Белорусские казаки. Исповедь атамана

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а так же чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20 тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 че­ловек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах - Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

Белорусское казачество представляет собой интересное и своеобразное явление в истории совместной освободительной борьбы белорусского и украинского народов при поддержке братского русского народа против гнета магнатско-шляхетской Речи Посполитой. К сожалению, приходится констатировать, что изучению этого явления в истории классовой борьбы белорусского крестьянства и городских масс уделялось крайне мало внимания.

Казакование белорусов, белорусское казачество не было случайным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XVI - XVII вв. изменений в производственных отношениях.

В XVI - XVII вв. экономическое, политическое и правовое положение белорусских крестьян и городской бедноты значительно ухудшилось.

Быстро росла барская запашка. Феодалы захватывали для фольварков пахотные земли из крестьянского надельного фонда и увеличивали, а где ее не было - вводили отработочную ренту - барщину.

Наряду с барщиной и оброком росли другие виды повинностей. Крестьяне обязаны были молоть хлеб лишь на мельнице своего господина, пить спиртные напитки только в его корчме, покупать соль, гвозди, сельди и некоторые другие товары на его складах и продавать господскому двору мед, воск, меха, лен, коноплю и другую продукцию. Разумеется, покупка и продажа производились по ценам, установленным феодалом.

К середине XVII в. Результаты наступления феодалов выражаются в росте убожества крестьян и разорении их хозяйств. Крестьянский надел в западных волостях Белоруссии к середине XVII в. Колебался в среднем от 0,5 до 0,25 волоки, а в восточных - около 0,5 волоки. 1 Значительно увеличилось количество безлошадных и безземельных крестьян. Последних было несколько категорий - загородники, халупники, кутники. Это по существу были уже не тяглецы, ибо они не имели земли этого фонда «для несения крестьянами повинностей на помещика (Ленин), но будучи крепки личности господина они не могли бросить поместье и уйти в город. Землевладелец жестоко эксплуатировал и путем принудительного найма.

Показателем надвигавшегося упадка поместного хозяйства был чрезвычайно незначительный прирост, почти прекратившийся к середине XVII в., культурной площади под сельским хозяйством, несмотря на прирост населения.

Еще более важным показателем застоя и регресса в области общественного производства является стабилизация, а затем и падение урожайности в результате снижения агротехники, опирающейся на подневольный труд. В.И. Ленин считал, что урожайность является выражением хозяйственной организации, системы и техники страны. 2

Естественным результатом жестокого фольварочно-крепостнического режима, снижения агротехники, обнищания населения был рост неурожайных и голодных городов, ослабление сопротивляемости общества стихийным бедствиям, создание благоприятной почвы для эпидемий и эпизоотий.

Внешнеторговым показателем застоя и начинавшегося упадка поместного хозяйства было падение экспорта хлеба, происшедшее в результате сн7ижения урожайности и ухудшения внешнеторговой конъюнктуры. Достигнув своего зенита в начале XVII в., экспорт уже к концу 40-х гг. сократился вдвое.

Положение в области сельского хозяйства усугублялось тяжелым состоянием городской промышленности и торговли.

Шляхта наступала не только на крестьянство, но и на горожан. Она не допускала их в сейм и всячески ограничивала самоуправление, организацию цехов и гильдий, право владеть землей, занимать государственные и духовные должности и т.п.

Шляхетские привилегии в виде беспошлинного вывоза продукции своего имения и такого же ввоза заграничных товаров, а также указанные выше торговые и промышленные монополии, права шляхты регулировать цены на внутреннем рынке на товары купцов и ремесленников жестоко били по городу, дезорганизовали внутренний рынок, губили местную промышленность.

Фольварочное хозяйство, покоящееся на жестоком крепостничестве и барщине, разоряющее крестьянское хозяйство и низводящее его население до бедности, способствовало сужению внутреннего рынка.

Шляхетские экономические привилегии и поместные монополии препятствовали созданию единого национального внутреннего рынка, наоборот, они содействовали его замыканию в отдельные ячейки, способствуя тем росту местных интересов, сепаратизма и анархии. Страна была лишена внутренней экономической и политической прочности - основного условия прогресса. Все это способствовало прогрессирующему упадку центральной власти, росту безнаказанности злоупотреблений местных властей, шляхты, солдатских наемных банд, что усугубляло разорение крестьян и горожан.

Торговля в том виде, как она выглядела на середине XVII в., закрепляла аграрный характер страны и способствовала консервации феодального строя, превращая Речь Посполитую в аграрный придаток промышленных стран Западной Европы.

Поместье в Великом Княжестве Литовском не в пример Западной Европе эксплуатировало город не только политически, но и экономически.

Все это повлекло за собой опускание городов, их обеднение, обострение внутренних противоречий и классовой борьбы между патрициатом и простым народом, поспольством. Упадок городов к середине XVII в. был уже вполне очевиден. Начинается далеко необычный процесс, наблюдаемый, правда, позже, как аграризация города, - отлив его населения в деревню и сельское хозяйство. Нужно, однако, оговориться, что указанные процессы в городской жизни проявлялись далеко не равномерно на территории Белоруссии. В городах Восточной Белоруссии, несколько отстававшей в темпах развития фольварочного хозяйства и теснее связанной в своей экономической жизни с соседним Русским государством, они выступают слабее, а в некоторых городах даже чувствуется еще развитие. Здесь средние слои городского населения заметно сильнее, чем в Западной Белоруссии. Таким образом, феодальные производственные отношения в том виде, как они развивались в Речи Посполитой примерно к середине XVII в., уже тормозили дальнейшее развитие производительных сил страны.

Выражением нараставшего к середине XVII в. обострения классовых противоречий в феодальном обществе Белоруссии было усиление классовой борьбы эксплуатируемого крестьянства и городских низов подготовившей освободительную войну белорусского народа.

Особенно тяжелым было положение крестьян в голодные годы, а в описываемое время голод был частым гостем в Белоруссии. «Устава на волоки» 1557 г. в таких случаях рекомендовала администрации имений просто отпускать крестьян на прокормление, дабы они не погибли. Подобная практика существовала и в частновладельческих поместьях. Так, в Баркулабовской летописи об одном из таких голодных годов конца XVI в. записано: «Люди убоги яз хлеба на Русь давалися - молодицы, жонки, девки, много на Русь и на Украину понаходило». 3 Немало людей, уйдя из родных мест в поисках средств жизни, долго не возвращалось обратно или навсегда оставалось и на новых местах.

Наряду с отходом крестьян из Белоруссии в голодные годы мужское население уходило на Украину «промышлять». Чаще всего это были спасавшиеся от господского гнета крепостные, к которым присоединялась городская беднота. Эти люди обычно возвращались в Белоруссию, причем иногда сразу большими партиями - «купами».

Пожив более вольной жизнью, иногда несколько лет «показаковав» и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами. К ним присоединялись отдельные товарищи из Украины.

Такие возвращения «купами» для феодалов всегда были чреваты усилением «непослушания» крестьян, а то и вооруженными выступлениями их.

Тесные связи между белорусами и украинцами объяснялись тем, что оба народа были близки по своему происхождению, культуре, историческому прошлому и настоящему. Их роднила общность религии, интересы совместной борьбы с польской шляхтой и магнатами, с воинствующим католицизмом и унией. Связи между Белоруссией и Украиной облегчались прекрасными путями сообщения - Днепром и его притоками.

Экономический гнет в Белоруссии усугублялся гнетом религиозным и национальным, усилившимся с начала XVII в. Это, в свою очередь, обостряло классовые противоречия. Религиозное и национальное угнетение, хотя и в разной степени, затрагивало не только крестьян и городскую массу, но и зажиточных горожан, часть белорусских и украинских шляхтичей, духовенство и монастыри, отодвигая их на второстепенное место в стране. При таком положении вещей появилась возможность выступлений и этих социальных групп против польско-литовской феодальной экспансии.

Крупные движения белорусских крестьян конца XVI - первой половины XVII вв. были тесно связаны с движением украинских крестьян и казаков.

Первое выступление такого характера произошло в 1590г., когда казацкий отряд под командой Матюши, пополненный местными крестьянами и горожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей и даже взял Быхов. 4 Под давлением войск отряд ушел на Украину.

Восстание под руководством Криштофа Коссинского (1591-1593 гг.) тоже нашло отклик в Белоруссии, преимущественно в Могилевском и Минском воеводствах.

Особенно велико было влияние восстания под руководством Северина Наливайко, перешедшего в 1595 г. с Волыни в Белоруссию.

Отряд Наливайко быстро вырос за счет прилива белорусского населения. 5 С восставшими отошло на Украину более 1000 казаков-белорусов.

В 1596 г. в Белоруссии с появлением запорожцев Матвея Шаулы также стали действовать отряды из местного населения, которые нападали на поместья, уничтожали документы, отнимали у панов захваченные ими у крестьян земли.

Эти восстания ативно поддерживала городская беднота, которая вела борьбу против патрициата.

В 1602г. в Белоруссии действовал крестьянский отряд под руководством Дубины.

Казаки неоднократно бывали в Белоруссии и в последующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. 6 Известны крестьянские движения в 1613г. на Пинщине и в других восточных волостях. Возникновению их содействовало пребывание здесь казацких частей. На крестьянские движения, поддержанные казаками, жаловалась шляхта на литовских сеймиках в 1615-1617 гг. 8

Мы располагаем некоторыми сведениями о событиях в Слониме в 1615г. В начале этого года отряд казаков, пополненный крестьянами и беглыми солдатами во главе с Челяткой, Коробкой и Каменовским действовал в Слониме и его окрестности. Богатые мещане организовались и нанесли поражение восставшим. Взятых в плен топили и вешали. Разбитые повстанцы и казаки отступили на юг. 9

Большие восстания 30-х гг. XVII в. на Украине также находили свой отзвук в Белоруссии.

Наибольшего размаха достигло антифеодальное движение украинского и белорусского народов в середине XVII в. Героическая борьба украинского народа была поддержана массовым народным восстанием в Белоруссии, подготовленным всем ходом борьбы белорусского народа против магнато-шляхетской Речи Посополитой. В это время в различных районах Белоруссии появилось много «подстрекателей», призывавших население подниматься на борьбу с панами и ксендзами. Распространялись также универсалы Хмельницкого, все чаще раздавались призывы к оружию. Повстанцы «костели палили… ксинзов забияли, дворе зась и замки шляхетские… пустошили, не зоставляючи жадного целого… И на тот час туга великая людем всякого стану значима была и наруганная от посполитых людей, а найбольше от гультяйства». 10

Летом 1648г. в Белоруссии появился значительный отряд казаков под командой головацкого.

На юге Белоруссии одновременно с отрядами казака Небабы действовали крестьянско-казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапки и других.

Казацкие отряды постоянно прибывали в Белоруссию в течение 1648-1649гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки Кривонос (сын), Сохненко, Голота и другие. 10-тысячный отряд Голоты за весну 1649г. вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин и другие города сами открыли ворота восставшим. Много ремесленников влилось в крестьянско-казацкие отряды. Мещани Пинска, Мозыря, Бобруйска, Бреста и других городов вместе с казаками и крестьянами мужественно защищались от шляхетских войск. На место павших становились новые тысячи борцов. Современник-шляхтич писал: «…восстание, как гидра, у которой, если ей отрубить одну голову, то сейчас же вырастает много голов; так и бунтари - вместо одного погибшего по является много других». 11 «Крестьяне,- пишет современник Ерлич,- собирались как мед, и бросались на борьбу и старый и малый, не смотря на то, что наступали сенокос и жниво». 12

Свидетельства современников дают возможность совершенно ясно представить себе классовый состав лагеря восстания. Вот одно из них: «Бунтует чернь, гультяйство, пашенные мужики…, которые к

Черкасам передаются… К казакам в Рославле прибыло из крестьян охотников тысячи полторы… Из королевских и гетманских обозов… бегут нахолки и пашенные мужики…» 13 Следовательно, в восстании приняли участие все группы сельского населения. Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое то вступало в казацкие полки, то создавало свои крестьянские отряды. Об этом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл: « Не только казаки подняли бунт, но и все наши крепостные на Руси к ним присоединились и войско казаками увеличили. Охотнее всего присоединяются к ним холопы». 14

В сообщении о взятии Радзивилом города Чечерска говориться, что он, расправляясь с казаками, перебил их жен и детей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.

Очевидец этих событий Ерлич писал, что шляхта бежала за Вислу «от внутренних врагов - казаков, крепостных крестьян и своих свинопасов», бросив все свое имущество. 15 Восставшие громили усадьбы светских и духовных панов. «По дороге до Кобрина опустошены костелы, все шляхетские усадьбы разрушены… повстанцы идут к Бельску и сами, и все холопы с ними…» 16

Движение в Белоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому с севера войсками Радзивила. Для борьбы с восставшими крестьянами в помощь правительственным войскам были организованы шляхетские отряды. С повстанцами расправлялись самым жестоким образом. Войска под командой Мирского, взяв героически оборонявшийся под руководством Небабы Пинск, вырезали и потопили почти все население города. Гарнизон и население Мозыря под руководством Михненко стойко защищались, предпочитая гибель в горящих развалинах сдаче на милость Радзивилла. Отряд бедноты Минска, присоединившийся к крестьянам и казакам, был почти весь перебит Пацем. Богатые мещане, шляхта и священники за обещание пощадить их жизнь открыли Радзивиллу ворота осажденного Бобруйска. Однако крестьянский казацкий отряд под командой Поддубского, защищаясь на горящих башнях и стенах, предпочел погибнуть в пламени.

Шляхта жестоко мстила восставшему народу. Всех зачинщиков казнили, а подозреваемым в участии и восстании отрубали руки. 17 Население ряда городов было вырезано поголовно. 18 «Около Орши и Минска, Новогрудка, Слонима и Брест-Литовского на полях многие люди, а иные на коле четвертованные», 19 - описывает современник расправу шляхты с восставшими крестьянами.

Белорусское крестьянство и городские низы, осознавая общность своих интересов со стремлениями и требованиями украинского народа, принимали участие в решительных сражениях против польской шляхты и на Украине. Так, летописец сообщает, что в сражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк . Подробных сведений об этом полке мы не имеем. Была ли это просто военная единица, укомплектованная белорусами, преимущественно могилевцами, или наличие Могилевского полка означало создание на какое-то время соответствующей военно-административной, территориальной казацкой единицы неизвестно.

При всем своем размахе крестьянское движение в Белоруссии сохраняло основные недостатки, характерные для всех крестьянских движений: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.

Зборовский договор Хмельницкого с правительством Речи Посполитой (1649) привел к временному ослаблению движения в Белоруссии. Однако, хотя казацкие войска в связи с этим были созваны из Белоруссии, а вдоль левого берега Припяти расставлены заградительные.

Обстановка в Белоруссии была хорошо известна как русскому правительству, так и самому Хмельницкому. Возможность поднять местное население на борьбу против Речи Посполитой представлялось вполне реальной и украинскому гетману и русскому царю. Накануне войны Хмельницкий вел по этому вопросу специальные переговоры с русским правительством. Побуждая царя к решительным действиям, Богдан Хмельницкий заверял его в том, что как только царь примет Украину «под свою высокую руку» и пришлет своих ратных людей, то он, Хмельницкий, немедленно направит свои грамоты в Оршу, Мсиславль и другие города, которые тотчас же встанут на борьбу с панской Польшей, выставив 200 тыс. человек.

В процессе освобождения Белоруссии здесь создавалась довольно сложная политическая и социальная ситуация.

Царское дворянское правительство вело войну с Польшей за освобождение Белоруссии и Украины и воссоединение их с Россией, не ставя перед собой никаких задач в области смягчения, а тем более уничтожения феодального гнета, крепостничества и барщины. Здесь все, в основном, должно было остаться по-старому, за исключением национальных и религиозных притеснений, которые должны были быть ликвидированы. 22 Таковы же, примерно, были и настроения белорусской православной шляхты, городского патрициата и духовенства.

Польская феодально-католическая экспансия на белорусские земли затрагивала интересы значительной части мелкой и средней белорусской шляхты. Местные ополяченные и принявшие католичество магнаты довольно пренебрежительно относились к шляхте. Больше того., они нередко захватывали у нее земли и имущество, переманивали крестьян, грубо попирали их права и привилегии, применяли по отношению к ней национальную и религиозную дискриминацию. Эта часть шляхты рассчитывала найти в Русском централизованном государстве защиту от произвола магнатов, укрепление своих политических, экономических и классовых позиций, в том числе в отношении крестьян, и ликвидацию национальной и религиозной дискриминации.

Городское население страдало от удушающей политики шляхты, от произвола польских феодалов, национального и религиозного гнета. Оно надеялось, что его положение значительно улучшиться, если Белоруссия войдет в состав переживавшего экономический подъем Русского централизованного государства.

Иными были стремления белорусского крестьянства и городской бедноты. Войну против Польши они, как и украинские крестьяне и казаки, считали освободительной в широком смысле этого слова, несущей, кроме избавления от национального и религиозного гнета, освобождение от крепостничества и барщины, смягчение эксплуатации купечеством и ростовщиками городской бедноты. Таким образом, если на известном этапе борьбы против польской экспансии в Белоруссии и была объективно возможной известная общность, выступления разных социальных групп, то это вовсе не означало, что их внутренние противоречия и устремления исчезли.

Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках своеобразное воплощение того, к чему, примерно, и они стремились.

Неудивительно, что прибытие в Белоруссию в качестве наказного гетмана полковника Нежинского полка Ивана Золотаренко во главе 20-тысячного казацкого корпуса не могло не создать в юго-восточной Белоруссии соответствующих настроений. Они еще более подогревались тем, что лежавшие рядом Новгород-Северщина и Стародубщина с Мглином и Почепом вошли в административный состав Нежинского полка, а казацкие полки в Белоруссии играли роль не просто дружественных населению воинских частей, как, скажем, московские стрелецкие полки; это были не просто воинские части, а отряды вооруженного украинского народа, восставшего против общих с белорусским народом феодальных угнетателей. По своему духу и составу рядовые казаки были весьма близки к белорусскому крестьянству и городскому посполитству, они были даже в известной степени укомплектованы из них в прошлые годы. В казацких полках была тогда демократическая система организации, и вступление в их ряды было вполне доступным.

Возможно, что Богдан Хмельницкий и казацкая старшина считали юго-восточные белорусские поветы, куда так запросто хаживали казаки, как и на Украине, родственно близкой и весьма важной для жизни Украины территорией.

Посылка в Белоруссию 20-тысячного казацкого корпуса имела своей задачей не только военную помощь царю и защиту от возможного удара в тыл, но, может быть, главным образом, восстание белорусского народа и организацию хотя бы части его вокруг украинских полков, а также расширение территории Нежинского и Черниговского полков за счет освобожденных земель.

Наличие таких тенденций можно усматривать в организации Стародубского полка, в воссоздании Черниговского полка, в просьбах казацкой старшины пожаловать ей села на освобожденной территории, в том числе Старого Быхова - самому Б. Хмельницкому; в желании склонить могилевцев и население других осажденных городов к сдаче Ивану Золотаренко, а не царю, ибо тогда эти города будут пользоваться положением городов Московского государства; 23 в настойчивом и продолжительном стремлении сохранить казацкие отряды на территории Белоруссии.

Золотаренко несмотря на многие и настойчивые требования царя идти к нему под Смоленск, всячески медлил под предлогом того, что, не заняв городов юго-восточной Белоруссии, он этого не может сделать ибо рискует поставить себя под удар с фланга. 24 Действительно, Гомель всегда был базой для ударов на Украину с севера.

В письмах Богдана Хмельницкого к царю слышится забота о белорусском населении. Сообщая в одном из них, что он наказал Ивану Золотаренко не чинить белорусскому населению никаких обид, Хмельницкий просит царя, «дабы ратные т.ц.в. люди никакие им не чинили обиды». 25

Политика царского правительства в отношении белорусского народа была сформулирована еще до начала войны. 7 марта 1654 г. в царской грамоте воеводам русское правительствоуказывало: «А ратным людем приказали б есте накрепко, чтоб они белорусцов крестьянские веры, которые против нас не будут, их жен, и детей не побивали и в полон и….имали, и никакова дурна над ними не делали, и животов их не грабили. И некоторые белорусцы придут к вам в полки, и вы б тех белорусцев нашим государевым жалованьем обнадежили и велели их приводить к вере, что им быть под нашей…рукою навеки неотступно, и нам служить, над полскими и над литовскими людьми промышляли, с нашими ратными людьми сонча заодин. И которые белорусцы похотят быть и нам служить вместе с нашими ратными людьми, и вы б тем людем велели быть на нашей службе… А будет белорусцы с нашими ратными людьми вместе быть не похотят…, а похотят быть особо, и вы б им… начальновочеловека добраго поволили, и тому начальному человеку з белорусцы велели б есте быть с собою в походе, приказали б есте беречь и смотреть накренко, чтобы от них нашим ратным людем какие хитрости не учинились» 26

Русское правительство вполне основательно рассчитывало на поддержку местного населения, на его активную военную помощь. Симпантии белорусского населения к России с особой силой стали проявляться после начала военных действий на территории Белоруссии. Города и села всячески поддерживали русскую армию. «Неприятель этот здесь,- писал современник,- в этих краях берет большой перевес. Куда бы не пришел он, везде собираются к нему мужики». 27 «Здешние города угрожают явно возмущением, а другие наперерыв сдаются на имя царское… мужики молят бога, дабы пришла Москва…» - писали паны с фронта. 28

В польско-литовских правящих кругах считали, что «на мужиков худая надежда, их пуще надобно опасаться». 29 Представители господствующего класса Речи Посполитой, свидетельствовали, что «мужики вели недоброхоты, везде на царское имя здаютца. Как и недавно волость вся велми велика, в которой с пищалми, стрелцов и иных с оружием добрых много, на имя царское присягу учинив, болши злого, нежели самоя Москва, чинят. То же зло, что и Дале распространятися будет, зело опасатися образца казацкие войны и не только, что злого не чинят, но пущи что братья их казаки уже разыгралися и жалованье дают и всяко наделяют». 30

Из этих и ряда других сообщений видны не только симпатии населения к «Москве», но и жгучая ненависть к шляхте. Господствующий же класс пугает не только война с внешним врагом, но и врагом внутренним, война «образца казацкого».

Антипольские, антишляхетсикие настроения белорусского народа, его симпатии к России, а также успехи русского и украинского оружия вынуждали белорусскую шляхту и патрициат изменить свою выжидательную политику и занять по отношению к России определенную доброжелательную, а в некоторых случаях и союзническую позицию.

Классовое родство московского феодального государства, крепостнические статьи Соборного Уложения 1649г., царские грамоты и приказы воеводам в отношении белорусов давали этой части господствующего класса Белоруссии основание надеяться на плохое сохранение своих прав и привилегий, в том числе поместий и крепостных. Больше того переход на сторону России мог принести им новые земельные пожалования и защиту от протеста населения. С этой целью они пытались также возглавить освободительное движение, чтобы направит его по желательному для себя пути. Одним из первых (5 июня 1654г.ст.ст.) перешел на сторону России православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский из Могилева с 14 своими единомышленниками. Царский представитель при украинских казаках Т.Спасителев хотел направить Поклонского к царю, но Иван Золотаренко решил послать его «наскоро к гетману Богдану Хмельницкому, для ведомости». 31

Подробности этой поездки неизвестны. Знаем, что Хмельницкий принимал Поклонского и со своими рекомендациями направил к царю. 32 На обратном пути в Киев Поклонский и сопровождавшие его могилевцы имели встречу с московскими воеводами, которым объяснили цель своей поездки.

Д.Л. Похилевич

Тайны Беларуской Истории. Деружинский Вадим Владимирович

Кто такие казаки?

Кто такие казаки?

Начнем с того, что казаки - это этнос, а не сословие. Причем в самой статье «Кобринские казаки» было выделено крупно в рамочке: «Казак - с тюркского языка означает «вольный человек»». (Должен попутно отметить, что сколько существует всяких казачьих атаманов, генералов и полковников - столько же имеется разных, порой самых экзотических представлений о происхождении казаков, то есть они у каждого свои. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную книгу, но сама эта тема - уже не история Беларуси.)

Выскажу лишь некоторые (подчеркиваю - некоторые) представления об истоках казаков. Как считает ряд российских лингвистов и историков, слово «казак» происходит от названия страны Хазария или Козария: так называли жителей этой страны, располагавшейся от Крыма до Северного Кавказа и берегов Каспия. (Видимо, те же истоки у названий Казань и Казахстан, который с 1995 года называется Kazakstan - «страна казаков».)

Хазары-козары были группой кочевых тюркских племен (смешанных частично с сарматами), умело державшихся в седле. Но казаки как воины впервые упоминаются в летописях под 1395 годом, причем Л. Н. Гумилев, как и другие российские историки, считал, что основную часть войска Мамая в Куликовской битве составляли именно казаки (народы Дона и Северного Кавказа).

Украинские казаки формировались в Запорожье (буквально «За порогом Руси») из русифицированных тюрок и беглых русинов, жили по законам тюрок - ведь казацкие обычаи являются тюркскими обычаями Хазарии. Российские же казаки формировались из тюркских племен, присягнувших московским царям. В царской России «казак» означало национальность - причем казаков не считали не только русскими, но даже славянами.

Это не должно удивлять. Например Донское казачье войско (столица - Новочеркасск) - это исторически войско народа черкасов, и в XIX веке донские казаки еще говорили на своем черкасском языке (не путать с черкесским). Историки из числа самих казаков полагают, что казаки происходят от готов (кстати, так думал и Адольф Гитлер, называвший казаков «более высокой расой, чем славяне»). Свою дорусскую историю казацкие историки возводят к великой стране Готланд, существовавшей на Дону в начале I тысячелетия и ранее. Мне эта концепция кажется «сыроватой» уже потому, что в таком случае Хазарию-Козарию следует прежде всего называть прямой наследницей Готланда - но этот тезис историки не принимают (правда, о Хазарии вообще мало сведений сохранилось, это страна-загадка).

После революции казаки стали опорой антисоветского движения, поэтому власти СССР стремились лишить казаков своего лица, своей сути. В первые годы советской власти в паспортах в графе «национальность» казакам так и писали - «казак». Однако в рамках задачи ликвидации казачества такую запись запретили, а все казачество насильно записали «в русских». Именно на этой почве возникло у нынешних казаков массовое заблуждение: они считают себя «русскими» и «славянами», хотя были в прошлом славяноязычными тюрками или - как говорят казацкие историки - готами (а казаки Дальнего Востока - это буряты и монголы).

В годы войны атаман Петр Краснов добивался отделения Казарии от России - с созданием независимой страны казаков. Казаки во время Великой Отечественной войны отличились коллаборационизмом. Так, в июле 1943 года была создана «1 -я казачья кавдивизия Вермахта» под командованием немецкого полковника фон Паннвица, в феврале 1945 года преобразованная в 15-й казачий корпус СС численностью 25 тысяч человек.

Сегодня об этом не принято вспоминать, так как в России увлеклись обвинениями в адрес украинцев: дескать, те служили в СС. На самом деле в дивизию СС «Галичина», сформированную в апреле 1943 года во Львове, было зачислено 19 тысяч человек (причем 3 тысячи ее солдат тут же перебежали к партизанам бандеровской УПА, воевавшей с немцами). А вот 29-я русская дивизия СС (сформированная на базе РОА генерала Власова) имела 20 тысяч солдат. Казаков в СС воевало еще больше - 25 тысяч.

Так что «главными» эсэсовцами с территории СССР были не украинцы. Как равно несправедливы обвинения в том, что только украинцы сегодня «пытаются обелить своих эсэсовцев» - то же самое делают в России. 15-й казачий корпус СС сдался англичанам, а те по просьбе Сталина всех казаков-эсэсовцев отправили в СССР, где их почти всех казнили. Сегодня центральные газеты России с надрывом пишут о злодействе англичан, отдавших «невинных пленных казаков» на расправу Сталину. Пишут, дружно забывая, что эти казаки вообще-то служили в СС. Как гласит пословица, «в чужом глазу соринку вижу, в своем - полено не замечаю»…

И вот в 1990-е годы, после краха СССР, началось возрождение казачества, этот этнос мало-помалу снова обретает свой национальный облик.

Теперь становится понятным, почему в Беларуси никогда не было казаков. Вовсе не потому, что тут народ жил «по старинке», как пишет Маргарита Савчук (я так и не понял, что хотела сказать этой фразой журналистка). А потому, что в Беларуси никогда не было кочевников. Нет кочевников - нет и казаков.

Другой важный нюанс заключается в том, что существенную часть денег, вырученных от продажи трофеев, казаки, согласно строгой традиции, отдавали православной церкви. В этом плане Беларусь всегда кардинально отличалась от России и Украины: у нее не было единой религии. Католики и униаты были примерно равны своей численностью, а к ним надо добавить значительную общину иудеев. Неясно, каким христианским храмам следовало бы отдавать трофеи «беларуского казачества»: католическим или униатским? Если в Западной Украине казаки поголовно были униатами, то о существовании католических казаков истории неизвестно. Как видим, даже сама католическая вера препятствовала у нас формированию казачьих войск. Еще труднее представить иудея-казака, отдающего часть награбленного синагоге.

Кроме того, литвины-беларусы, в отличие от казаков Украины и России, никогда не промышляли набегами. Не секрет: главным источником доходов казаков Сечи и Дона (а также крымских татар) являлся разбой в землях соседей. У нас же народ всегда жил только своим трудом, ничего ни у кого не отнимал. История не знает случаев, чтобы наши предки устраивали разбойные набеги на украинцев, поляков, латышей, словаков или московитов. Наш менталитет иной, ему противна сама мысль создавать свое благополучие за счет наворованного у других. Это очень важно, так как, например, Запорожская Сечь в период своего расцвета являлась фактически объединением разбойников, где казак - это «лихой человек», промышляющий разбоем.

Ну и главное: казаки, в отличие от других войск, снаряжались за собственный счет - за что в качестве награды полностью освобождались от налогов. Борис Алмазов, внук донского казака и автор книги «Прощайте и здравствуйте, кони! » (1978 г.), писал:

«Казаки не платили никаких податей и жили значительно богаче, чем русские крестьяне, но в отличие от крестьян должны были служить все поголовно. Если в крестьянских семьях из двух сынов служить шел один, из пяти - двое, то казаки служили все. Причем официально казак считался на службе двадцать лет, из них четыре года служил действительную вдали от дома. В случае войны на службу призывалось все мужское население».

Думаю, теперь читатели поймут, почему Чаусы (регион земледельцев) не были никакой «казачьей столицей Литвы». Казаки в те времена не земледельцы, а вольные кочевники степей (в том числе Запорожья). Поэтому в период феодализма власти в принципе не могли облагать их налогами и податями, как крепостных крестьян или других вассалов (т. е. земледельцев). У властей оставался только один вариант реализации своего главенства над казаками: пусть они подати не платят, но отдают их в виде воинской службы. Везде по степям Украины (где, кстати, были «казацкие татары» или «татарские казаки») и России кочевые племена и стали записывать в «казаков» - по роду их отношений с Властью: так все кочевники (включая бурятов Даурии) стали казаками. Кстати, бурятом был и знаменитый атаман Григорий Семенов, который спрятал не найденное до сих пор «золото Колчака» (точнее - часть этого золота).

Но у нас-то все по-другому! Наши крестьяне были не кочевники, а землевладельцы - и были землей привязаны к своим сеньорам в лице магнатов или шляхты. Понятна ситуация, когда царь Алексей Михайлович стал захватывать Беларусь и отбирать у шляхты ее крестьян. У себя в Московии он беглых крестьян сажал на кол, а тут не только приветствовал такое бегство, но и велел из беглых крестьян создать нечто вроде «беларуского казачьего войска» (якобы аналогичного казачьему войску Золотаренко в составе его армии). Но эта затея длилась недолго (менее полугода) и по своей сути являлась химерой той войны. Ведь в мирное время ни Москва, ни Вильня не собирались освобождать наших крестьян от податей. Они - не кочевники, никуда со своей земли не денутся. Кстати, после окончания той войны все выжившие «казаки Поклонского» вернулись к своим господам, ибо бежали к Поклонскому они сами, а вот их участки земли, хаты, скотина, семьи - все осталось во владениях помещиков.

Так что «на пустом месте» казачье войско создать невозможно, тем более из оседлых крестьян, уже являющихся чьими-то вассалами. Само понятие «беларуское казачество» - это смысловое недоразумение, подобное, например, столь же фантастическому «новгородскому казачеству» или «псковскому». Никакого «беларуского казачества» не существовало и за 122 года нашего пребывания в составе царской России. Даже царизм не нашел нужным и возможным создавать здесь казачество.

В летописях упоминаются многотысячные полки «польских королевских казаков», служивших в армии Стефана Батория. Но это не поляки - а украинские казаки. В Польше тоже не было степей и кочевников, потому не появилось и свое казачество.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами , с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы , с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Из книги Августовские пушки автора Такман Барбара

КАЗАКИ! 5 августа французский посол в Петербурге Палеолог проезжал мимо казачьего полка, отправлявшегося на фронт. Его командир, увидев на автомобиле французский флажок, наклонился с седла, чтобы обнять посла, и попросил разрешения провести перед ним свой полк. Посол

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

6. Расстановка сил: кто такие «белые», кто такие «красные»? Наиболее устойчивым стереотипом в отношении Гражданской войны в России является противостояние «белых» и «красных» - войск, лидеров, идеи, политической платформы. Выше мы рассмотрели проблемы установления

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Казаки, казаки В старом русском государстве было, формально говоря, два казачества: казаки служилые, входившие в число государевых служилых «по прибору», и вольные, не очень многочисленные. Впрочем, вольное казачество до определенной степени также находилось на

Из книги Иностранные добровольцы в вермахте. 1941-1945 автора Юрадо Карлос Кабальеро

Казаки Хотя первоначально казаки не находились в таком привилегированном положении, как добровольцы из Средней Азии, тем не менее их легионы были официально признаны частью вермахта. Очень скоро казаки привлекли внимание немецкого командования как наиболее

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Казаки И все же символом нового общества, образовавшегося на широких равнинах Приднепровья, стало совершенно необычное сословие, которое могло появиться только на дальнем пограничье,- казачество.Слово «казак» тюркского происхождения. Так называли людей свободных, т. е.

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

3.Казаки Необходимость охраны границ московского государства требовала больших сил. И для этих целей московские государи использовали казаков. При Иване IV городовые казаки становятся также поместными, но в отличие от последних, постоянными войсками. Они были

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ , с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ , с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году ,

Из книги Русская армия 1914-1918 гг. автора Корниш Н

Казаки Казаки разделялись на две большие группы: стеновые и кавказские. Последние делились на Кубанское и Терское казачьи войска, а к первым относились Донское, Сибирское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Забайкальское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 2 [вычитано, современная орфография] автора

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

КАЗАКИ Выступившая из Москвы неприятельская армия скоро всецело поступила на попечение казаков, окружавших, провожавших ее до самой границы и далее и надоевших ей на этом долгом пути до такой степени, что вскоре французская нация, а за нею и вся Европа, без ужаса не

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Вступление О чем эта книга и кто такие казаки Казаки считают себя народом. Когда-то давно вошедшим в состав многонационального русского народа, привнеся в него особую казачью культуру, ставшую часть национальной.Поэтому все, что вы прочтете в этой книге, именно записано,

Хипстеры умерли, ламберсексуалы не прижились, брутальные лесорубы - ушли в лес истории. В тренде постсоветского пространства - идеи священного казачества и русской весны, которая вот-вот пробьется из-под снега эпичным подснежником духовности. Вячеслав Корсак решил шагнуть в ногу со временем и вступить в ряды белорусских казаков. Его трип повествует о том, как песня жить помогает, в какой берлоге скрывается казак и почему казачья правда должна быть с кулаками.

Раз-два, казачок

Белорусский казак - новостной хедлайнер 2015 года. О нем неустанно пишет пресса и талдычат жители «фейсбуков». «На каких позициях стоят казаки в Беларуси», «Пророссийские «казаки» готовят боевиков из белорусских детей», «Белорусские казаки»: опасные игры» - такие заголовки поселились в новостных лентах и стали привычным маркером описания жизнедеятельности белорусского казачества.

Сколько в Беларуси казачьих группировок - сказать сложно. Казаков объединяет православная вера, но разделяют внутренние дрязги и неустанное желание померяться погонами. Казаки везде, но казаков нет. К такому парадоксальному выводу придет всякий искатель, который решит на собственной шкуре испытать все радости казачьей доли. Но если усердно копать, удача непременно улыбнется - и перед вами откроются двери в сказочный мир трех главных казачьих тусовок: РОО «Белорусское казачество», РОО «Всебелорусское объединенное казачество» и центр «Казачий Спас». В них мы и попытаемся вступить, чтобы сердцу было любо.

Казаки президентские

РОО «Белорусское казачест­­во» - самая известная казачья организация Беларуси. Она прославилась главным образом благодаря ее верховному атаману, казачьему генералу Николаю Улаховичу, который в 2015 году решил стать президентом страны. Он провел интересную предвыборную кампанию - высказался о баптизме и терроризме, а также выразил обеспокоенность действиями бобров, которые наносят ущерб отечественному рыболовству. В результате небанальных лозунгов Николай Улахович завладел 1,67% голосов избирателей и вернулся к своей обычной жизни. Белорусы тоже продолжили свое привычное существование под мирным небом, чуть было не заполучив президента-казака.

Вступить в «Белорусское казачество» не так-то просто с учетом того, что на сайте организации нет никаких контактных данных.

Вступить в «Белорусское казачество» не так-то просто с учетом того, что на сайте организации нет никаких контактных данных. Зато как нельзя кстати помогает сайт прихода «Всех скорбящих Радость» sobor.by. Все дело в том, что настоятель этого прихода протоиерей Игорь Коростелев является председателем отдела БПЦ по взаимодействию с казачеством. И поэтому помимо баннера «Донбасс. Нужна помощь» на сайте можно найти немало информации о казаках. Например, фотографии с заседаний казачества, которые проходят в Центре просвещения и милосердия Белорусского Экзархата.

Не медля, мчу в центр просвещения, который приютился в районе станции метро «Спортивная». Широкоплечий охранник в куртке цвета хаки расстраивает: никаких казаков в центре нет. Впрочем, из записной книжки мужчина выуживает несколько полезных контактов и честно признается, что ему тоже предлагали стать казаком, но он отказался.

Мне предлагали, но ты меня правильно пойми, не в обиду будет ребятам сказано: я этого не понимаю, - улыбается охранник. - Когда происходит какое-то испытание на родине - да, вот в этот момент не будь свиньей, даже если у тебя есть возможность улизнуть. Как молодежь наша современная пытается любыми маразмами от армии отцепиться. Ну, а так…
- Сейчас такое время, когда не поймешь, что завтра будет в стране нашей: спокойно или нет, - отмечаю я.
- Ну, если у тебя есть убежденность, что такая организация, как казачество, может что-то изменить… Тут, наверное, у человека должно быть такое мироощущение, что ему надо там быть. А по большому счету, если у нас что-то и изменится, то изменится так круто, что не поможет казачество. И многие, кто сейчас там находится, как это сказать… по детскости.

Но совсем не по-детски к казакам относится представитель «Белорусского казачества» Олег (имя изменено. - Прим. «Большого»). Во время телефонного разговора он уточняет, являюсь ли я православным, имею ли в роду казаков, и добавляет, что в последние дни сильно занят: организация готовится к празднованию 20-летия белорусского казачества. Наконец, после нескольких попыток встретиться, я приезжаю к Олегу в офис. Спустившись в подвал хрущевки, мы оказываемся у двери, возле которой висит портрет Николая Улаховича. Минув дверной проем, проходим в казачий штаб, который больше напоминает музей советских артефактов. По всему периметру комната увешана красными вымпелами и военными фотографиями времен афганской кампании. На стене над рабочим столом блестит советская звезда. Рядом из рамки смотрит советский поэт Владимир Высоцкий. А на стене по соседству по непонятной причине прописался флаг Великобритании.

Олег протягивает мне фирменный бланк прошения о вступлении в казачество и начинает показывать фотографии из казачьей жизни.

Вот это наш верховный атаман, - показывает Олег фотографию Николая Улаховича.
- Я за него голосовал.
- Вот. А это приезжал Кирилл - митрополит Ставропольский и Невинномысский, он окормляет все казачество в России. А это у нас бал православный. У нас же три казачества. Но наше - оно такое наиболее живое…
- А почему такое разделение?
- Я думаю, что будет объединение, потому что после выборов Лукашенко не нужен раздрай в общественных организациях, и казачество будет единым.

Впрочем, нынешняя раздробленность белорусских казаков свидетельствует об обратном. Казаки выходят из организации Улаховича, и иногда не по своей воле и со скандалом. Так в феврале 2014 года из рядов «Белорусского казачества» были исключены сотник Андрей Морозов и хорунжий Владимир Шурпач, которых выгнали «за нарушение дисциплины и устава, пропаганду сионистской нетерпимости среди казаков, а также разжигание террористической политики по отношению к части коренного населения Республики Беларусь». Исключенные казаки выступили против принятия в ряды «Белорусского казачества» гражданина Израиля, военнослужащего ЦАХАЛа подъесаула Маслова. По одной из версий, он не вовремя блеснул знаниями иудаизма и заявил в православной церкви, что Иисус - не Бог. Это не обрадовало казаков. Выступили против, за что и были исключены. При этом один из изгнанников, Владимир Шурпач, ранее успел побывать героем «Большого» (см. №19). В 2012 году он охранял общественный порядок в чижовском зоопарке и рассказывал автору этих строк о православии и мире диких животных.

Казаки певчие

Участие Николая Улаховича в президентских выборах вызвало бурю негодования у его конкурента по погонам, казачьего генерала Николая Ерковича - главы «Всебелорусского объединенного казачества». Он даже предложил Улаховича из казачества исключить за то, что тот осмелился выдвигаться от имени всех белорусских казаков. А те, по словам Ерковича, поддерживают Лукашенко. Одним словом, запутанная и страшная история о ментальном сражении казачьих генералов.

О самом «Всебелорусском объединенном казачестве» известно мало. В СМИ сообщали, что Еркович пришел в 1997 году в «Белорусское казачество» по протекции российского казака. В команду Улаховича не попал и организовал свое движение. С тех пор и числится верховным атаманом «Всебелорусского объединенного казачества» и борется на невидимом фронте за нравственную чистоту всего и вся.

Найти адрес организации Ерковича оказывается сущей головоломкой. Методом проб и ошибок натыкаюсь на сайт атамана Минской области Евгения Макаренко «Казаки Святой Руси». Ознакомившись со статьями «Кому в Белоруссии неугоден русский язык?» и «Белоруссия как часть Русского мира», звоню Макаренко. Узнав о моем желании вступить в ряды казачества, Евгений направляет меня к минскому атаману Сергею (имя изменено. - Прим. «Большого»). Телефонный звонок - и уже на следующий день мы встречаемся с атаманом на минском ж/д вокзале. Сергей, облаченный в широкополый милитаризованный плащ, расспрашивает о моих талантах и почему-то сразу уточняет, владею ли я музыкальными инструментами.

В детстве пел в церковном хоре, пока в спорт не ушел, - говорю.
- Какой вид спорта?
- Борьба.
- Разряды есть?
- Юношеский.
- Ну, что я могу сказать - пишите прошение на имя верховного. Вы же не потомственный казак? Тогда два казака пишут участие за вас. Один год испытательный. Образование?
- Высшее.
- От вас нужно будет две фотографии, обязательно в форме. Либо черная - полевая, либо парадная. Желательно парадная.
- Ее нужно приобрести?
- Да, можно пошить в доме военной одежды на переулке Калинина. До 150 баксов она будет стоить. У нас в планах создание музыкального коллектива. Может, есть друзья, у которых хороший голос?
- Есть.
- Тогда хорошо. Форму пока что за свой счет. Я человека нашел, продюсера, который будет продвигать: телевидение, какие-то мероприятия.
- То есть можно будет выступать?
- Да, и деньги зарабатывать.

Я эту мысль вынашиваю уже 10 лет. Но прежде, чем что-то получать, надо, как в любом бизнесе, что-то вложить. А дивиденды сами не придут.

Мы прощаемся и договариваемся встретиться в ближайшее время. Вскоре на моем электронном ящике окажется фирменный бланк прошения о вступлении во «Всебелорусское объединенное казачество». А операция по созданию казачьего «бойз-бенда» временно затихнет. Николай уедет в санаторий.

Казаки боевые

Владельцев нагаек в Беларуси многие по-прежнему именуют «ряжеными». Ряженый казак, в свою очередь, рядится пуще прежнего. Судя по сообщениям в СМИ и фотоотчетам на казачьих сайтах, в руках белорусского казака уже не нагайка, а автомат. И учится казак не заправлять галифе и носить шевроны, а сражаться с настоящим врагом.

Главным казачьим ньюсмейкером последних лет, кроме несостоявшегося президента Улаховича, является организация «Казачий Спас». Это о ней трубят СМИ, сообщая, что белорусские казаки серьезно взялись за военное дело. Это про нее говорят, что организация готовит подростков в православных патриотических лагерях, где юные чада учатся держать в руках оружие. Одним словом, вступление в данную организацию гарантирует не только закалку тела, но и духа.

Звоню представителю «Казачьего Спаса» Степану (имя изменено. - Прим. «Большого»). На мой вопрос, можно ли вступить в ряды казаков, Степан отвечает, что для этого нужно войти в коллектив и проявить себя. Для дальнейшего знакомства он приглашает посетить тренировку по рукопашному бою. Уже спустя несколько часов я сижу в спортзале одного из минских училищ и наблюдаю за тем, как люди в камуфляжной одежде бьют друг друга, постигая хитрости боевого искусства.

Проводит занятия сам Степан, который, по его словам, десять лет назад съездил в Москву и обучился системе единоборства древней Руси - «Системе» Рябко.

Это система выживания. Мировоззренческий комплекс, который позволяет тебе проявлять свой творческий потенциал. Здесь нет клише, нет правил. Есть только принципы и определенная методика обучения. Специальные упражнения, которые развивают какие-то внутренние резервы мозга и подсознания, - рассказывает Степан, добавляя, что многие элементы «Системы» сохранились в русских народных танцах, а еще - в произведениях Пушкина.

Степан говорит, что «Казачий Спас» проводит жесткий отбор конкурентов и хочет, чтобы участники движения не раздавали казачьи чины, а занимались делом во имя сохранения исконных славянских ценностей. Каким делом - Степан объясняет так: военно-патриотическое воспитание молодежи (православные лагеря, военно-патриотические клубы для подростков) и просветительская деятельность (выступление в школах и ПТУ с лекциями о профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, военных традициях Руси и агитацией против абортов).

Европе - конец, - говорит Степан, негодуя из-за легализации однополых браков и прославления гендера. - Своим путем к само­уничтожению они пришли к тому, что их заменят более сильные народы, не отрекшиеся от духовных традиций. Им конец. Они реально скоро будут сюда проситься. Европу ждет гражданская война.

Синяки на руках свидетельствуют о том, что казаки готовы бороться за свои ценности не только на словах. Казачество должно быть с кулаками.

Тренировка закончилась. Казаки выстроились в спортивном зале училища и зачитывают в голос православную молитву. Молитвой начинается и заканчивается каждая тренировка клуба. Я сам в этом смогу убедиться через два дня, когда снова посещу тренировку и испробую прелести православной борьбы на себе. Синяки на руках свидетельствуют о том, что казаки готовы бороться за свои ценности не только на словах. Казачество должно быть с кулаками.

Казаки и символы

Разобравшись, где скрываются белорусские казаки и как вступить в их «секту», мчим вместе с фотографом в деревню Лекерта, что под Бобруйском, чтобы встретиться с руководителем казачьего конно-спортивного клуба «Ермак» Русланом Алиевым и поговорить с ним о тайнах казачьей души.

44-летний подъесаул встречает нас в казачьей амуниции. Рядом с ним шагают два товарища - младшие урядники Юрий Петруша и Сергей Фрис. Улыбчивый Руслан добродушно рассказывает о казачестве и лошадях и вспоминает свое детство, когда он, 11-летний мальчишка кавказских и казачьих кровей, тренировался на Бакинском ипподроме и скакал верхом. А затем работал каскадером в кино. Служил в бобруйской армии. Остался жить в Беларуси. Вступил в казачество Улаховича и вышел, потому что «там полностью попраны казачьи традиции».

По полю скачут мальчик и девочка, которых Руслан обучает верховой езде. Я пытаюсь понять, что дня него значит казачество - проекция детской игры в войнушку, идеалистический образ либо смысл жизни.

В моем понятии казаки - это народ, - говорит Руслан и признается, что везде себя так и записывает - «казак».
- Вера - это основное в жизни человека, - заявляет он. - Очень многие говорят, что не хотят ходить в церковь, потому что там священник такой. А ты не к священнику иди, к Богу иди. Ты же в Божий храм заходишь. У священника дом один, а храм - он для всех общий. Для казака вера - это уклад жизни. Если брать старину, то запорожских казаков называли рыцарями православия.
- Без веры казак - не казак, - добавляет Юрий.
- А как стать казаком? - спрашиваю я.
- Казаком родиться надо или чтобы стержень внутренний у тебя был, - тараторит Юрий. - Внутренний голос тебе подсказывает. Есть такой ген: в человеке сидит и просыпается.
- Казачество - это такой народ, который единственный в России может самоорганизоваться, - говорит Руслан. - В любом случае, что бы ни происходило. И после восстания Стеньки Разина, Емели Пугачева, Булавина - что только ни пытались с казачеством сделать, а казаки все равно реорганизовывались, собирались и продолжали жить.

Бобруйские казаки рассказывают о временах советских репрессий и рассуждают о том, почему в годы войны многие представители казачества стали пособниками фашистов.

Спрашиваю Руслана, как он смотрит на государственные границы и факт существования современных независимых государств.

Беларусь, Украина, Россия для меня лично - это территория святой Руси. Я за объединение этого государства, - говорит Руслан.
- Три сестры, - вставляет Юрий.
- Пусть в Минске будет столица, в Киеве, в Москве - для меня это несущественно. Но я за объединение этого народа, чтобы он обратно стал… А это так и было.
- А как вы видите это объединение? Допустим, сейчас Украина сама по себе, Беларусь - сама по себе, Россия - тоже.
- Мы придем к этому со временем. У нас такой народ - он в трудную минуту все равно объединялся. А сейчас такое положение… Украине досталось такое руководство. Они сами этим Майданом привели. Теперь начинают сожалеть. Уже меняется мировоззрение. Ведь маршировало не все население, 40 миллионов человек, а только кучка.
- Обычно объединяются против кого-то… - замечаю я.
- Ну, у нас есть общий враг, мы все об этом знаем, - отвечает Руслан. - Это западная культура. Нынешняя западная культура. В принципе, они и раньше пытались путем крестоносцев и уний нас перекрестить в католицизм. А сейчас нам хотят навязать, что нет мамы и папы, есть Оно. «Родитель №1» и «родитель №2». Это против человеческого естества. Это и есть наш враг, который нас разлагает. Он снимает все границы между мужчиной и женщиной, между воспитанием. Допустим, у меня четыре парня. Представляете, у них горячие две крови - казачья и кавказская. И что, я им за всю жизнь не должен подзатыльника или по жопе дать? И кто из них вырастет?

Мы идем пить чай, и я спрашиваю у бобруйских казаков, как они себя поведут в случае, если завтра в Беларуси появятся «вежливые люди» и ополченцы, а Путин призовет белорусов к объединению братских народов.

Ополченцы как появились… - рассуждает Руслан. - Допустим, сейчас запад Беларуси собирается, создает свой Правый сектор, приезжает сюда и - «русские, чемодан-вокзал-Москва!»… Я встану на защиту русского языка, русской культуры и русского народа. Не имеет значения, будет это выглядеть как отделение или нет, я встану на защиту русского языка. Если же соберется какая-то группа и скажет «давай отделим и соединим», будет позыв со стороны России идти, я отвечу: «Нет, ребята, извините, вот есть главы государств - пусть они и договариваются». Или проведут общий народный референдум - с российской стороны и белорусской.

Мужчины садятся в машину с российским триколором. Мы тоже покидаем казачьи земли. На бампере - «Погоня».

Казаки сходятся во мнении, что бывшие союзные республики разъединились и воевать под патронажем России за создание БНР (Бобруйской народной республики) не хотят. Мы прощаемся, завершив беседу рассуждением о том, как быстро пошатывается мир, который казался таким крепким. Руслан, Юрий и Сергей переодеваются в гражданскую одежду и превращаются в обычных жителей Бобруйска. Мужчины садятся в машину с российским триколором на лобовом стекле и уезжают.

Мы тоже покидаем казачьи земли и мчимся в сторону Минска.

На бампере - «Погоня».

Учимся находить общий язык.

Исторически известными казаки становятся вБелоруссии (Великом княжестве Литовском, Русском) с 1471года. В1489году вовремя преследования татар, ворвавшихсяв княжество, сыном Короля КазимираIV, Яном Альбрехтом, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знавшие местность Побужья. Документально сохранившееся свидетельствоо существовании казаков встречается в1499году вуставной грамоте великого князя литовского Александра. В1503году становятся известными казаки князя Дмитрия, которые составляли иррегулярное войско вЛитве. Они были организованы для защиты границ Литвы отнабегов татари подчинялись старостам областей, городов или замков.

В 1508году отряд казаков под начальством брацлавского ивиленского старосты князя Константина Ивановича Острожского разгромил загон татар, грабивших пограничные области Литовской Руси, другой отряд под командованием «славного казака Полюса— русака» разбил другой загон татар.

В1512году казакипод командованием князя Константина Ивановича Острожского икаменецкого старосты Предслава Ляндскоронского выдворяли запределы Руси ворвавшуюся сюга Татарскую орду.

В1516году казакипод начальством Ляндскоронского ходили впоход под турецкий город Белгород где наголову разбили татар итурок, ивернулись домой сбольшой добычей.

В 1528году литовский воевода Евстафий или Остап Дашкович став Черкаско-каневским старостой привлек ксебе множество казаков. Евстафий Дашкович вынес свой проект насейм оборганизации особой казачьей стражи в2000человек наодном изостровов Днепра (прообраз Запорожской сечи). Казачество увеличивалось вчисленности иосваивало южные пограничные земли (Украину). Казаки начали делиться нагородовыхи низовых. Потомок князей Гедеминовичей, икнязь Дмитрий Иванович Вишневейкий родившийся вправославной вере сделал первым попытку организовать иобъединить ватаги низовых казаков вСечь. После удачного похода черкасско-каневских ипутивльских казаков наТакар в1556году Вишневецкий наострове Хортица устроил земляной город.

В 1577году казаки воевали против Гданьска который нехотел признавать Стефана Батория своим королем. Вбитве под Тщевом казаки разбили гданьщан, 4527человек убили, 1000человек полонили, взяли шесть знамен и большую добычу.

Начиная с 1579года казаки участвовали вЛивонской войне сМосквой настороне Польши. Они участвовали вовзятии Полоцка, замка Красного, Великолуцка, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нисцерда. Атаманами уних были Франциск Сука, Микита, Бируль. Ходили казаки походами кВелижу уДвины и особенно отличились уСтародуба.

Возвратившись с ливонских походов казаки вновь обратили свое внимание наКрым, который постоянно трепетал завсю историю казачества.

В1583году реформой короля Стефана Батория казаки были разделены нареестровых инереестровых казаков.

Первое выступление казаков вБелоруссии произошло в1590году, отрядпод командой Матюши, пополненный местными кре-стьянами игорожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей идаже взял Быхов.

Восстаниепод руководством Криштофа Косинского (1591—1593 гг.) тоже нашло откликв Белоруссии, преимущественно вМогилевском иМинском воеводствах.

В1595годув Белоруссию пришел казацкий отряд Северина Наливайко, который быстро вырос засчет прилива белорусского населения. Повстанцы взяли Петриков, Слуцк, Могилев, Давид-Городок, Туров, Лахву, Пинск. В1595году состоялась Буйничская битва, где две тысячи казаков недали себя одолеть 18тысячному войску литовских феодалов. Выданный виюле 1596года предателямиС.Наливайко, после тяжелых пыток был казненв Варшаве. Свосставшими отошло наЗапорожскую сечь более1000 казаков-белорусов.

В 1596году вБелоруссии воглаве сзапорожцем Матвеем Шаулы действовали отряды казаков изместного населения, которые напа-дали напоместья, уничтожали документы, отнимали упанов захвачен-ные ими укрестьян земли. В1602году вБелоруссии действовал отряд под руководством Дубины.

Казаки неоднократно приходили вБелоруссию ивпоследующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. Известны казачьи выступления в1613 году наПинщине ивдругих восточных волостях. Возникновениюих содействовало пребывание здесь казацких отрядов. Накрестьянские выступления, поддержанные казаками, жаловалась шляхта налитовских сеймиках в 1615—1617 гг.

В начале 1615года отряд казаков, пополненный крестьянами ибеглыми солдатами воглаве сЧеляткой, Коробкой иКаменовским, действовалв Слониме иего окрестности.

Летом 1648года вБелоруссии появился значительный отряд каза-ков под командой Головацкого.

На юге Белоруссии одновременно сотрядами казака Небабы действовали казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапкии других.

Казацкие отряды постоянно прибывали вБелоруссию втечение 1648—1649 гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки: Кривонос (сын), Сохненко, Голота идругие. 10-тысячный казацкий отряд Голоты завесну 1649года вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин идругие города сами открыли ворота восставшим. Местное население активно вли-валосьв казацкие отряды. Мещане Пинска, Мозыря, Боб-руйска, Бреста идругих городов вместе сказаками икрестьянами мужественно защищалисьот шляхетских войск.

Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое вступало вка-зацкие полки. Обэтом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл : «Нетолько казаки подняли бунт, ноивсе наши крепостные наРуси кним присоединились ивойско казакам увеличили».

В сообщении овзятии Радзивиллом города Чечерска говорится, чтоон, расправляясь сказаками, перебилих жен идетей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.

Казацкое движение вБелоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому ссевера войсками Радзивилла.

Казацкий отряд под командой Поддубского, защищавший нагорящих башнях истенах Бобруйск, предпочел по-гибнуть впламени, чем сдаться. Летописец сообщает, что всражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк.

В 1648году сподвижникБ. Хмельницкого полковник Филон (Илья) Гаркуша с отрядом казаков пришел вБелоруссию. Родом онбыл сБыхова. Победный марш поБелоруссии онначал сразгрома польско-литовского отряда стражника Мирского напереправе через реку Березину около местечка Горваль. Вдекабре 1648года осадил Быхов. В1651году с15тысячным отрядом сражался врайоне Припяти. Разгромил посланные против него войска полковника Павши. Вмарте-апреле 1654года был посломБ. Хмельницкого вМоскве.

При всем своем размахе освободительное движение вБелоруссии сохраняло основные недостатки: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.

Зборовский договор Хмельницкого справительством Речи Поспо-литой (1649г.) привел к временному ослаблению казацкого движения вБелоруссии. Однако хотя казацкие войска всвязи сэтим были отозваны изБело-руссии, авдоль левого берега Припяти расставлены заградительные отряды Радзивилла, белорусы несложили оружия ипродолжали бороться против своих угнетателей.

Многочисленные отряды нерасходились подомам. Киевский воевода Кисель, проезжавшийпо Белоруссии 16октября 1649году, писал ко-ронному канцлеру: «Плебс (простой народ) продолжает оставаться вотрядах идомой пановне пускает». Вапреле 1650года тотже Кисель сообщил королю, что народ возмущен инежелает признавать власть своих панов. Неимея сил терпеть тиранию, онуходит заДнепр, наЛевобережную Украину ивРоссию.

Весной 1651года вБелоруссии поднялась волна казацких волнений, всвязис тем, что Хмельницкий возобновил военные действия против Речи Посполитой.

Новое оживление казачьего движения началось вовремя войны между Речью Посполитой иРоссией в1654году. Вэтой войне белорусский фронт имел громадное значение. Стратегический план России иУкраи-ны заключалсяв том, чтобы заставить Речь Посполитую воевать замного сот километровот своих основныхбаз, натерритории, горящей вогне восстаний, подставив свой растянутый фланг итыл под удары. Богдан Хмельницкий направил часть своих полков вБелоруссию для общих военных действий.

Наказным гетманомв Белоруссии был назначен полковник Нежинского полка Иван Николаевич Золоторенко, который возглавлял 20тысячное казачье войско. При осаде Быхова онбыл ранен иумер. Новым командующим был назначен Иван Нечай . В 1655году документы онподписывал как полковник Чаусскийи Новобыховский, атакже полковником Белорусским, Могилевскими Гомельским. В1658году онизменил интересам казачества иперешелна сторону поляков (Гданьский договор), воевал против русских войск, разгромлен под Могилевом, выслан вТобольск.

Кроме Белорусского (Чауского) полка (1654—1659 гг.) натерритории Белоруссии впорядке отпочкования возникли хотя инакороткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда «полками». Примером может быть отряд Дениса Мурашки . В1656году минский воевода всвоем донесении величает Дениса полковником который воглаве казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, исобирал хлеб для полка.

ВИгумене Мурашко дислоцировался втечении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский иНовогрудские поветы.

Натерритории Беларуси для решения боевых задач входили идислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

Белорусские крестьяне игородская беднота видели вказацком полковом административном устройстве наУкраине ивказаках свое-образное воплощение того, кчему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением вжизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших встране в XV—XVII вв. измененийв производствен-ных отношениях.

Немало людей, уходили изродных мест впоисках средств кжизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет инаучившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам вборьбес местными ипольско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел вначале южное направление, затем сучетом расширения Русского государства кюжному вектору прибавился восточныйи северо-восточный вектор. Казаки выходцы сбелорусских земель дошлидо Аляски расширяя иохраняя границы державы.

Казаки взяли насебя роль защитников веры иотечества, они сделались вглазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды ичести, стали бессмертными вглазах многих поколений исэтим именем вышлина страницы славянской или вообще мировой истории.

по данным официального сайта

Вверх