознательно воспринимается негативным проявлением и имеет низкую оценку личностного начала в обществе, а коллективизм - высокую. Но для успешной рабочей деятельности руководству необходимо избегать подобных перекосов для обеспечения эффективности труда .

Параметры коллективизма делают индивида более приспособленным к сложным условиям современного общества, чем проявления индивидуализма. Это означает, что коллективист обычно подвижнее, гибче, лояльнее в работе, чем индивидуалист.

Однако есть виды деятельности, с которыми хорошо справляются лишь индивидуалисты. В основном это виды творческой деятельности, где коллектив не способен заменить отдельную личность не имеет никаких преимуществ перед ней.

Успешной работе индивидуалиста помогают основные ценности индивидуалистической культуры:

  • свобода в поступках и самодостаточность;
  • самостоятельность в суждениях;
  • отличие от других и независимость;
  • комфортное ощущение себя в любом окружении или в одиночестве.

Этика коллективизма и этика индивидуализма во взаимоотношениях персонала

Этика коллективизма и этика индивидуализма могут рассматриваться с точки зрения трудовой деятельности человека.

Выстраивая рабочие и партнерские отношения с индивидуалистом, следует иметь ввиду, что он воспринимает себя как автономное существо. В других людях он признает таких же суверенных личностей. И даже к коллективу, в котором индивидуалист по долгу работы вынужден находиться, он относится как к равноправной единице.

Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше он себя чувствует связанным с другими, тем большим идеологическим коллективистом является.

В коллективистских культурах высоко оценивается «правильное поведение», жизнь по обычаю, по уставу, корпоративным ценностям . Поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению системы отношений, основанных на взаимности.

Вывод

Проявления индивидуализма и коллективизма равно важны в рабочем коллективе. Руководству предприятия важно избегать отдавать предпочтение какой-то одной из особенностей поведения сотрудников.

Коллективизм

Термином коллективизм также обозначают социальные системы, реализующие принцип коллективизма и стремящаяся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и отрицающие во имя этой цели автономию индивида. Коллективизм является общей чертой тоталитарных систем , таких как коммунизм , нацизм и фашизм .

Отношение к коллективизму в разных общественных формациях и государствах

Коллективизм может быть теоретическим, существующим в форме проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистического общества. Формой коллективизма индустриального общества является социализм . Коллективисты полагают, что для личности полезна включенность в коллектив , под чем могут подразумевать различные понятия - группу людей, социальный класс, всё общество, нацию, государство .

Критика коллективизма

Различные виды коллективизма, коммунизма , фашизма и пр. расходятся в определении природы той единой цели, которой должны направляться все усилия общества. Но все они расходятся с либерализмом и индивидуализмом в том, что стремятся организовать общество в целом и все его ресурсы в подчинении одной конечной цели и отказываются признавать какие бы то ни было сферы автономии, в которых индивид и его воля являются конечной целью

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Коллективизм" в других словарях:

    Главенство некоего коллектива или группы, напр., общества, гос ва, нации или класса, над человеческой личностью. Перефразируя известное выражение Б. Муссолини, относящееся к гос ву, суть К. можно передать принципом: «Все в коллективе, все… … Философская энциклопедия

    коллективизм - а, м. collectivisme m. 1. Термин, часто употребляемый в романских странах для обозначения социализма. МСЭ 1930. 2. Социальное учение, признающее право собственности только за государством или за обществом. Мак. 1908. Общность, коллективность… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Система, при которой все члены общества своим имуществом гарантируют обязательства последнего. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛЛЕКТИВИЗМ социальное учение, по котор. земля и орудия производства… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (collectivism) Первоначально применялся в отношении анархизма (anarchism) Бакунина (Bakunin). В политическом смысле утверждал моральный статус коллектива как свободно образованного и самоуправляемого сообщества, в противовес первичности индивида… … Политология. Словарь.

    коллективизм - как свойство личности выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют… … Большая психологическая энциклопедия

    Коллективизм - Коллективизм ♦ Collectivisme Превалирование над всем коллективистского начала, особенно – коллективной собственности. Коллективизм является попыткой преодоления эгоизма с помощью закона. Этим объясняется, почему исторически коллективизм… … Философский словарь Спонвиля

    - [оле], коллективизма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. Общность, коллективность владения, пользования, труда. 2. Принцип общественной солидарности, товарищества. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КОЛЛЕКТИВИЗМ, а, муж. Принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какой н. деятельности. Дух коллективизма. | прил. коллективистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 общинность (2) соборность (4) содружество (15) … Словарь синонимов

    Англ. collectivism; нем. Kollektivismus. 1. Форма соц. взаимосвязей, выражающих отношения сотрудничества, солидарности, взаимопомощи людей. 2. Этнический принцип, противопоставляемый индивидуализму, выражающий приоритет общих интересов над… … Энциклопедия социологии

    - (collectivism) Экономическая система, при которой планирование осуществляется преимущественно центральным правительством, а средства производства являются общественной собственностью. Такая система существовала в нескольких странах Восточного… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • "Я сказал - вы - боги..." Религиозное течение в освободительном движении 70-х гг. XIX в. в России ("богочеловечество") , Соловьев Константин , Монография посвящена истории «богочеловечества» - одного из направлений в общественной мысли и общественном движении России 70-х годов XIX века. Духовные поиски участников освободительного… Категория: Российская философия Серия: Издатель:
Вверх